Вы тут
Главная > На чем учить? > Как получить максимум пользы от участия в профессиональных мероприятиях

Как получить максимум пользы от участия в профессиональных мероприятиях

Когда-то мы задавались вопросом КУДА пойти, а сейчас – КАК ВЕЗДЕ УСПЕТЬ? Поскольку время – самый ценный ресурс, пора научиться выбирать, что посещать, а какие приглашения игнорировать, чтобы не жалеть времени и денег. Я тоже имею разный, в том числе и «печальный» опыт посищения конференций и мероприятий, посвященных обсуждению различных аспектов развития системы образования. Поэтому хочу поделиться с вами своим мнением про мощный инструмент профессионального развития — конференции и форумы, а также почему полезно ходить на такие мероприятия и как получить максимум от участия в них.

Я люблю конференции

Мне нравится участвовать во всевозможных конференциях, форумах и подобных мероприятиях. Иду, чтобы познакомиться и пообщаться, послушать умных и известных (что не всегда одно и то же) людей. Чаще разочаровываюсь, но продолжаю ходить. Иногда являюсь соорганизатором подобных мероприятий и одним из спикеров. Но как спикер тоже часто разочаровываюсь. И больше всего жалею о потерянном времени.

Едут участники на мероприятия с разными целями. Кому-то нужно себя показать, кто-то хочет найти ответы на массу «злых проблем», с которыми сталкивается каждый день. НО! Большинство хочет понять, что день грядущий нам готовит. Некоторые полагают, что на конференции ходят, чтобы слушать доклады и чему-то учиться. Это не совсем так. Сколько раз убеждалась в том, что спикеры зачитывают результаты своих исследований или опыта, чтобы засчитать публикацию и получить сертификат. Задачу сделать интересный, обозначающий проблему и предлагающий способ ее решения доклад ставят далеко не все выступающие. К сожалению, целый ряд мероприятий представляет собой не более чем PR для организаций/докладчиков, и возможность потусоваться для посетителей. Поэтому часто вижу, как участники мероприятий из зала перетекают в зону кофе-брейк, где вместо заслушивания докладов уже в узком кругу ищут ответы на вопросы: «Что делать и как же дальше жить?». Более того, педагогическое сообщество явно разделилось на два лагеря.

Первые. Считают, что наша система образования высокого уровня.

В качестве аргумента традиционно приводится различие в сложности математических задач, которые решают наши ученики сравнительно с иностранными. Этот критерий сегодня явно недостаточен и не свидетельствует о качестве образования, но приверженцы этой позиции предпочитают рассказывать о том, как было хорошо тогда или как сейчас у нас все замечательно. Посмотрите на иллюстрацию XIV в. Лоренция де Вольтолина на которой изображена университетская лекция в средневековой Италии. Некоторые слушатели выглядят скучными, кто-то разговаривает с соседом, а один, кажется, спит. Классные комнаты сегодня выглядят по-разному, но принципиально от той что на картине не отличаются. Я сама люблю работать в аудитории и понимаю ценность живого общения и открытого диалога, ценю возможность импровизации и силу эмоционального влияния на аудиторию. В системе это безусловные преимущества. Конечно педагогам не очень хочется что-то менять, ведь это требует дополнительных сил и времени, которых не хватает. Учитель может использовать интерактивную доску, а современные учащиеся свои ноутбуки, планшеты или смартфоны вместо книг (хотя, вероятно, они открыли бы Facebook). На самом деле с тех пор традиционная система не очень поменялась, да и технологии привели пока только к лавинообразному нарастанию различных видов контроля! Ученики все также сидят в классе пассивно слушая или глядя в экран, а затем часами заучивают готовые формулировки. При поурочном планировании нет места для творчества и сотрудничества, также как для продуктивной проектной деятельности. Они воздерживаются от «глупых вопросов», а без вопросов не может быть критического мышления. Мысль о стрессе экзаменов и оценок продолжает «завязывать узлы в животе» у наших учеников … Поэтому на конференциях и форумах эти представители педагогического сообщества готовы представить анализ теоретических положений, рассказать о нашей замечательной советской школе, обменяться опытом – КАК они решили конкретную задачу в рамках традиционной системы. Участвуя в таких мероприятиях я ценю вот это практическое «КАК», которое и есть самое ценное! Советский Союз возглавлял многие рейтинги. Может стоит оглянуться назад и поискать в старой системе что-то хорошее? Те же Финляндия, Япония, Китай унаследовали лучшее из советского образования. Никто не спорит, что советское образование устарело, но оно было достойным.

Не зависимо от наших желаний изменения в образовании происходят очень быстро, как для учеников, так и для педагогов. Благодаря новым, инновационным методам обучения и технологическим достижениям образование изменилось во многих отношениях и иногда трудно прогнозировать последствия, к которым могут привести все эти потрясения. О них много говорят на мероприятиях, которые организует вторая группа представителей педагогического сообщества.

Вторые. Считают, что систему образования надо срочно менять!

На таких конференциях, форумах, семинарах много говорят о том, что эпоха системы образования, которая удовлетворяла потребности промышленной революции XIX-XX вв в рабочей силе выполняющей простые и повторяющиеся задачи давно прошла. В XXI в. детей нужно готовить к тому, что в 38-40 лет, они приобретут опыт работы на 10-14 рабочих местах. Более того, через 15 лет 65% выпускников будут работать по профессиям и специальностям которых еще нет. Изменения происходят быстро, и наши дети растут в мире, где работа не гарантирована, прогнозируется, что до 60% рабочих мест в будущем еще не созданы, и что 40% сегодняшним пятилетним, видимо, предстоит стать самозанятыми, чтобы иметь собственный доход. Поэтому не удивительно, что новые требования к системе массового образования пришли со стороны бизнеса, представители которого также активно принимают участие в педагогических мероприятиях. Требования появились прежде всего в связи с изменением структуры рынка труда и типов труда: доля рутинного труда уменьшилась, а не рутинного (как физического, так и умственного) — существенно выросла. Возник массовый спрос на труд, требующий экспертного анализа и сложной коммуникации. Возникла необходимость в развитии soft skills — «мягких навыков», или «универсальных навыков» («ключевых компетенций», «навыков XXI века»), в том числе навыков самоорганизации, коммуникации, кооперации, коллективного использования сложных инструментов труда. Работодатели заинтересованы в сотрудниках, умеющих критически мыслить и креативно решать задачи, открытых новым знаниям и инновационным подходам, способных эффективно общаться и работать в команде. И спикеры таких конференций активно обозначают эти тенденции развития новой системы образования. Они включают в образовательные результаты финансовую, медицинскую, цифровую, правовую, экологическую и другие виды грамотности. Обсуждают расширение понятия традиционной грамотности, суть которой в способности воспринимать и транслировать информацию в различных форматах (текстовых и визуальных, на языках естественных и формальных). Говорят о том, что уже вчера умение обращаться с информацией должно было стать основой для способности к дальнейшему обучению на протяжении всей жизни, для расширения возможностей участия в экономической и социальной жизни. Большое внимание уделяется персонализации образования, продуктивной междисциплинарной проектной и экспериментальной деятельности и другим интерактивным технологиям. Проблема таких мероприятий чаще всего в том, что в основном рассуждают о том «ЧТО» надо делать, но очень мало кто может сказать «КАК». Но к счастью, у системы образования есть надежный партнер, который интенсивно развивается и делает все возможное, чтобы новая система образования стала массово доступа для подрастающего поколения. Поэтому активными участниками таких мероприятий являются представители индустрии учебного оборудования, артиндустрии и средств обучения, которые предлагают педагогам «не изобретать велосипед», а воспользоваться «готовыми решениями» и без лишнего напряжения и сложностей организовать свою профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями. Такие конференции, форумы, семинары нужны тем, кто хочет понять куда двигаться дальше и начать это движение в ближайшее время. В этом случае конференции или форумы — неотъемлемая часть стартап-тусовки и я с удовольствием принимаю в них участие, в том числе в качестве спикера, но их обилие часто вызывает сомнения в их качестве.

Как педагогу выбрать мероприятие и получить максимум пользы от участия в них?

Мне очень странно мнение специалистов системы образования, которые не любят ходить на конференции, форумы и семинары. Основные анти-мотивы для большинства:

• Неудобное время и место встречи.
• Непрофильные или неинтересные темы докладов.
• Лень и отсутствие мотивации.

Но на самом деле (если исключить рабочий график) главным препятствием, на мой взгляд, является последняя причина. А зря, ходить на конференции, форумы, семинары полезно, тем более тогда, когда бедственное положение образования напоминает состояние нашего мира: хаотичное и неоднозначное. С другой стороны, именно это состояние прокладывает путь инновациям и творчеству. Ведь продуктивные инновации проистекают из необходимости:

— Зачем? Любому человеку изредка надо менять обстановку. Поездка на конференцию на 2-3 дня позволит отвлечься от рутины. Делайте себе такие перерывы. На качественных конференциях, форумах, семинарах вы наполнитесь энергией профессионального сообщества и партнеров, получите сильнейший эмоциональный заряд. Когда вы общаетесь с экспертами и наблюдаете за их успехами, то появляется желание добиваться таких же результатов в своей работе. Оптимизм, полученный на профессиональных конференциях, очень часто выливается в новые идеи и смелые решения. Это будет полезно как для образовательной организации, так и для сотрудника.
— Чего ожидать? Не рассматривайте конференцию или форум как поток информации, который надо успеть записать. Если сознательно выбирать выступления и мастер-классы, активно общаться с людьми, то появится возможность взять себе на внедрение несколько идей, а больше и не надо. Вполне возможно, вы найдете решение какой-либо важной для вас задачи.

Итак,

— Оцените позицию профессионального сообщества, организующего мероприятие. Для этого обратите внимание на направленность рассматриваемых проблем, обычно они понятны из названия мероприятия, тематики докладов или сессий; спикерами, представляющими государственную или региональную стратегическую позицию, спикерами, традиционных или альтернативных точек зрения; академическая или практикоориентированная направленность; разнообразие активных форм работы и другие критерии, которые позволяют оценить мероприятие и повышает вероятность оправдать ожидания. Учитывайте и уровень собственной компетентности в сути расстраиваемых вопросов и на сколько вы открыты к новым знаниям.
— Выбирайте мероприятия, где можно обогатиться практическими знаниями, где новая информация уступит место применимым на практике знаниям. Полагаться только на интернет нельзя: он хранит терабайты непроверенной информации. На помощь приходят тематические конференции и форумы, со строгим отбором своих докладчиков-экспертов и концентрируются на самых актуальных для развития системы образования темах. Прежде чем отправиться на конференцию или форум почитайте отзывы о них и посмотрите бесплатные видео с выступлений (добросовестные организаторы выкладывают не только презентации спикеров, но и видеоматериалы). Так вы сможете понять формат мероприятия, актуальность тематики и оценить примерный уровень спикеров.
— Выбирайте мероприятия на которых есть возможность принять участие в различных формах активной работы. Доклады — это лишь часть мероприятия. Куда эффективнее в некоторых ситуациях общаться напрямую со спикерами или с партнерам из индустрии учебного оборудования и средств обучения. Используйте любую возможность чтобы задать им вопросы. Принимайте участие в мастер-классах и экспертной оценке. Понаблюдайте за работой представителей других регионов: как они позиционируют себя, в чём выигрывают у вас, а в чём проигрывают.
— Старайтесь завести полезные знакомства и пообщаться с партнёрами, в том числе из индустрии учебного оборудования и средств обучения. Иногда конференции совмещены с выставками и мастер-классами. Подготовьте заранее краткую самопрезентацию, которая будет интересна партнерам конференции. Используйте возможность обсудить конкретные формы партнерского взаимодействия, направленного на развитие региональных систем образования, образовательные организации и на ваше профессиональное развитие. Такое общение и возможность не просто подробно познакомиться с представленным новым образовательным продуктом, а поработать с ним, оценить его соответствие потребностям и возможностям гораздо эффективнее, чем получение информации с сайта, в соцсетях или по почте. С одной удачной конференции можно привезти немало полезных контактов, которые потом могут перерасти в длительные деловые отношения и интересные проекты.
— Вы сможете презентовать новый образовательный продукт, проверить идею или поделиться опытом. Если конференция или форум совмещены с выставкой и матер-классами, то вы можете договориться с организаторами и установить стенд для демонстрации нового продукта или сервиса. Это очень актуально для педагогических университетов и институтов. И если за установку стенда, вероятно, придётся заплатить, то проверить какую-то новую идею вы сможете бесплатно, просто выяснив у участников мероприятия нужен ли им такой продукт. На некоторых мероприятиях можно выступить со своими идеями перед инвесторами или найти партнера из индустрии учебного оборудования и средств обучения. Это может стать хорошим стартапом.
— Вы начнёте мыслить шире. Быть узкопрофильным специалистом здорово, но, кроме этого, нужно расширять кругозор и активно следить за тенденциями развития системы образования. Прогресс движется очень быстро, и если вы долго будете «копать» одну и ту же тему, то однажды может оказаться, что ваши знания практически никому не нужны, а ничего другого вы не умеете. Всегда надо быть готовым быстро обучиться новым подходам к организации учебного и воспитательного процесса, современным технологиям, осваивать современное учебное оборудование, позволяющее организовать продуктивную, междисциплинарную проектную и экспериментальную деятельность.

Подготовка к конференции или форуму – это прежде всего составление своего индивидуального расписания. Одно дело, когда конференция камерная, другое, когда деловая программа, семинары и мастер-классы проходят одновременно на разных площадках. Расставьте приоритеты, но не игнорируйте деловую программу. На моей практике самые лучшие идеи и вопросы рождались в момент прослушивания. Смотришь на презентацию и думаешь: стоп, а почему они сделали именно так, а не иначе? Достаточно просто уметь слушать, да и в калуарах не затихают интересных разговоров.

Задача организаторов сделать так, чтобы участники получили как можно больше пользы от участия в мероприятии, создать творческую атмосферу, подобрать спикеров и партнеров. Вот и мы уже приступили к подготовке Международного Форума «Технологии в образовании. STEM vs STEAM», который состоится 28-30 марта 2019 г. в Экспоценре (г. Москва). Регистрация начнется с 26 февраля на сайте www.образовательный-форум.рф

Запланируйте поездку уже сейчас.

Поделитесь своим мнением о том, какие конференции, форумы, семинары вы посетили в 2018 г. ? Оправдались ли ваши ожидания от их посещения?

Автор: Михайлова Наталья Николаевна,
д.п.н., профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии

Добавить комментарий

К меню