Вы тут
Главная > На чем учить? > «ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ – КАК УЧИТЬ»

«ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ – КАК УЧИТЬ»

Технологическое развитие и глобализация — это данность. Мир меняется и требует, чтобы от него не отставали, а педагогам нужно быть хоть на шаг, но впереди, ведь они несут ответственность за учеников, а не только за себя.

Главная задача — подготовить учеников к самостоятельной жизни в условиях постоянных изменений. Значит педагогам не стоит упускать из виду инновационные методы обучения, которые обеспечивают качественное знание предмета и формирование компетенций и навыков XXI в.

Современный качественный учебный процесс невозможно представить без новейших образовательных технологий, учебного оборудования и средств обучения. Поэтому-то как никогда актуальна триада «ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ – КАК УЧИТЬ». Причем от ответа на вопрос «НА ЧЕМ УЧИТЬ?» во многом зависит выбор образовательной технологии («КАК УЧИТЬ»), планируемые результаты обучения («ЧЕМУ УЧИТЬ»). Получается, что в этой триаде учебное оборудование и средства обучения являются тем компонентом, который может принципиально преобразовать деятельность педагога и учащихся, но при определенных условиях:

✔ Учебное оборудование и средства обучения должны соответствовать стратегическим изменениям в педагогике;
✔ Учебное оборудование и средства обучения должны внедряться вместе с методическим обеспечением;
✔ Сопровождаться обучением педагогов.

Задача органов управления — образованием обеспечить образовательные организации всем необходимым, но выбирать «НА ЧЕМ УЧИТЬ» должен всё-таки педагог. Для того чтобы учебное оборудование и средства обучения реально изменили учебный процесс, а не пылились под замком, педагоги должны научиться выбирать, а значит очень хорошо понимать, как средства обучения помогут изменить организацию обучения, какие инновации они принесут в класс.

«Прекратите инновации, дайте работать спокойно» — часто говорят педагоги. А может не стоит? Может мы устали от инноваций, которые отбирают много сил, но не дают желаемых изменений и ожидаемых результатов? Мой тридцатилетний опыт работы с экспериментальными площадками на базе образовательных организаций позволяет сделать достаточно неутешительный вывод. Большинство так называемых «инноваций» сегодня основаны на интуитивном представлении об обучении, слишком сосредоточенном на совершенствовании преподавания, в частности контроле, а не на повышении эффективности организации самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Уж мы то с вами точно знаем, что реальное обучение построено на интересе и желании познавать, на ценности цели и на наличии аудитории, на актуальности нового знания и навыков для нашей жизни в настоящий момент и в будущем, на отсутствии ограничений процесса познания временем и т.д. Тем не менее мы часто очень ограничены в возможностях. Мы не можем позволить детям искать самим ответы на самые важные для них вопросы, чаще всего единственной аудиторией, оценивающей позицию и знания учащегося, является учитель, а учебная деятельность ребенка не служит реальному миру и подлинной цели. Желания и интересы наших детей игнорируются в пользу соблюдения учебной программы.

Может пора познакомиться с реальными инновациями, технологиями, новыми инструментами и образовательными продуктами?

Давайте попробуем вместе разобраться в их возможностях повысить эффективность и качество образования. Давайте рассмотрим разные подходы к повышению продуктивности и результативности учебной деятельности учащихся. Давайте знакомится с предложениями от индустрии учебного оборудования и средств обучения, в которой работают специалисты, владеющие не только психолого-педагогическими знаниями, но и умеющие их сочетать с современными технологиями. Они создают для вас новые инструменты и образовательные продукты, которые позволяют вернуть в учебный процесс вопросы детей и их любопытство. Они знают и предлагают разные подходы для того, чтобы объединить наш мир и мир детей, чтобы заговорить с ними на их языке — языке технологий.

Технологии в образовании — это самое большое изменение в преподавании и обучении за всю историю педагогики. В течение многих лет политики, ученые, учителя, родители оценивали потенциальные преимущества технологий в образовании. При этом мы понимаем, что технологии существуют столько же, сколько существуют люди, поэтому понятие «современные технологии» не ограничивается для нас «железом» и «софтом» – при всей их значимости. Формирование у учащихся необходимых в быстро меняющемся мире навыков, «не привязанных» к компьютеру, воспитание граждан, обладающих активной жизненной позицией, патриотов, ценящих культуру, традиции и искусство как своего народа, так других народов мира, имеющих вкус и ценящих красоту — все это требует изучения и критического осмысления накопленного в мире опыта.

Сейчас стало понятно, что оценить потенциал технологии нельзя, а вот эффективность, результативность, доступность, безопасность и риски применения современного оборудования, созданного на основе технологий, оценить очень даже можно. Более того, на основе различных технологий создано достаточно большое количество разнообразных инструментов как для педагогов, так и для учащихся. Каждый педагог имеет свой стиль, ставит в программах свои цели и задачи, а значит может сделать выбор и решить «НА ЧЕМ УЧИТЬ» подрастающее поколение.
Ученые различных стран мира пришли к выводу, что технологии никогда не заменят увлеченных учителей, воспитывающих своих учеников. Технологии рассматриваются как важный инструмент, повышающий качество учебного процесса и готовящий учащихся к будущему. Доступность новых образовательных продуктов и инструментов растет, и это только миф, что качественные средства обучения — это дорого.

Для того чтобы вы могли найти подход к управлению изменениями в образовательной организации, свой инструмент, который позволит сделать учебный процесс интересным, увлекательным и результативным для всех участников, мы предлагаем вам серию статей. В них мы обсудим целый ряд вопросов и проблем, связанных с внедрением технологий в образование. Вопросов и проблем в этой области пока очень много, решений тоже много, давайте с ними знакомиться. Только педагоги смогут изменить нашу систему образования, а значит и будущее страны. Давайте попробуем изменить наше мышление и избавиться от предубеждений, иначе нас снова ждет разочарование — «чем больше внедряется инноваций, тем больше образование остается неизменным».

One thought on “«ЧЕМУ УЧИТЬ – НА ЧЕМ УЧИТЬ – КАК УЧИТЬ»

  1. Полностью поддерживаю вас. Но на местах приходится работать с теми инновациями которые есть. За частью говорят учредители «денег нет но вы держитесь». Приходится работать с куском села и доской, с помощью их показывать современные инновации в области науки и техники.

Добавить комментарий для Андрей вячеславович Отменить ответ

К меню