Фарфор, который в Китае изобрели еще в VII в., попал в Европу лишь в средние века, а секрет его производства удалось открыть в 1709 г. в немецком Мейсене. В России автором рецептуры фарфора стал Дмитрий Виноградов, который вместе с Михаилом Ломоносовым создал технологию в XVIII в.
С чего все начиналось?
В 1744 г. в России создается первая Порцелиновая мануфактура и в этот же год на родину из Германии, после прохождения обучения, возвращаются Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов. Перед Дмитрием ставят задачу срочно найти рецептуру производства фарфоровой массы и глазури. Несколько лет ученый ищет состав фарфоровой массы: проводит исследования сырья, ставит опыты, делает записи формул и рецептов. В этом участвует и Михаил Ломоносов. Примерно через четыре года трудов и экспериментов один из опытов все-таки завершается успешно — белая чашка изящной формы из фарфора получена. Порцелиновая мануфактура становится Императорским фарфоровым заводом, который едва успевает выполнять поток заказов царского двора. А что же Дмитрий Виноградов? В отличие от своего коллеги Михаила Ломоносова, он очень скоро оказался забыт. Открыватель российского фарфора запил, а власти, обеспокоенные тем, что Виноградов может выдать секрет иностранцам, арестовали его, а при попытке к бегству приковали к стене цепью. Уже в неволе ученый написал первый в Европе теоретический труд о керамике. В 38 лет Дмитрий Виноградов скончался.
Эпоха кузнецовского фарфора
Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 г. гжельским предпринимателем Терентием Кузнецовым на пустоши Ликино, купленной у обедневших помещиков Сарычевых. Выбор места был не случаен: недалеко от Гжели — центра керамического производства России, густые леса и богатые залежи торфа для обжиговых печей.
Ликино тогда — это крохотная деревенька на 4 двора (впервые упоминается в церковных переписных книгах Владимирского уезда в 1637 г.). В те времена в каждой избе висели иконы с ликами святых — отсюда и название. Неподалеку от Ликино богатый лес, за которым присматривал лесник — Иван Дулев. С тех пор местечко и прозвали — Дулево.
Основателем отечественной фарфоровой отрасли по праву считается Матвей Сидорович Кузнецов, который расширил дело отца и сделал фамилию Кузнецовых брендом русского фарфора и фаянса конца XIX – начала XX вв.
Внук основателя завода — Михаил Кузнецов — был сторонником механизации. Увидел во Франции автоматы для формовки чашек и тарелок — тут же купил. Узнал о новомодном методе «декалькомании» — это переводные картинки для фарфора — и наладил производство «деколи» у себя.
В начале ХХ в. завод получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества за парадный дулевский фарфор. А вот у купцов популярностью пользовались яркие расписные чашки и чайники в народном стиле. Пышные красавицы-купчихи на картинах Кустодиева держат в руках чашки именно дулевского завода.
40-50 гг XIX в. стали временем расцвета народных мотивов в росписи посуды, утверждались лучшие традиции дулёвского фарфора, глубоко народного и русского. В этот период родился неповторимый дулёвский стиль — «агашка», от этих бесхитростных розанов пошли все дулёвские рисунки.
Вплоть до Первой мировой войны по своему техническому оснащению и качеству продукции Дулевский завод считался одним из лучших в Европе.
Эпоха перемен
В 1918 г. после Октябрьской революции завод национализировали. К обновлению и расширению производства приступили только в 30-е годы. Большая роль в преобразованиях принадлежит яркому, выдающемуся мастеру П.В. Леонову, который более 40 лет являлся главным художником завода. В основе его творчества лежали народные традиции и он сумел вдохнуть в творческий коллектив завода особую жизнерадостность и оптимизм.
Мирный созидательный труд перечеркнула война. Вся работа тогда велась для фронта, для победы и только в 1950 г. заводу удалось достичь объемов производства довоенного уровня. В то время на заводе работали художники: И.Г. Коньков, В.К. Яснецов, С.Г. Аникин, С.Е. Медведев, К.Г. Кукушкин и скульпторы: А.Г. Сотников, П.М. Кожин. Созданные ими работы, выполнены в лучших традициях народного искусства. Тогда же в Дулёво приходит плеяда одаренных художников-пластиков: А.Д. Бржезицкая, Н.А. Малышева, О.М. Богданова, Е.И. Гатилова, Г.Д. Чечулина, которые создали уникальные образцы скульптуры, составляющие гордость дулёвских фарфористов.
Изделия мастеров завода удостоились многочисленными премиями и наградами. Скульптура А.Г. Сотникова «Сокол», получившая медаль «Гран-при» в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулёвского фарфорового завода, а её графическое изображение – торговой маркой завода.
В 1976 г. за высокие трудовые достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина.
Дулево сегодня
В 2012 г. завод стал частной собственностью. Новые собственники предприятия провели масштабную реконструкцию и модернизацию производства. Было закуплено за рубежом современное высокопроизводительное оборудование для формования и литья изделий, новые печи периодического и непрерывного действия производства Чехии и Франции, которые позволили получать фарфор с высокой белизной и яркой палитрой красок, сократив при этом в разы затраты природного газа и продолжительность цикла обжига изделий.
В 2015 г. Дулёвский фарфоровый завод получил диплом лауреата Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет-2015», а в июле 2017 завод стал официальным сублицензиатом ФИФА по выпуску фарфоровой сувенирной продукции с символикой Чемпионата мира по футболу-2018.
Творческий коллектив талантливых скульпторов и художников, идя в ногу со временем, создает новые формы и рисунки, вместе с тем сохраняя и приумножая традиции «Дулёвского фарфора», соблюдая преемственность традиций народного искусства. «Изящная простота» — таков стиль Дулевского фарфора.
Завод по-прежнему является самым крупным заводом в России по выпуску фарфора, международным брендом и кормильцем всего города.
Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»