ИЗ ДЕРЕВА В «МЕТАЛЛ». Современные материалы для золочения

ИЗ ДЕРЕВА В «МЕТАЛЛ». Современные материалы для золочения

Золотые, серебряные, бронзовые детали интерьера всегда считались атрибутом роскоши. А это – дорогое удовольствие. Понятно, что дизайнеры и декораторы стремятся оптимизировать затраты и отдают предпочтение имитации, благо современные художественные материалы, при умелом использовании, позволяют создавать любые поверхности.

Существует несколько основных видов золочения, применяемых в декоре:

– Клеевое (полиментное). Наиболее трудоемкий способ, зато самый эффектный. Придает поверхности вид полированного металла. Но такое золочения не отличается высокой влагостойкостью, поэтому чаще всего его используют для внутренних работ.

– Масляное (с применением гульфабры или масляных морданов). Этот вид золочения довольно прост в технике исполнения и более прочный, отлично подходит для наружных работ.

– Пигментное (с применением металлических пигментов). В таком виде золочения вместо потали или сусального золота используются сухие пигменты.

– Лако-красочное (с применением лаковых металликов). У итальянской фирмы Ferrario этот материал называется Bronzi Liquidi (жидкая бронза), в линии 6 цветов.

– Ваксами (восками). Данный материал так же присутствует в ассортименте Ferrario – Bronzi in pasta (бронзовая паста), в палитре 6 цветов.

При любом способе золочения всегда требуется тщательная подготовка поверхности.

На примере материалов Ferrario, которые входят в линию La Doratura, рассмотрим порядок работы с клеевым золочением (фото 1).

Материалы и инструменты:

– болюс акриловый (черный);
– миссион (полимент) на водной основе;
– крошка шабин (серебро);
– финишный лак Gloss Shine (черный и бордо);
– кисть плоская синтетика;
– наждачная бумага самого мелкого размера.

Порядок работ

Подготовка поверхности. Вначале наносим подлевкасный грунт. Для его приготовления нам понадобится кроликовый клей и сухой болонский грунт.

Кроликовый клей поставляется в гранулах, поэтому за день до начала работ нужно растворить 100 грамм вещества в литре воды. Спустя сутки гранулы разбухнут и приобретут желатиновую консистенцию. Затем приводим эту смесь в однородное состояние – помещаем ее в емкость и ставим на водяную баню, не доводя до кипения!

Полученный раствор тщательно фильтруем. Отливаем 500 г, добавляем туда 350 г сухого болонского грунта, хорошенько перемешиваем и разводим на водяной бане. Подлевкасный грунт готов! Наносить его надо ТЕПЛЫМ. Поэтому емкость с грунтом приходится постоянно держать на водяной бане, чтобы не дать ему остыть.

Обычно подлевкасный грунт наносят мягкой кистью в несколько слоев. После каждых двух слоев, поверхность шлифуется микронной шкуркой до получения фактически отполированной глади. Трудоемко? Да, очень! Особенно если заказы на золочение поступают не так часто. Но всегда можно найти способ сэкономить время и силы. К примеру, в линии материалов La Doratura есть уже готовый подлевкасный грунт Ammanitura. Принцип работы с ним точно такой же, как и с самостоятельно приготовленным составом.

Нанесение болюса. Болюс (левкасная глина) – это натуральный природный материал, который может иметь разный цвет – черный, красный или желтый. Функция болюсов – придать нужный оттенок золочению, поскольку листы сусального золота или имитационной потали очень тонкие и фон может через них просвечиваться. Так, желтый левкас придает золочению яркость, красный – слегка затемняет «золото» и очень хорошо сочетается с листами по тали медного оттенка, а черный – «состаривает» золочение и используется с серебром.

Подготовка болюса к работе: в литре воды разводим 100 г кроликового клея и 300 г болюса (левкаса) черного, красного или желтого цвета.

Сейчас Ferrario выпускает болюс уже в готовом виде: на основе натуральной глины (Bolo Nero, Bolo Rosso, Bolo Ciallo), а так же, в качестве альтернативы предлагается болюс на акриловой основе – Bolo Acrilico, так же в трех цветах. Как видно из названия, он создается на основе акриловых смол с добавлением пигментов. Его свойства очень близки и натуральному продукту (особенно это касается получения нужного оттенка золочения). Кроме того, он более экономичен и прост в работе.

Наносим блоюс мягкой кистью в 2-3слоя. Каждый слой должен тщательно просохнуть, только после этого на него можно класть следующий (фото 2).

Шлифование поверхности. Когда все слои болюса полностью просохли естественным образом (желательно на воздухе), приступаем к шлифованию поверхности. Для этого воспользуемся специальным инструментом – гладилом (лощилом) из агатового камня. Работаем аккуратно и внимательно. Если все предыдущие операции выполнены правильно, подготовленная к золочению поверхность будет идеально гладкой и холодной как мрамор (независимо от свойств самой основы). Если натуральный левкасный грунт не наносился, агатовым гладилом не работаем.

Клеевой состав. Для его приготовления смешиваем спирт, воду и кроликовый клей в пропорциях 50:200:1. Ferrario производит два вида клея (полиментов, миссонов) для потали, что значительно упрощает процесс. Один на водной основе – Missione ad acqua (срок высыхания 15 мин – 1 час), очень удобен при декоре рельефных и уже смонтированных поверхностей. Другой на спиртовой основе – Missione ad alcool (срок высыхания 30 мин), хорошо зарекомендовал себя при золочении стекла, не оставляет следов от кисти.

Помимо этого, фирма выпускает масляный мордан Missione a vernice, который используют в масляном золочении.

Клей наносится тонким равномерным слоем. В процессе высыхания он становится прозрачным и липким на ощупь.

Как только это произошло, самое время приступать к укладке потали или фольги из сусального золота (фото 3).

Укладка потали. В классическом варианте работы с листовым сусальным золотом или поталью, нам понадобятся:
– перчатки из хлопка, т.к. руками к листам прикасаться запрещено;
– специальный нож для золочения;
– золотарная подушка;
– специальная кисть – лампемзель, при помощи которой лист переносится на предмет.

В данной работе я использовала поталь шабин (жатую), она имитирует старение поверхности. Обычно поталь укладывают с нахлестом 2-3 мм, чтобы при шлифовке удалить швы и трещины, но в нашем случае складки и трещины только усилят эффект старения, поэтому обойдемся без шлифовки. Для переноса потали используем мягкую кисть, а сами листы наносим произвольно и не разглаживаем, чтобы сохранить их фактуру. Излишки потали аккуратно удаляем кистью (фото 4).

56Финишная отделка. Готовую поверхность надо обязательно покрыть защитным лаком, чтобы в дальнейшем она не окислялась. Для таких целей традиционно задействуют шеллак (гуммилак). В данной работе я использовала финишные гели-лаки Gloss Shine черного и бордового цветов. Гель-лаки Gloss Shine на основе растворителей, в линии 10 цветов, что значительно расширяет диапазон интерьерных решений. А благодаря своей консистенции они подходят для декора вертикальных поверхностей (фото 5, 6).

Поделиться