Классицизм или минимализм. Каждому стилю – свой багет

Классицизм или минимализм. Каждому стилю – свой багет

Пышный ампир, экспрессивная готика, причудливый барокко, свободолюбивый hi-tech, контрастный авангард – для всех этих интерьеров в багетной мастерской найдутся подходящие материалы и варианты профилей. Багет помогает воссоздать любой стиль и направление в дизайне интерьера, придать ему целостность и завершенность. При этом решения будут невероятно разнообразны и оригинальны.

Модные тенденции в дизайне дают оформителям большой простор для маневра и фантазий, а люди при обустройстве жилища все больше ориентируются на собственный вкус и комфорт. Тем не менее, можно выделить несколько наиболее популярных стилей в создании интерьера. Заказчики предпочитают прежде всего неувядающую классику, минимализм, арт-деко, лофт и прованс.
Можно многое рассказать о каждом из этих направлений, о традициях и современном прочтении, но остановлюсь, пожалуй, на двух совершенно противоположных стилях оформления. Это даже не два стиля, а две эпохи: классицизм и минимализм.

Классицизм

Возник под влиянием работ итальянских мастеров эпохи Возрождения. Это аристократичный стиль, поставивший во главу угла сдержанную элегантность. Классицизм пришел на смену барокко, утомившему владельцев огромных апартаментов многоярусным ажуром. Взяв за основу греческие и римские образцы, мастера интерьеров вернулись к великолепию античного минимализма. Помещения, выдержанные в классических канонах, сохраняют приверженность декораторских и живописных традиций в оформлении стен, полов, потолков, окон и мебели, отказавшись от россыпей лепных кружев. Организация пространства здесь особенно важна – геометрически выверенные площади зонируются колоннами, полуколоннами и фронтонами, создавая достаточный простор. В этом стиле выполнено большинство русских дворянских усадеб XIX столетья.

Отличительная особенность классицизма – отсутствие дешевых вещей. В отделке помещений используют только дорогие, качественные материалы. То же самое касается мебели и других предметов интерьера. Облицованный мрамором камин, скульптуры, лепнина (иногда с позолотой), антиквариат, фамильное серебро, фарфор, зеркала в роскошных рамах, раритетные книги – вот истинные атрибуты классического стиля. Солидная мебель из натуральной древесины, часто с инкрустацией, на полу – удивительной красоты художественный паркет, при изготовлении которого задействовано до 40 ценных пород дерева, тяжелые бархатные драпировки и сдержанные основные цвета, сочетание светлых пастельных, кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых оттенков. В орнаменте преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты). Характерны симметричность, четкие прямоугольные формы. Живопись, в т.ч. портретная – в стилистике XVIII века соседствует с гобеленами и атласными драпировками.

В современной трактовке классический интерьер выглядит умиротворенным и респектабельным, без нагромождения лишних деталей и пестрящей суеты. Каждый элемент имеет свое место и значимость, а пространство квартиры становится цельным и органичным. Здесь ощущается комфорт и защищенность.

Надо понимать, что при создании элитного жилища нужен не только творческий подход к делу, но и наличие крупных денежных средств. В таком интерьере имеет значение каждая мелочь: великолепную, продуманную и завершенную композицию может испортить даже неправильное освещение или неверно подобранный багет!

Особую роль в оформлении классического интерьера играют предметы искусства, живопись, фотографии и зеркала, оправленные в стильные рамы. С их помощью можно творить настоящие чудеса: устроить в своем доме картинную галерею или просто добавить помещению шарма. Благо сейчас на рынке огромный выбор багетов и даже самый взыскательный клиент при желании найдет подходящий вариант. А истинные ценители прекрасного уже давно «протоптали» дорогу в багетную мастерскую, где опытные специалисты предложат именно то, что оптимально подойдет не только для оправы картины или фото, но и к конкретному интерьеру, станет настоящим украшением дома.

Но чаще всего заказчик перекладывает бремя выбора багета на дизайнера, которому доверил создание интерьера. И, я считаю, правильно, ведь различные элементы оформления должны звучать в унисон, а этого можно добиться, если все сосредоточено в одних руках. У профессионального дизайнера масса возможностей воплотить в реальность любую, самую смелую задумку. Однако нередко возникают затруднения именно с выбором материала. Он может быть красивым и изысканным сам по себе, но вкупе с картиной или гобеленом смотрится неважно. Поэтому лучше принести произведения в мастерскую и уже вместе со специалистом делать «примерку».

Недавно оформляла интерьер в классическом стиле. Заказчик знал, что помимо дизайна я занимаюсь живописью и попросил показать работы. Он из тех людей, которым нужно видеть готовый результат: «нравится – беру». Я как раз очень люблю писать места старых усадебных парков, пейзажи. Выбрал две картины: «После грозы» и «Возвращение» Кстати, одна из них заняла второе место на международном конкурсе живописи в Люксембурге. Думаю, это и стало для заказчика решающим фактором.

По тематике эти работы подходили к интерьеру, но чтобы они идеально туда вписались, требовалось грамотное обрамление. Я отправилась в мастерскую своего давнего компаньона, чудесного мастера и тонкого знатока живописи – Виталия Платонова. Когда человек понимает твои потребности и разделяет твои вкусы совместная работа всегда идет легко и продуктивно! Вот и в этот раз, привезла картины, рассказала о тонкостях цветовой гаммы гостиной (где планировалось их разместить), об особенностях отделки, декора и освещения. И не успел мой мастер на них взглянуть, как решение пришло молниеносно, будто по мановению волшебной палочки.

«После грозы» (холст, масло). Золото и зеленый оттенок рамы просто «вжились» в полотно картины: золото куполов и зелень прекрасной природы средней полосы России. И что немаловажно, цвет и дизайн профиля, отлично вписались в сам интерьер. Потом, специально, пробовали приложить к этой картине другие багеты – первое попадание оказалось самым верным! Хотя так бывает и не всегда. Иногда приходится помучиться.
Другая работа для классического интерьера – «Возвращение» (холст, масло). Здесь багет придает изображению завершенность, органично обрамляет уходящую вдаль дорогу, которая ведет путника домой, в старую усадьбу… Рама прекрасно сочетается с полотном по цветовой гамме и с классическим интерьером, напоминая старые «усадебные» картины.

Минимализм

Полная противоположность классике! Лаконичность, функциональность, простота, комфорт – вот ключевые понятия минимализма в интерьере. Неудивительно, что у заказчиков он пользуется неизменной популярностью. Эта дизайнерская концепция отлично подходит для оформления самых разных помещений – загородных домов, квартир, офисов.

Минимализм зародился в США в 60-х годах ХХ века как ответ на красочную феерию поп-арта с его культом потребительства. Главная задача дизайнера: обеспечить максимальный уровень комфорта при минимальном количестве вещей. Понятно, что здесь рациональное главенствует над декоративным. Такой интерьер требует четкую и продуманную организацию пространства. Помещение должно выглядеть светлым и просторным, даже если оно небольшого размера. Для обозначения границ нередко используют трансформирующиеся перегородки (иногда стеклянные), полупрозрачные ткани, многоуровневые поверхности, разный цвет пола. В свободном интерьере, где мало предметов, каждый из них становится более выразительным, поэтому надо особенно внимательно выбирать фактуру и цвет материалов. Естественность – отличительная черта минимализма. Основная цветовая гамма – черно-белая, с интересной игрой полутонов, когда обилие белого цвета подчеркивается черным. Эту палитру дополняют натуральные тона дерева, стекла, кирпича, преобладают молочно-бежевые, кремовые, голубые и другие пастельные оттенки. В отделке помещений используют природные материалы с грубой обработкой, а также бетон, штукатурку, кирпич.

На окнах практически отсутствует декор. Вместо этого – простые жалюзи из металла или прозрачной ткани, чтобы они были незаметны в интерьере. Светильники обычно просты по форме, вмонтированы в стены, потолок или пол. Вообще, освещению в стилистике минимализма отводится особая роль.

Аксессуары практически отсутствуют. Мебель – без изысков, строгая и удобная. Полки стеллажей, дверцы шкафов, столешницы часто выполнены из матового или прозрачного стекла. В мебели приветствуются острые углы: стулья и кресла прямоугольной формы, диваны с такими же подушками и с жесткими подлокотниками.

В стилистике минимализма очень хорошо смотрятся лаконичные формы багета различных оттенков, но в основном – черные или белые. Хотя палитру всегда можно разнооб-разить в зависимости от творческих задач.

Такой интерьер с подбором постеров в простых рамах, акцентирующих красоту и сюжетный смысл изображений, был создан на одном из объектов в ЖК «Татьянин парк». Для оформления этой квартиры я выбрала белый багет, обрамляющий почти черный фон фотографий и усиливающий визуальные эффекты. Кроме того, белые профили удачно сочетались с другими деталями интерьера и подчеркивали линию изгибов потолка.

Автор: Лариса Иванова

Руководитель Дизайн-студии «Дуэт L», академик ЕАЕН (Ганновер, Германия), член МОА Союз дизайнеров, член Творческого Союза художников России.

Поделиться