Вы тут
Главная > На чем учить? > 9 «актуальных навыков» для молодого специалиста и опытного педагога

9 «актуальных навыков» для молодого специалиста и опытного педагога

Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. Сегодня педагогическое сообщество активно обсуждает особую ценность ключевых компетенций и новых видов грамотности учащихся, которые рассматриваются как важные результаты образования. В XXI в. акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческому подходу к делу. Мы должны научить детей навыкам самообразования, самообучения, а для этого должны активизироваться и перестроиться, как сами учащиеся, так и педагоги.

Сегодня и государство, и родительская общественность, и администрация образовательных организаций предъявляют к учителю высокие требования. Системе образования нужны педагоги, которые не только знают свой предмет, а умеют его преподавать с учетом потребностей и возможностей подрастающего поколения. Вот тут-то с множеством проблем в профессиональной деятельности сталкиваются не только молодые специалисты, но и их более опытные коллеги. К счастью, современным подходам к преподаванию можно научить.

Современный педагог — это специалист, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом, и, в первую очередь, мотивировать ребенка на обучение и научить учиться. Для этого ему необходимо:

— хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах);
— уметь составлять рабочие программы учитывающие особенности каждого класса;
— владеть современными методиками преподавания — «идти в ногу со временем»;
— использовать технологии, учебное оборудование и средства обучения: от персонального компьютера до интерактивной панели и пр.
— выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией.

Одновременно с этим вести документацию (электронный журнал), а также непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций и т.д., и т.п.  Получается, что современному педагогу уже не достаточно традиционных навыков для качественной и эффективной профессиональной деятельности. Предлагаем рассмотреть 9 «современных навыков», которыми сегодня должен обладать каждый педагог.

1. Профессиональное развитие — Адаптивность

Адаптивность — профессионально значимое качество современного педагога. В стремительно изменяющихся условиях цифрового века педагоги должны быть гибкими, способными адаптироваться к тем изменениям, которые появляются на их профессиональном пути. Сегодня от педагога требуют обеспечить высокие баллы ЕГЭ, использовать компьютерные технологии,  владеть компетентностным подходом, воспитывать патриотизм, развивать креативность … Все эти задачи педагогам приходится решать в условиях непрерывных модернизационных изменений. Поэтому способность адаптации к новым условиям является необходимой для существования познавательных и самообразовательных способностей педагога. Показателем уровня адаптивных способностей, как правило, является информированность о тенденциях развития, инновациях в системе образования и готовность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с новыми требованиями.

2. Уверенность в своих силах

Для того, чтобы преподавание было максимально успешным и продуктивным, педагог должен быть уверен в своих силах и знаниях, чтобы лучи этой уверенности проникали в учеников, заряжали и вдохновляли их на новые свершения и достижения. Но если вам свойственно сомневаться в своих силах, знаниях и компетенции, то с этим недугом можно и нужно бороться. Первый шаг — честность, будьте готовы признать, что вы не гуру, знающий все на свете. Второй шаг — не бойтесь признаться перед учащимися, что вам нужно что-то сверить или посоветоваться с коллегами, или освежить некоторые знания… Главное, будь открытым и честным. К таким людям всегда относятся с доверием и пониманием, что не может не вселять уверенность в собственных силах.  Следующий шаг – компетентность нужно постоянно повышать. Без этого педагог не может развиваться и быть интересным ученикам. Сегодня постоянно разрабатываются новые методики преподавания, появляются интересные технологии, учебное оборудование, средства обучения. Уверенность приходит с компетентностью, а сама по себе уверенность ничего не значит.

3. Командный игрок

Для эффективного решения задач, стоящих перед системой образования необходимо, чтобы педагоги не просто знали друг друга, но и могли общаться, создавая эффективные работающие сообщества. В идеале желательно добиться того, чтобы представители органов управления образованием, руководители школ, детских садов, досуговых центров, представители различных профессиональных и бизнес сообществ, вместе с преподавателями стали одной командой единомышленников, которые помогают и поддерживают друг друга. В условиях, когда количество учащихся в классах велико и ресурсов недостаточно, важно объединить всех заинтересованных в повышении качества образования и работать друг на друга.  При этом командные игроки должны относятся к другим членам команды с уважением, вежливо и обходительно — не время от времени, а постоянно, и не по приказу начальства, а от души. Кроме того, они должны демонстрировать понимание, поддерживать коллег, помогать выполнять их часть общей работы. Демонстрация приверженности делу и преданности команде, совместное решение проблем обязательно приведет к успеху!

4. Непрерывное обучение

Современный педагог должен не только учить – но и постоянно учиться, развивая в себе эту способность. Те, кто не учатся – не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Конечно же, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Зачастую, в государственной системе повышения квалификации таких курсов не найти. Поэтому большой популярностью в мире пользуются курсы повышения квалификации, предлагаемые специалистами из индустрии учебного оборудования и арт-индустрии (www.indystryart.ru). Такие курсы отличаются высокой практико-ориентированностью, а предлагаемые «готовые решения» позволяют экономя время и силы педагога быстро и массово внедрять новые образовательные продукты, современное оборудование и средства обучения для решения стоящих перед системой образования задач.

5. Творческий педагог — креативные воспитанники

Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Однако при огромном количестве имеющихся возможностей для творческой реализации, часто наблюдается то, что можно назвать «апатией творчества». Это может случиться с каждым, но обычно быстро проходит. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т.п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества.

Большая часть вины за недостаток творчества и, следовательно, инноваций, в образовании можно отнести к традиционным системам, которые нуждаются во внедрении творческого подхода к решению проблем. Сделайте творчество традицией в организации учебного процесса, используйте наиболее эффективные стратегии обучения, рассматривайте креативность как важный навык, который пригодится учащимся в течение всей жизни и создайте программу для развития этого навыка у учащихся. Используйте эмоциональные связи, т.к. лучшая инструкция по творчеству связана с эмоциями ученика. Пересмотрите свое отношение к ошибкам, если дети не готовы ошибаться, они никогда не придумают ничего оригинального. Дайте учащимся возможность задавать вопросы и проводите уроки на которых у них будет возможность удивляться и исследовать, найдите способы включить в учебных процесс искусство, музыку и культуру, т.к. они играют центральную роль в творческих начинаниях, учат принимать креативные решения и позволяют значительно повысить качество образования по любому предмету.

6. Неформальное лидерство

Эффективный педагог-наставник, который не только доносит до ученика знания, но и выясняет то, как ученик может осваивать знания эффективнее всего. Он знает в чем «слабые места» ученика и какими методами лучше всего восполнить пробелы, в какой форме материал будет им усвоен лучше. Опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут для изучения предмета. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном» для учащихся. Педагогу необходимо знать приоритеты и цели детей в классе или группе. Безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему. Именно такой педагог может стать хорошей моделью для подражания не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни. Все лидеры — неформальные, формальных не бывает.  Формально бывает только «кресло» — должность директора, начальника, руководителя, которых назначали, но которые далеко не всегда становятся вдохновителями, организаторами, т.е. лидерами.

7. Организованность и расширение возможностей

Современные педагоги должны всегда быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации учебного процесса. Поэтому возрастает роль такого качественного состояния личности педагога как организованность. Высокая организованность педагога связана с самоорганизацией и самоуправлением, представляет собой уровень развития организаторских способностей, отвечающий современным требованиям. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое во всем мире. Сегодня перед каждым педагогом стоит вопрос: как организовать свое время и время тех, кого он учит. Организованность педагога, его способность осуществлять упорядоченные действия во многом определяет не только более высокий уровень достижений учеников, но и позволяет расширить их возможности при овладении навыками необходимыми в школе и жизни. Грамотное управление учебным процессом учит самоорганизации и саморефлексии, позволяет развивать критическое и креативное мышление, способность адаптироваться, желание быть страстными и гибкими при решении проблем.

8. Понимание технологий и инноваций

Технологизация учебного процесса и внедрение инноваций идет быстрыми темпами. Внедрение технологий всегда будет определяться отношениями «учитель — ученик», потому что именно там происходит образование. Технологии могут быть очень эффективным инструментом, но это всего лишь инструмент. Технологии не предназначены для замены педагога, скорее, идея заключается в создании такой среды обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса с «театра одного актера» на сотрудничество и продуктивную учебную деятельность. Сегодня мы находимся на первом этапе внедрения технологий в образование. Процесс внедрения может кого-то расстраивать, раздражать, отнимать много сил и времени, но в конечном итоге технологии могут «открыть двери» для нового опыта, открытий, способов обучения и сотрудничества учащихся и педагогов. Современное учебное оборудование и средства обучения создают новые возможности для обучения. Появляются возможности для персонализированного обучения, возникают новые модели сотрудничества, становится шире спектр инновационных и привлекательных для учащихся стратегий обучения. Технологии позволяют больше экспериментировать с педагогикой и получать мгновенную обратную связь, помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс и являются ресурсом для организации продуктивной учебной деятельности учащихся. Технологии помогут педагогу автоматизировать или упросить выполнение ряда утомительных обязанностей, обеспечат мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками. Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности.  Современный педагог должен быть в курсе тенденций развития технологий в образовании, уметь сравнивать и выбирать инновационные продукты и образовательные ресурсы, созданные для повышения качества образования, и быть готовым научится использовать новые технологии и учебное оборудование в учебном процессе.

9. Управление репутацией

Это искусство XXI в., без которого уже немыслимо современное преподавание. Сегодня большинство, если не все, педагоги находятся в режиме онлайн, а это значит, что у них есть «репутация в Интернете». Современные педагоги должны знать, как управлять своей онлайн-репутацией и какие социальные сети подходят для этого.  Возможны две линии поведения. Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет учеников в «друзья». Вторая линия — педагог включает в круг интернет-друзей своих воспитанников и контактирует с ними в социальных сетях. Если педагог сегодня не представлен в интернет-среде, в глазах своих учеников он сразу теряет очки. Цифровое поколение этого не может понять. Поэтому вторая линия поведения однозначно более приоритетная, хотя и требует от педагога высокого уровня информационной культуры, которая стала неотъемлемой частью общей культуры человека. Если говорить об информационной культуре педагога, то она включает и способность влиять на информационную культуру ученика, формировать ее. При этом педагог должен сам хорошо владеть интернет-технологиями плюс обладать высокими морально-этическими качествами. Педагогам ни в коем случае нельзя вмешиваться в публичные конфликты. Писать в сетях правильно и без сокращений, потому что всему, что он делает, уделяется особое внимание. Учитель всегда находится «под прицелом». Еще одно правило — помогайте. Надо участвовать в различных сетевых сообществах, в том числе профессиональных, организовывать группы по интересам. Участие педагога в интернет-жизни учеников требует большой ответственности, и фактически лишает его частной жизни в социальных сетях. Надо понять и принять тот факт, что «Личная страница» — это самопрезентация педагога в интернете, поэтому очень важно правильно управлять этим ресурсом.

Мы рассмотрели только 9 из множества навыков, которые нужны как молодому, так и опытному педагогу. Из развитие и тонкая шлифовка могут помочь педагогам всегда оставаться на переднем крае в своей области и обеспечат успешный опыт работы в команде.

А вы обладаете современными навыками обучения? Если да, то какими? Пожалуйста, поделитесь своими комментариями. Мы хотели бы узнать ваше мнение.

Добавить комментарий

К меню