Вы тут
Главная > На чем учить? > Проектная и исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве

Проектная и исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве

Сегодня много говорят о том, что задача современной школы не «вдалбливать» в ребенка знания, а учить его находить и использовать информацию в проектной деятельности, формировать навыки XXI в. через включение в эксперимент и исследования. К сожалению, красивые теории и существующая практика пока не становятся ближе к друг другу. Продолжая обсуждение перспектив развития образования, рассуждая о том, какая школа сегодня должна быть, какой учитель ей нужен, «чему, на чем и как учить» хочу обсудить с вами ряд предположений, которые, на мой взгляд, мешают красивым, правильным словам и лозунгам стать реальностью.

Споры вокруг технологии проектирования не утихают и спустя столетие после первых попыток ее использования в системе образования. Педагогов, как и тогда интересует проблема эффективности проектной деятельности в сравнении с привычными способами обучения. Очередной всплеск интереса к проектной деятельности в обучении пришелся на 90-е гг. ХХ в. Тогда были переосмыслены психолого-педагогические основы метода учебных проектов, накоплен значительный практический опыт его активного использования в системе дополнительного образования. Однако все оказалось несколько сложней. Проектная деятельность является по своей природе синтетической и складывается из многих специфических процедур и видов деятельности. Поэтому довольно кропотливым и непростым делом оказывается выстраивание ее целостной структуры. В силу этого некоторые проектные шаги попросту остаются вне пределов внимания педагога. Большинство представляют проектный метод таким образом: дал учитель творческое задание, дети его выполнили, получили какой-то продукт в итоге — вот и проект или проектный урок. Это, на мой взгляд, заблуждение.

 Логика проектного урока в общих чертах такова: проблемная ситуация — проблема — цель — продукт. При этом цель – САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать проблему и найти способ ее решения. Учитель может помочь детям сформулировать проблему, но способ её решения дети должны предложить сами. Также не следует путать продукт и результат проекта. Продукт – это может быть, как конкретное изделие (макет, настольная игра мультфильм, спектакль и пр.), так и предложения ребят по решению проблемы (обычно такой вид продукта бывает на проектных уроках). А результат проекта – это достигли цели проектной деятельности или нет, и на это нужно обязательно обращать внимание детей. Не говоря уже о том, что цели проектно-исследовательской деятельности многие педагоги формулируют не корректно и в системе образования сегодня начала процветать «псевдопроектная» деятельность.

Несколько причин, препятствующих развитию проектной деятельности в школе:

  1. Проектная технология — это высший пилотаж профессиональной деятельности преподавателя.

К сожалению, в педагогических вузах до сих пор студентам дают достаточно обширные и глубокие предметные знания, а вот с практической частью программы все несколько сложнее. Многие выпускники, оканчивая университет с «горящими глазами» и желанием вовлечь учащихся в продуктивную проектную и исследовательскую деятельность, внезапно оказываются абсолютно беспомощными, потому как их ожидания и знания не соотносятся с тем, с чем им приходится сталкиваться на практике. Они понимают, что к реальной жизни в школе, а тем более к проектной и исследовательской деятельности их никто не готовил.

Среди действующих педагогов, использующих проектный метод на уроках, многие отмечают наличие сложностей в его реализации в рамках школьного урока, выдвигают разные и даже противоположные точки зрения. Так небольшая часть педагогов (3%) отметили, что применяют метод проектов на уроке в одном и том же классе один-два раза в неделю. Можно бы порадоваться такой активности, но, к сожалению, часто в таких случаях за проектную деятельность выдаются другие виды деятельности. В результате нет разрешения проблемы с помощью новых знаний, нет нового продукта, полученного в процессе этой деятельности, а все сводится к реферату или презентации по заданной теме, в лучшем случае с использованием интернета. При этом и реферат, и презентация часто никак не связанны с решением проблемы. Около 36 % педагогов регулярно используют метод проектов, но в тоже время отмечают недостаток знаний о методе, нехватку времени на уроке, ограниченность ресурсов, загруженность учащихся другими предметами, их слабую заинтересованность в проектной деятельности, недостаток времени на креатив и на внедрение идеи… 28 % учителей отмечали, что при поурочном планировании метод проектов невозможно использовать чаще, чем один-два раза в год, т.к. не хватает времени на подготовку проекта на уроке и дома.  Ну и далеко не каждый педагог способен проявить не свойственные обычному учебному процессу функции: организатора, консультанта, эксперта, медиатора, психолога, технолога…  Мой опыт говорит, что представления многих учителей о методе проектов отрывочны, а часто и ошибочны. И это, прежде всего, не их вина, а методических служб, призывающих к тотальному внедрению данной технологии без должного обучения педагогического корпуса и создания условий для ее реализации.

  1. Далеко не всегда учитываются возможности, возрастные и психологические особенности детей

Недавно я видела забавный скриншот. Это было бы смешно, если бы не было так грустно, а по сути эта «переписка» отражает ту тревожную ситуацию, которая складывается в образовательной практике учителей и даже воспитателей детских садов. Поэтому в качестве второй, и очень важной проблемы обозначу неготовность многих учащихся к собственно проектированию.

Никто не спорит, что навыки проектной деятельности необходимо развивать как можно раньше, но очень часто проектная деятельность учеников и воспитанников детских садов переносится из образовательных учреждений домой. К работе подключаются родители, которым проще сделать самим, чем подсказать и направить мысли ребенка в нужном направлении. Данная проблема усугубляется еще и механическим заимствованием педагогами приемов и форм работы над проектами из более старших уровней обучения и находит свое выражение в искусственном приукрашивании, неоправданном «онаучивании» презентаций проектов детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Имеет место перегруженность внеурочной работой в средней школе, связанная с участием учеников в проектах. В результате мы имеем несформированность у младших школьников ряда умений (коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных) хотя бы на минимальном уровне. Отсутствие опыта продуктивного группового взаимодействия, содержательной самооценки и т.п. крайне затрудняет и снижает эффективность проектной деятельности в средней и старшей школе.

  1. Недооценивается значение оценочных средств и экспертизы ученических проектов

На образовательном пространстве появилось много федеральных и региональных конкурсов проектов, на участие в которых уходит много физических и материальных усилий. Конкурсы порождают в том числе и стремление учителей максимально выигрышно представить проекты своих учеников. Поэтому в качестве третьей проблемы реализации проектного метода обозначу смещение педагогами цели проектной деятельности с внутреннего на внешний результат. Вместо формирования исследовательских, информационных, кооперативных, коммуникативных, презентационных, рефлексивных и других умений педагог обращает основное внимание на внешний результат — продукт детского проектирования. Часто значительная часть работы выполняется взрослыми, которые «из благих намерений» помогают ребенку. Но опытный эксперт сразу же видит «руку» педагога или родителя и понимает, что для ребенка эта работа не принесёт ожидаемых результатов. Это направление образовательной деятельности трудно поддается стандартизации и унификации и поэтому качество проектов может быть выявлено только экспертным путем. Причем желательно, чтобы экспертами были специалисты, имеющие собственную практику организации ученических проектов и исследований реализуемых в рамках интеграции формального и неформального образования. Поэтому важным условием развития проектной деятельности является формирование сообщества экспертов для различных уровней образования.

Новые формы контроля очень нужны и педагогам, и детям. Soft skills — навыки, о которых так много говорят и которые формируются в процессе проектной и исследовательской деятельности, долго не включались в систему контроля и оценки из-за сложности их диагностики. Но без нее они так и останутся «красивыми» словами и радужными планами.

  1. Не достаточно реализуется междисциплинарная сущность ученических проектов

Интеграционные междисциплинарные проекты могут быть, на мой взгляд, очень эффективным средством развития творческих способностей подрастающего поколения, но междисциплинарное проектирование в областях искусства и науки достаточно новое направление в отечественной педагогической практике. Я уже не первый раз пишу о том, что реальная проектная деятельность всегда интегративна и очень трудно реализуется в рамках одного предмета. Наши зарубежные коллеги постоянно ищут новые способы, чтобы помочь своим ученикам разобраться во множестве жизненных ситуаций и кусочках знаний, которые они получают в рамках традиционного учебного плана. Сегодня учащиеся продолжают переходить от одной дисциплины к другой, изучая информацию, которая оторвана от реальных жизненных ситуаций. Для устранения фрагментации, которую испытывают и учащиеся и педагоги, во многих странах уже не одно десятилетие развивается интегративная образовательная технология STEM, интегрирующая науки, технологии, инженерию и математику, а также более широкая STEAM, позволяющая эффективно использовать для проектной деятельности широкий спектр арт-технологий и развивать учащихся средствами искусства. Два года на образовательных форумах, организуемых нашей Ассоциацией, лучшие специалисты системы образования, представители общественных организаций и бизнес-сообщества обсуждают различные подходы к реализации интегративного подхода в образовании. 28-30 марта 2019 г. состоится очередной Международный Форум для специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Технологии в образовании. STEM vs STEAM» (www.образовательный-форум.рф ), где у каждого из вас будет возможность не только принять участие в обсуждении актуальности междисциплинарного подхода, но и познакомиться с наиболее успешными проектами, образовательными практиками, интегративными программами и конечно технологиями, которые повлияли практически на все аспекты нашей жизни. Сегодня качественная проектная и исследовательская деятельность невозможна без грамотного обеспечения современным оборудованием и средствами обучения. Наш опыт работы с педагогами показал, что и педагоги, и дети очень рады, если находят предложение от индустрии учебного оборудования и средств обучения, которое помогает им создать продукт проектной деятельности или повысить качество проектов, исследований и экспериментов. Количество, разнообразие и доступность таких предложений с каждым годом растет, и задача нашей Ассоциации помочь вам выбрать то что нужно, доступно и качественно.

  1. Чрезмерное увлечение проектной деятельностью противоречит системному подходу в обучении.

Я отнюдь не противник метода проектов. Более того, сама пользовалась им неоднократно, более 30 лет обучала ему педагогов и вижу его безусловную полезность. Однако и в образовательном процессе следует воспользоваться известной заповедью великого Гиппократа: НЕ НАВРЕДИ!

Планируется, что с 2020 г. в старших классах останутся только четыре обязательных предмета, а все остальные курсы будут выбирать сами ученики, проектная деятельность станет обязательным предметом в старшей школе — один час в неделю в десятом классе. Все десятиклассники будут получать оценки в аттестат по этому предмету. Правда, пока не понятно, как школьников будут оценивать и что будет происходить на уроке. А готовы ли все участники этой достаточно сложной деятельности к таким переменам?! Как тут не навредить? Ведь она не имеет прямого отношения к академическому обучению, противоречит поурочному планированию, поэтому чаще всего и наиболее качественно она реализуется во второй половине дня, после уроков. Но даже в дополнительном образовании, где она наиболее развита, многие педагоги не четко разделяют проектную и исследовательскую деятельность, уже на предпроектном этапе делают ошибки и у них создается иллюзия, что они занимаются проектной деятельностью, хотя налицо невыполнение определенных процедур, необходимых для проектирования…

А вот включение проектной и исследовательской деятельности в основную школу потребует кардинальной перестройки работы не только педагога, но и принципиальных изменений в организации и управлении образовательным процессом на уровне всей школы:

  • Нужно по-другому строить расписание: один час в неделю проект не делают. Существующие проектные школы реализуют принципы интегрированного образования, применяют модульное расписание, используют метод обучения с погружением и интегративные программы.
  • Образовательный процесс требует высокой гибкости, у педагога должно быть больше свободы: трудно предугадать, как будут развиваться события и сколько времени потребуется на проект.
  • Нужны единые подходы к методикам организации и диагностики результатов исследовательской и проектной деятельности. Нужно отказаться от ориентации в оценке деятельности школ в основном на результаты ЕГЭ и предметные олимпиады. Необходим переход к формированию комплексного портфолио учащегося и возможности ранжировать в нем их достижения.
  • Необходимо особое внимание уделить современному образовательному пространству, создать условия необходимые для лабораторной, экспериментальной и продуктивной деятельности детей разных возрастных групп. Особое внимание надо уделить работе с дошкольниками и младшими школьниками, увеличить вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность учащихся начальной и средней школы… И это только начало тех перемен, которые уже на пороге!

Поэтому ждем вас на Международном Форуме для специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Технологии в образовании. STEM vs STEAM» (www.образовательный-форум.рф ), От нас всех зависит станут ли «красивые слова» о проектной деятельности реальностью, а для этого нужно чтобы перемены носили системный характер. Выражу общее мнение нашей общественной организации — школьное образование для того чтобы меняться к лучшему должно стать предметом общенациональной дискуссии, в которую стоит вовлечь и педагогов, и родителей, и учащихся. В условиях отсутствия ответа на вопрос, что государство и общество хочет получить от системы образования, ее судьба раз и на всегда может остаться во власти «специалистов», которые используя различные «модные термины» могут красиво описывать радужные перспективы и которые считают, что они лучше знают «чему, на чем и как учить» наших детей. Мы готовы открыто обсуждать имеющиеся проблемы, искать такие способы их решения, которые позволят красивые перспективы сделать реальностью. И я очень надеюсь, что вы с нами.

Наталия Михайлова

д.п.н., профессор,

Руководитель социально-образовательные проектов

Ассоциации участников рынка артиндустрии

Добавить комментарий

К меню