Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Информационный портал «Допобразование» опубликовал интервью с Президентом НП «АУРА» Ириной Егоровой

Информационный портал «Допобразование» опубликовал интервью с Президентом НП «АУРА» Ириной Егоровой

Ирина Игоревна Егорова,

Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии

 

— В чем миссия Ассоциации? Каковы ее задачи? 

— Ассоциация участников рынка артиндустрии создана в 2012 г. , на мой взгляд, с очень важной целью — способствовать и всячески помогать развитию арт-образования в России, которому, к сожалению, не уделяется должного внимания. Наверное, кто-то с этим утверждением не согласится, ведь в каждом учреждении допобразования есть  кружки, где деток учат шить, рисовать, лепить, валять, расписывать батик. Но мы убеждены, и лучший мировой опыт доказывает это, что каждый ребенок должен узнать, а затем и овладеть  широким набором художественных материалов и научиться выражать свои мысли и чувства с их помощью.

По мнению ЮНЕСКО лучшим стандартом арт-образования является система разработанная в США. Согласно ей ребенок уже к 9 годам должен уметь создавать арт-объекты из 36  художественных материалов и пользоваться соответствующим инструментами. Специализированные кружки могут быть, безусловно, но только после того, как ребенок освоив все виды художественных техник, осознанно выбрал свое  направление в творчестве.

Кроме того, общее арт-образование призвано формировать творческий подход в решении жизненных вопросов, воспитывать стремление к созданию принципиально новых продуктов. Я убеждена, что проблемы российской легкой промышленности — в отсутствии креативной, творческой составляющей у людей, которые идут туда работать. Они просто не умеют создавать красивые вещи, которые были бы востребованы людьми. А все почему? Потому, что нас не учат создавать новое, в лучшем случае научат технологии — шить, расписывать ткань и т.д. Наиважнейшая составляющая в арт-образовании — рождение замысла, а затем самостоятельный подбор материалов и технологий, благодаря которым идея  может быть воплощена в жизнь. Другая не менее важная задача — создавать вещи высокого качества, обладающие потребительскими свойствами, а если не получилось создать классный продукт  — смело и без сожалений уничтожить результаты своих трудов.

— Кто является участником Ассоциации? У Ассоциации есть «кодекс чести» — зачем он? Является ли он работающем инструментом в бизнес-среде?

— Учредили Ассоциацию частные лица, бизнесмены, которые более 20 лет поднимают арт-индустрию в России и много сделали для появления широкого ассортимента товаров для творчества.  Сейчас работу Ассоциации поддерживают более 160 предприятий. Внутри Ассоциации созданы две профессиональных Гильдии — Гильдия арт-педагогов России и Гильдия багетных мастеров России. Почему у нас есть «Кодекс чести и достоинства членов Ассоциации» — прежде всего потому, что у любой организации должна быть этика ведения дел. Этот документ регламентирует отношения между членами Ассоциации и безусловно, это рабочий документ, которого все строго придерживаются, иначе зачем его нужно было принимать. Кроме того, принимая решения о вступлении в Ассоциацию, люди читают документ и понимают насколько их интересы совпадают с интересами организации.

— Как Вы считаете, люди творческих профессий, которые стремятся передать свои знания подрастающему поколению, не создают ли себе прямую конкуренцию в виде «окрепших подмастерьев»?

— Каждый из нас конкурент лишь самому себе. Обучение — это процесс, где участвуют двое — ученик и учитель. В чем задача учителя, довести ученика до уровня мастера. Без стараний педагога и ученика —  высоких результатов добиться нельзя. Это всегда успех двух людей. Творчество — удивительная штука, нет и не может быть двух одинаковых художников, да даже двух одинаковых поваров! Везде, где есть творчество — есть проявление индивидуальности и задача арт-образования раскрыть в полной мере индивидуальность и научить выражать ее в материале. Если этому научили, то будут рождаться истинные произведения искусства. Что мы подразумеваем под этим словосочетанием — величие замысла и мастерство исполнения.

— Ассоциация связана исключительно с изобразительным искусством, творчеством и рукоделием? Или это очень условные рамки, деятельность выходить в широкое «творческое поле», где есть материальный «творческий продукт», представляющий основной интерес?

— Изначально, Ассоциация создавалась для поддержки развития визуальных видов искусств, но со временем понятие арт-педагог преобразовалось. Теперь мы считаем, что арт-педагоги — это все педагоги новаторы, люди обладающие креативным сознанием и стремлением возвести профессию в ранг искусства. Нам пришлось расширить круг интересов и теперь мы занимаемся развитием технического, естественнонаучного творчества, охватываем все аспекты духовно-нравственного воспитания, включая военно-патриотическое и историко-патриотическое. Художественному творчеству есть место в любой деятельности, полагаю, что развитие интегративности в образовательных программах приведет к тому, что художественные материалы будут использоваться во всех направленностях допобразования.

— Как возникла идея связать «креативное производство» с «креативным образованием»? 

— Очень просто! Все производители, которые выпускают товары, оборудование, материалы для образовательного и воспитательного процесса будут успешны тогда, когда их продукция будет востребована системой образования. Они работают для системы образования! А система образования пока сдерживает развитие этих предприятий. Летом прошлого года мы проводили исследования по использованию художественных материалов в изобразительной деятельности детей в детских садах. Так вот за 40 лет ничего не изменилось. По-прежнему это гуашь, которая кстати нигде в мире давно уже не выпускается по причине безопасности этого материала, пластилин (к российскому пластилину тоже много нареканий к безопасности, цивилизованные системы образования требует пластилин из сырье растительного происхождения, а не на нефтепродуктах), карандаши, фломастеры, бумага.  И все! Нет,не все — еще воспитатели учат прекрасному на всяком мусоре — пустых пластиковых бутылках, перьях из подушек, грязных шишка и листве с городских газонов, на которых не раз отметились собаки, и прочих никому не нужных дарах городской флоры. Чему тогда удивляться, что мало кто ходит на выставки, посещает галереи, что выставки современного искусства по окончании  вывозятся грузовиками на свалку.

С детства формируется осознание, что искусство — это мусор! Успех в арт-образовании будет тогда, когда педагоги озаботятся  двумя задачами — величием замысла и материалами (технологиями), которые способны осуществить замысел. Ограничите ребенка в выборе материала — не дадите ему возможность реализовать замысел. А пока, ситуация как в той песенке «я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила», в нашем случае выставили «не пойми что» на отчетную выставку и усиленно восхищаемся «не пойми чем».  Гарантировать результат могут только качественные материалы — это аксиома.

Задача одна — объединить усилия педагогов и бизнеса для максимальных успехов в деле образования, воспитания и просвещения наших детей. Давно пора понять, что у нас один общий интерес — все лучшее детям. Никогда не удастся решить проблему качественного образования силами только системы образования. Необходимо объединять усилия исполнительной власти, педагогической общественности, разного рода общественных организаций, и понять уже наконец, что мы — ВМЕСТЕ! Мы — должны работать в интересах одного общего дела —  формирование будущего поколения — креативного, знающего, умеющего, ориентированного на результат, готового к жизни, профориентированного, и т.д. и т.п.

— Креативность, как способность порождать новое знание, сейчас востребована во всем мире. По крайней мере, делается очень много подобных заявлений. Возможно ли в России, ощущающей потребность в консервативных ценностях, разнопланово богатой культурно «креативная экономика»? 

— Признанный тезис — если 20 век принадлежал человеку знающему, то 21 век будет принадлежать человеку творческому. Страна нуждается в инновационных решениях, в нестандартных подходах, в развитии наконец. В основе всего лежит творчество. Посмотрите, как развиваются сегодня цифровые технологии, робототехника, и в истоках стоят творческие люди, которые умеют рождать идеи, формировать замысел и мастерски воплощать его в жизнь. Для этого и нужно арт-образование, на базе которого проще всего  ребенка научить  формированию замысла и добиваться мастерства исполнения. Пойдем в рассуждениях чуть дальше —  кто создал IPhone в том виде, в котором он есть? Дизайнер! Кто создал «галочку» Nike, которую знают все? Дизайнер! Роль дизайнера велика, он может как загубить самую лучшую разработку ученых и инженеров, либо сделать ее сверх популярной. По-моему, арт-образование обязательно для всех и оно обязано поменяться и начать соответствовать потребностям ежедневно меняющейся жизни. Мы должны воспитывать людей обладающих вкусом, ценящих прекрасное, по настоящему подготовленных зрителей для театров, слушателей для концертов, посетителей выставок и музеев — это задача минимум. Задача максимум  — готовить профессионалов в искусствах и промышленном дизайне.

— Есть ли перспективы развития у народных промыслов, если хотите, «возвращение в оборот»? Или они по-прежнему останутся своего рода экзотикой для неискушенных туристов?

— Конечно же есть, но при одном условии, что с народной культурой и ремеслами будут знакомить с детства. Что такое народные промыслы — это территории, где исторически развивалось то или иное ремесло. Возьмем подмосковную Гжель  — это деревня, где большое месторождение глины и все кто жил в этом местечке занимались керамической посудой. Промыслу почти 700 лет, а в том виде, в котором мы его знаем, с кобальтовой росписью, всего 300 лет. В советское время посуда с росписью совсем исчезла, восстановили производство только после Великой Отечественной Войны. В 80-90 е годы 20 века гжель была очень популярна и люди пользовались ей в быту. Сейчас керамическая посуда вообще не в тренде, поэтому продукция не пользуется спросом. Она требует современного переосмысления. Опять же задача дизайнеров, адаптировать традиции к современному восприятию. Промысел —  это бизнес, выражаясь современным языком. Промыслы всегда следовали за спросом. И сейчас они должны меняться и соответствовать времени, но не забывать и не терять свою культурную составляющую и историческую ценность.

Наша Ассоциация тоже вносит посильный вклад в популяризацию народных промыслов. В мае этого года мы объявляем конкурс для московских колледжей. Конкурс называется «Новая жизнь Гжели». Сверх задача  — представить коллекции одежды с использованием мотивов кобальтовой росписи, проекты предметов интерьера, оформления жилого пространства, украшений кондитерских изделий и кулинарных блюд, и даже прически и макияж.  Итоги конкурса будут объявлены в ноябре на Образовательном Форуме «Народная культура в образовании», который мы будем проводить впервые, при поддержке опять же предприятий народных промыслов. Но конкурсантов с их проектами мы привлечем к главному семейному мероприятию года «Елка в стиле Гжель», где каждый день новый колледж будет показывать свои конкурсные программы детям и взрослым.

— Согласно одному из авторов теории «креативнных индустрий» Ричарду Флориды — ядро «креативного класса» составляют люди, занятые в науке и технике, образовании и искусстве, архитектуре и дизайне, индустрии развлечений, бизнеса и финансов и других смежных областей, чья деятельность связана с созданием новых идей, технологии и содержания. А у нас сегодня за понятием «креативный класс» несправедливо закрепилась  искаженное понимание и синонимичность тому, что в народе называется «офисный планктон». Может быть в этом брезгливом отношении и заложена непопулярность и стагнация «креативного развития»?

— Думаю, что причина не в этом. Сами педагоги  обозначили место арт-педагогики где-то между реабилитацией, развитием мелкой моторики и духовно-нравственных качеств, когда креативность является главным фактором успешности личности в современном мире. Для примера, к чему привело развитие цифровых и интернет-технологий? Усилению роли изобразительного ряда. Чтобы представить свой проект на финансирование или на утверждение руководством каждый менеджер должен создать презентацию. Презентация основывается на картинках и доводах. Чтобы сделать убедительную презентацию, способную влиять на восприятие информации необходимо сделать ее визуально красивой, композиционно выверенной, подобрать шрифты и заголовки соответствующие информации, выбрать цвета, которые соответствуют теме презентации. Этому где должны научить? На занятиях по арту.

Рассуждаем дальше, на чем проще всего показать азы экономических знаний: цена, себестоимость, прямые расходы и т.д. На уроках творчества, если ставим задачу не толко придумать и создать арт-продукт, но и посчитать себестоимость изделия. Где можно посмотреть конкурентоспособность изделия? На благотворительных аукционах и ярмарках, где ребенок сам увидит пользуются спросом его поделки или нет, купили их или нет, попытается разобраться не продалось потому, что дорого или потому что не нравится покупателям. Только арт предоставляет столь широкие возможности для получения очень важных знаний для подрастающего поколения. И если система образования это признает, то в стране появится креативный класс.

 

Интервью провел Андрей Павлов

 

Ссылка на интервью

К меню