Авторское право на чудо

Авторское право на чудо

Ремёсла воплощают желание человека быть творцом.

Умеем ли мы с вами что-нибудь делать собственными руками, кроме как жать на экраны гаджетов? Сможем ли смастерить для ребёнка игрушку, для дома подушку, для птиц кормушку? О рукодельницах и мастерах в современном мире шла речь на конференции «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел России» в Московском доме национальностей.


Сделай сам

Зачем современному человеку ремёсла, есть ли вообще в нашем мире место рукоделию? Совсем скоро для получения нужного товара или продукта достаточно будет просто нажать кнопку. Какой уж тут ручной труд. Но вот удивительно — потребность в ремесле не исчезает никогда, мало того — с развитием прогресса она только увеличивается.

«Всё, что сделано своими руками и согрето теплом души, будет иметь место при любом промышленном укладе, — убеждена художник живописи по воде — эбру Елена Баженова. — Рукоделие, творчество всегда необходимо людям, оно сохраняет некие архетипы, позволяющие нам сознавать свою индивидуальность. В свою очередь массовая культура это ощущение отбирает».

В некоторых семьях люди мастерят вместе с детьми, вяжут, шьют и создают неповторимые авторские вещи — в буквальном смысле чудеса, каких ни у кого больше нет! Однако подобных семей у нас не так уж много.

«Во всём мире набирает популярность движение «DIY», то есть «do it yourself», в России это звучит как «сделай сам», — рассказывает президент Ассоциации участников рынка арт-­индустрии Ирина Егорова. — Например, в Америке 65% семей занимаются творчеством, причём это касается не только детей, но и взрослых. У нас же этот показатель составляет только 7%. Хотя развитие хобби-творчества и художественных ремёсел — прекрасная перспектива роста целой отрасли — арт-индустрии, занимающейся производством товаров для творчества и рукоделия.

А ведь это и рабочие места для людей, и налоговые отчисления в казну».


И удовольствие, и доход

«Нередко понятие «народные промыслы» у нас ассоциируется с бабушками, продающими у метро рукавички, — отмечает председатель Гильдии мастеров художественной лепки Ассоциации участников рынка арт-индустрии Валерия Малкина. — Но сегодня 75% ремесленников — молодые люди, которые не только занимаются творчеством, но и создают новые художественные направления».

«Для этих людей творчество из увлечения превратилось в профессию, — продолжает И. Егорова. — Теперь необходимо сделать так, чтобы работа приносила людям не только удовольствие, но и хороший доход. Для этого нужны отдель­ные территории, городки ремесленников, куда круглый год приезжали бы туристы и приходили горожане со своими семьями, проводили там свободное время, приобретали уникальные изделия, что-то мастерили сами, общались. А ремесленники получали бы субсидии — льготы на аренду мастерских и торговых площадей в этих кластерах. И тогда у мастеров появится шанс активно развиваться и создавать прибыльные ремесленные предприятия».

«Тенденция к творчеству появилась потому, что людям недостаточно только потреблять — им хочется ещё и создавать, — считает директор предприятия по производству ручных ткацких станков Игорь Луценко. — Для производителей эта ниша предоставляет немало направлений, можно изготавливать как орудия труда, так и материалы для творчества. Так, с помощью наших станков мастера производят ткани в единственном экземпляре, каких больше нет ни у кого на свете, или сначала придумывают одежду, а потом специально для неё ткут материю определённой фактуры, плотности и расцветки».

Людям во все времена хочется быть творцами, создавать неповторимые вещи собственными руками. И если им помочь в этом благом начинании, то в выигрыше окажутся все.

«Мы достигнем многого, если научимся договариваться и уважать разные мнения, — убеждена И. Егорова. — Государство не сможет помочь ремесленникам до тех пор, пока не будут внятно сформулированы предложения и задачи, решение которых обеспечит успех этой отрасли».


«Жидкие» картины, сладости, расписные панно Эбру

Этот вид искусства ещё называют «турецким мраморированием»: на поверхность специального раствора наносятся краски (затем из них создаются рисунки и орнаменты кистью, шилом и гребнями). За счёт того, что у жидкостей разная плотность, краска хорошо удерживается на поверхности. В конце к ней прикладывают предмет (бумагу, дерево, керамику или ткань), на который и переносится рисунок.


Свит-дизайн

Это новое направление в искусстве, появившееся в России, — создание композиций из конфет и других кондитерских изделий.

«В Европе есть бумажная флористика и декорирование сладостей, мы же объединили два этих направления, — говорит директор проекта «Свит-мастер» Светлана Петрушина. — Высший пилотаж — скульптурный свит-дизайн, когда мастер может создать любую фигуру».


Батик

Роспись по шёлку — искусство старинное, но по-прежнему популярное. Для того чтобы нанести рисунок на ткань, её нужно натянуть на пяльцы, расправить, сделать контур будущей картинки и раскрасить её красками. В результате получаются чудесные косынки, салфетки, скатерти, панно. Существует техника «горячего» и «холодного» батика. Для не умеющих рисовать имеются готовые трафареты.

Источник: www.100lichnost.ru
Фото: Эдуард Кудрявицкий
Поделиться