Вы тут
Главная > На чем учить? > Эмальерное искусство, или Искусство эмали

Эмальерное искусство, или Искусство эмали

Эмаль – сияющая, красочная, нежная, изысканная – в руках художника способна на самые неожиданные превращения. Эмаль лирично и удивительно тонко способна передать настроение художника. Искусство эмали насчитывает свыше 2-х тысяч лет, и за свой длинный «век» накопило богатый технологический опыт, овладело разнообразными сложными техническими приемами работы. Эмаль как материал для цветового обогащение декора изделий из металла – это стекловидная застывшая масса, окрашенная окисями металлов в различные цвета: красный, желтый, зеленый, черный, синий, белый.

Для того, чтобы эмаль превратилась в средство выражения художественного замысла, в средство колористического декоративного украшения металла, надо владеть специальной технологией, которая позволяет добиться прочного соединения двух разных материалов – металла и эмали.

Важной составляющей понятия «художественная эмаль» являются эмальерные техники, которые позволяют не просто декорировать художественный металл цветными эмалевыми вставками, но и широко использовать изобразительные орнаментальные приемы работы с эмалью, свободно варьировать колористическое богатство эмали в соединении с техниками художественной обработки металла.

Многие столетия эмаль в декоративно-прикладном искусстве рассматривалась как рафинированный, изысканный и драгоценный элемент декоративного искусства. В наши дни эмаль в художественной практике воспринимается и рассматривается не только как традиционный субъект искусства, но и как его абсолютный объект. В современной эмали можно определить два главных направления: эмальерное искусство, где эмаль традиционно является материалом для декоративной отделки предмета, и искусство эмали, где эмаль является главным базовым материалом для выражения авторского творческого замысла художника, когда эмаль по сути является материалом для создания предмета искусства, воплощения творческой идеи.

Эмаль стала неотделимым элементом формотворчества в формате трехмерного пространства. Традиционная декоративная отделка и формотворчество – суть современного искусства эмали, что позволяет сохранять сложившиеся и отточенные столетиями художественные техники работы эмалью для декорировки металла и решать творческие, концептуальные задачи.

Современное искусство эмали с середины XX века органично развивается в контексте общих направлений искусства, перенося новые художественные тенденции и творческий эксперимент в декоративно-прикладное искусство, развивая его станковое персонализированное художественное начало. В смысловом сочетании искусство эмали термин «искусство» является главенствующим. Он определяет художественное качество созданного художником произведения. Эмаль в данной терминологической связке является соподчиненной величиной и указывает на то, что для решения творческой задачи художнику нужна именно эмаль, он выбирает ее и только ее для того, чтобы реализовать свой художественно-творческий концепт. Именно этот вектор развития эмали как искусства ввел в круг художественных эмалей ранее никогда не используемые в художественных изделиях технические эмали (так называемые посудные и грунтовые эмали).

Стали популярными и широко используемыми вплавленные эмали, появились новые разделы искусства эмалей – эмалевая живопись, эмалевая графика, эмалевая скульптура.

Эмальерное искусство в своих смыслах и визуальном выражении является продолжением традиционного эмальерного искусства, которое неразрывно связано с понятием прикладное и декоративное искусство. Суть этой традиции – декоративизм. Эмаль всегда дополнительный элемент художественно-декоративного оформления изделий из металла. Традиционное эмальерное искусство за тысячелетия своего существования накопило ценнейший опыт как художественных, так и технических приемов декорировки изделий (предметов) из металла. Художественные эмальерные техники: перегородчатая эмаль, ее вариант эмаль по скани, выемчатая эмаль, эмаль по рельефу, ажурная (витражная) эмаль, эмаль по литью — важнейшие элементы традиций и эмальерного наследия. Именно они выделят художественную эмаль в ряду других направлений декоративно-прикладного искусства. Эти художественные техники в работе с эмалью на протяжении XIX-XX и начала XXI века не один раз способствовали восстановлению художественной стилистики и визуального образа русской художественной эмали, закрепляя национальную традицию русской эмальерной школы в контексте международной эмальерной традиции.

Художественные эмальерные техники позволили в постсоветский период восстановить все многообразие традиционной русской художественной эмали, сделали ее снова одним из символов отечественного декоративно-прикладного искусства, возродили интерес к ней и востребованность как в России, так и за ее рубежами.

Традиционная художественная эмаль не только демонстрирует мн6оговековую преемственность национальной школы, но и акцентирует в наши дни непреходящее значение сохранения и владения традиционной классикой техник эмальерного искусства как неотделимого сущностного начала такого направления в декоративно-прикладном искусстве как эмаль.

Не менее значимым для современного понимания творческой работы с эмалью и для перспективного развития этого вида искусства то, что выше было названо термином «искусство эмали». Это искусство на протяжении второй половины XX-начала XXI века заявило о себе как часть станкового искусства, что наиболее ярко проявилось в эмалевой живописи, графике и в трехмерном формотворчестве для создания арт объектов.

В данном контексте эмаль перестает быть элементом декорирующим, вспомогательным на массиве предмета из металла. Именно в искусстве эмали как части общего станкового искусства эмаль рассматривается художником как главный материал со всеми его способностями и особенностями для выражения авторской художественной концепции, для выражения самой сути, смысла своей работы. В эмалевой живописи широко и многообразно используется художественная техника вплавленных эмалей, что позволяет художнику-эмальеру работать с эмалью так же, как работает художник-живописец с красками в технике импрессионизма.

При создании трехмерных арт объектов эмаль находится в теснейшем соединении с металлом, что позволяет неординарно и творчески работать в формате объемных пластических решений. В этом виде работы с эмалью активно используются технические эмали, так называемые посудные (кастрюльные) эмали, а также подложечные технические эмали. Использование этих материалов позволило работать с нержавеющей сталью, титаном и пластиками. Использование в художественном процессе нетрадиционных эмалей в сочетании с традиционными, классическими дало возможность существенно расширить рабочий диапазон эмалей, сделав художественную эмаль актуальной в контексте эстетики и требований современного искусств и сохранив ее востребованность для творчества.

В этой связи нельзя не сказать о том, что художественная эмаль в ее современном выражении является результатом той художественной теории и практики, которая в последней трети XX в. не только дала импульс для развития этого жанра искусства, но и наполнила его новыми смыслами. В начале 1970-х годов искусство эмали стало привлекать внимание не только художников прикладного искусство, но и живописцев, графиков, монументалистов, скульпторов, дизайнеров.

Катализатором новой волны эмальерного искусства послужила встреча советских и венгерских художников в Будапеште в 1972 г., организованная Союзом художников СССР. Начиная с 1974 г., ежегодное участие художников из республик СССР в международных творческих семинарах в венгерском городе Кечкемете способствовало выработке у советских художников нового видения и понимания места и значения художественной эмали в современном искусстве.

Следующим этапом развития того, что в современной художественной эмали обозначено как «искусство эмали», то есть как авторского искусства, был связан с организацией Союзом художников СССР в 1983 г. творческого семинара в городе Паланга  (Литва), который, работая ежегодно до 1991 г., объединил художников из разных республик СССР. С 1989 г. Палангский семинар получил статус международного: в нем стали принимать участие художники из США, Великобритании, Чехословакии, Дании, Франции, Германии, Испании, Польши, Австралии.

Творческое содружество художников разных направлений сделало Палангский семинар своеобразной международной творческой экспериментальной лабораторией современного искусства эмали, помогло консолидировать лучших художников-эмальеров, а также помогло найти новый художественный образ эмали и обогатить это искусство новыми, яркими, оригинальными, нетрадиционными творческими решениями.

Все это позволило советским художникам-эмальерам выйти на международную арену. Начиная с 1984 г., они стали регулярно принимать участие в международных биеннале «Искусство эмали» в Лиможе (Франция), в Цинцинати (США), Ля-Карунье (Испания). Наши художники неоднократно завоевывали награды и дипломы на международных эмальерных конкурсах и получили признание своих зарубежных коллег.

Во многом в 1970-е и 1980-е годы прорыв в современном искусстве эмали был обусловлен политикой государства и, в первую очередь Союза художников СССР по поддержке этого вида искусства. Громадную роль сыграла личная позиция и глубокое и тонкое понимание необходимости поисков новых творческих решений в старинном традиционном искусстве эмали со стороны Людмилы Федоровны Романовой, куратора декоративно-прикладного искусства в Союзе художников СССР. По ее инициативе в 1972 г. руководство Союза СССР поддержало поездку советских художников-эмальеров в Будапешт на творческий семинар художников-эмальеров в городе Кичкимете. Это стало отправной точкой для постоянных и тесных контактов советских художников-эмальеров с их зарубежными коллегами. Было создана целая система поддержки со стороны Союза художников СССР современного искусства эмали в стране.

Постоянные ежегодные творческие командировки за счет Союза художников СССР на семинары в Кичкимет, финансирование государством и Союзом художников СССР участия наших художников-эмальеров во всех творческих международных выставках-конкурсов современного искусства эмали, полное финансирование творческой группы художников-эмальеров в Доме творчества Союза художников в Паланге, когда для советских художников в течении двух месяцев полностью оплачивалось: проезд туда и обратно, проживание и полный пансион, предоставление материалов и инструментов, а для зарубежных художников не оплачивалась только дорога. Все остальное также оплачивалось, как и советским участникам семинара.

Палангская творческая группа была также поддержана биеннальными, сначала всесоюзными, а потом и международными выставками современного искусства эмали во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ, Москва). Куратором и организатором этих выставок был заведующий отделом металла и камня этого музея Андрей Акимович Гилодо. Музей тесно сотрудничал с Союзом художников СССР. С 1985 г. Гилодо А.А. участвовал в работе творческого семинара в Паланге в качестве искусствоведа-аналитика. Результатом совместной деятельности Музея и Союза художников СССР стала уникальная коллекция современного искусства эмали, сформированная совместно Музеем и Союзом художников СССР, коллекция, которая представляет художников из всех бывших союзных республик СССР, художников, которые своим творчество сделали настоящий прорыв в искусстве эмали.

Их творческое неравнодушие, увлеченность и талант с середины 1980-х до 1991 г. сделали нашу страну бесспорным лидером в этом жанре искусства. Именно у нас происходили важнейшие творческие и технологические новшества, что было результатом как большой организационной работы и финансовой поддержки со стороны государства и Союза художников, так и постоянным творческим общением и обменом идеями и технологиями с художниками со всего мира, которые приезжали для участия в творческом семинаре в Паланге (очередь «на Палангу» зарубежными ассоциациями эмальеров формировалась на 3-5 лет вперед, с жестким отбором участников в странах). Столь же постоянным было их участием в выставках-конкурсах современного искусства эмали в ВМПДНИ, которые объединяли советских и зарубежных художников.

Во истину 1980-е годы стали в СССР золотым веком художественной эмали во всех ее проявлениях, стали временем уважительного признания зарубежными коллегами достижений советских художников-эмальеров, и оказали сильнейшее влияние на развитие искусства эмали как его традиционных форм, так и в современном понимании и трактовке на десятилетия вперед вплоть до наших дней. То, что сегодня в России связано с искусством эмали является сложной, высокопрофессиональной, грамотной и творческой работой художников и искусствоведов, Союза художников СССР, всех, кто смог в 1970-1980-е годы открыть без преувеличения новую страницу в летописи древнейшего эмальерного искусства. Эмаль снова, как и в предшествующие столетия стала восприниматься как узнаваемый образ нашей страны, как в самой стране, так и за рубежом. Удалось добиться того, что даже в тех бывших республиках Советского Союза, где эмаль не имела предыстории, она стала вызывать большой интерес и у художников и у публики.

Современная эмаль – это процесс активного обновления одного из старейших видов искусства. Знание ремесла эмали, его технического наследия и специфики обязательно для художника-эмальера. Без этого невозможно двигаться дальше, создавать новое. Сохраняя высокое художественное эмальерное ремесло в современном искусстве эмали, именно художник стал основной фигурой, формирующей перспективы завтрашнего дня эмали. Каждое авторское произведение подчеркнуто индивидуально и неповторимо, даже его создатель не может скалькировать свою работу. Для художника идея его будущей работы, ее смысл становится бесспорной доминантой, которая определяет выбор материала и технические решения для раскрытия художественного замысла.

Спектр работ в авторской художественной эмали российских художников чрезвычайно широк: от традиционной эмалевой миниатюры до образно-пространственных объектов, но объединяющим для художников является тонкое понимание ими эмали как материала специфического, неординарного. В наши дни искусство эмали демонстрирует не только опору на традиции, но и новаторские решения в работе с этим материалом.

Новизна языка современной авторской художественной эмали не сразу была воспринята в общественном сознании. Потребовались годы, чтобы сделать убедительной, интересной и понятной для широкого зрителя суть и традиций, и новаций в современной авторской художественной эмали.

Андрей Гилодо,
Заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

К меню