Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Конференция в Санкт-Петербурге. Итоги.

Конференция в Санкт-Петербурге. Итоги.

23 января 2020 г. в Санкт-Петербурге состоялась Конференция «Технологии в образовании. Сделано в России», организованная Ассоциацией участников рынка артиндустрии при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив и Национального союза поставщиков образовательных организаций.

Конференция проводилась в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив от 18 октября 2019 г.  №Пр-2199 п.1Г и общеотраслевым проектом индустрии учебного оборудования и средств обучения, который реализует Ассоциация участников рынка артиндустрии при поддержки Минпромторга России.

В мероприятии приняли участие свыше 160 специалистов системы образования Петербурга и Ленинградской области, представители региональных органов исполнительной власти, общественных и научных организаций, бизнеса индустрии учебного оборудования и средств обучения.

Конференция стала площадкой для обсуждения всеми заинтересованными сторонами вопросов нарастающей роли средств инструментальной и цифровой дидактики в обновлении содержания, форм и методов реализации образовательных программ; текущих проблем и перспектив, которые подталкивают на срочные решения, в том числе обновление программ подготовки и переподготовки педагогических кадров, создание новых нормативно-правовых документов.

Открывая совещание «Нормативно-правовое регулирование учебно-материального оснащения образовательных организаций» директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Алексей Благинин отметил: «Образовательная среда — это третий учитель. И влияние среды на качество и результаты образования сегодня очевидно».

Образование имеет огромное значение для сильной экономики и демократии, и, сегодня необходимо рассматривать оснащение современной школы как этическое обязательство. Без сомнения, современные технологии могут и должны использоваться в школах, но необходимо сбалансировать использование технологий с психологией развития, психологией зависимости и психологией образования. Нужны образовательные технологии, которые ставят высококвалифицированных учителей в центр принятия решений о формировании образовательной среды в условиях глобальной цифровизации.

Анна Сарже, ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена, зам. директора института информационных технологий и технологического образования, зав. кафедрой технологического образования, к.п.н., доцент: «Учебно-материальное оснащение – условие для инноваций в образовании. Особенно это касается предметной области «Технология», изучение которой направлено на освоение передовых технологий, способствующих технологическому прорыву нашего государства. При переоснащении учебных мастерских образовательных организаций нельзя забывать и о безопасности обучающихся. Их жизнь и здоровье должны стоять на первом месте! Формирование образовательной среды должно проводиться на основе требований педагогической эргономики, учитывать психофизиологические особенности растущего организма. В тоже время оборудование должно выдерживать повышенные нагрузки к условиям его эксплуатации, связанные с формированием первоначальных навыков работы».

Очевидно, что внедрение цифровых технологий требует не только огромных усилий со стороны руководства образовательной организации, большого эмоционального участия в организации процессов, но и инвестиций, перераспределения и гибкого управления ресурсами. Несмотря на то, что есть некие установки на формирование достойных условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, есть ряд вопросов, на которые нет ответов в существующих нормативно-правовых документах. Например, кто выбирает нужные, правильные средства обучения? Кто определяет достаточно ли их? Насколько системной является работа в ОО по оснащению, переоснащению школ средствами обучения, по приобретению расходных материалов, без которых нельзя обеспечить функционирование оборудования? Кто оценивает эффективность вложений в средства обучения, в том числе цифровые? Есть ли понимание, что цифровизация возможна лишь при гарантированной обеспеченности и доступности оборудования?

Пока процесс материально-технического обеспечения ОО в нашей стране не является системным. Значит должны произойти изменения в процессе формирования потребности школы в оснащении и центром принятия решения должен стать учитель. Именно он должен определять, что ему необходимо для организации учебного процесса, повышения его эффективности, достижения результатов обучения учеником. Для этого педагогам необходимо знать:

— что предлагает рынок средств обучения;

— каковы инструментально-дидактические функции и свойства средств обучения;

— уметь составить предметный и межпредметный комплекс, отражающий педагогическую технологию;

— уметь создать актуальную и полную информацию о фонде учебного оборудования и средств обучения в ОО, а в случае образовательных комплексов — в каждом из корпусов.

Технологии учета оборудования в ОО примитивные, поэтому составляющие комплексных решений (аппаратная часть, ПО, методические пособия) по прошествии времени не идентифицируются как единый комплект, что приводит к невозможности полноценно использовать оборудование.

Елена Балыко, заместитель Председателя правления Национального союза поставщиков образовательных организаций: «В жизни всегда так: если не ты осуществляешь выбор (в силу разных причин), то его делают за тебя. Отсюда и инфраструктурные листы, в которых подробно (до конкретных характеристик) указано рекомендованное к закупке оборудование в рамках Программы реализации национального проекта «Развитие образования» в формате федеральных проектов с 2019 по 2024 гг., и прямые рекомендации муниципальных ОУО школам, какое конкретное оборудование необходимо закупать на бюджетные средства.  Все это перерастает в отсутствие конкуренции, монополизацию».

Ни для кого не секрет, что есть добросовестные и недобросовестные поставщики. Сегодня производитель и поставщик задают правила игры на рынке образования, т.е. предлагают решения для образования, декларируют их как соответствующее ФГОС, а действительно ли оно соответствует требованиям к оборудованию, обеспечивающему реализацию ФГОС — определить практически невозможно, т.к. во ФГОС (и других нормативно-правовых документах) нет четких требований к учебно-материальной базе.

Борис Смолев, председатель отделения Национального союза поставщиков образовательных организаций по Северо-Западному округу, генеральный директор «Крисмас+»: «Закон, регламентирующий процедуру закупок (ФЗ-44) ничего фактически не изменил в части обеспечения гарантий закупки оборудования, которое школа (если ей предоставлена такая возможность) хотела бы приобрести для обеспечения эффективности организации учебного процесса. Существенным барьером является и невозможность реализовать комплексный подход при проведении закупок. В настоящее время ОКПД2 не предусматривают возможность комплексной поставки Международный анализ аналогичных документов, в частности пример Ирландии, показывает, что не допускается разбиение лотов на части, а стоимость контракта это сумма всех лотов, относящихся к закупке. Кроме того, в той же Ирландии закупки для образования, здравоохранения, обороны и муниципального самоуправления являются приоритетными для государства и рассматриваются, как государственные инвестиции».

Немаловажный вопрос — это безопасность образовательной среды и средств обучения и воспитания детей. Андрей Игнатенко, Председатель Национального союза поставщиков образовательных организаций, генеральный директор компании «Дидактика»: «Безопасность образовательной среды есть одна из самых актуальных проблем. Среда постоянно расширяется, усложняется и обогащается новыми компонентами. Она становится все более технологичной, а, следовательно, более сложной, но вместе с тем и более хрупкой, и уязвимой. И нашей основной задачей является сохранение приоритета безопасности, при обеспечении ее целенаправленного, поступательного развития»

 

По итогам конференции подготовлено Решение, в которое включены следующие предложения:

  • Необходимо определить требования к специализированному учебному оборудованию для образовательных организаций дошкольного, начального, основного и среднего образования к использованию различных типов и видов средств обучения для достижения образовательных результатов, как в рамках требований ФГОС, так и для достижения новой грамотности, выходящей за рамки требований ФГОС. Рамочные требования для средств обучения должны включать описание минимальных характеристик и решаемых педагогических задач. Необходимоть формулировать требования к оснащению и комплексному использованию лабораторий и оборудования.
  • Включить в требования федеральных государственных образовательных стандартов разных уровней финансирование затрат на закупку сырья для организации занятий по предметной области «Технология» и «Искусство», а также осуществление технического обслуживания учебного оборудования.
  • Добиться участия производителей и поставщиков учебного оборудования и ученых-методистов в формировании перечня и экспертизе допустимых и рекомендуемых для закупок в образовательные организации средств обучения.
  • Разработать и установить единые педагогические, эргономические, санитарно-гигиенические, технические нормы, правила безопасности для учебной продукции (действующие документы с изменениями и дополнениями требуют обновления). Привлекать к разработке педагогов, обладающих профессиональными компетенциями.
  • Подготовить высококвалифицированных педагогов, обладающих профессиональными компетенциями, которые смогут стать центром принятия решения о закупках учебного оборудования и средств обучения, формировать потребность в современных решениях для образования на базе цифровых технологий. Наладить практико-ориентированное обучение педагогов, начиная с вузовской скамьи и повышение квалификации на постоянной основе;
  • Наладить систему информирования педагогов о доступных для закупок комплексных решениях, оборудования и средств обучения для оснащения учебных кабинетов, включая цифровые ресурсы, соответствующих современным требованиям, прошедших экспертизу и рекомендованных к использованию в учебном процессе.
  • Изменить нормативно-правовое регулирование в сфере закупок учебного оборудования и средств обучения.
  • Организовать исследование организационных и педагогико-эргономических условий применения современных средств обучения в образовательном процессе применительно к возрасту обучающихся, формированию новых метапредметных и предметных результатов образования, решения конкретных педагогических задач (по организации проектной и исследовательской деятельности, функциональной и цифровой грамотности и пр.).
  • Внедрить регулярный мониторинг потребностей обучающихся, их родителей и педагогов по востребованности средств обучения и электронных (цифровых) ресурсов для сопровождения образовательного процесса и достижения образовательных результатов.
  • Выделить в приоритетные направления госзакупок закупки для образования. Внести изменения в 44-ФЗ в части преференций при организации таких закупок. При этом, кроме стоимости, указать дополнительные и обязательные критерии для правильного выбора учебного оборудования. Кроме этого, внести в 44-ФЗ изменения в части возможности проведения комплексных закупок «готовых образовательных решений». Во многих случаях в поставках учебного оборудования важно именно комплексное решение, особенно когда речь идет о технологической, функциональной, методической совместимости этого оборудования.
  • Восстановить практику сертификации учебного оборудования и включить в условия выбора учебного оборудования наличие соответствующего сертификата. Ввести преференции для тех поставщиков, у которых есть собственные патенты на производимые изделия.
  • Внедрить в практику государственных закупок приобретения учебного оборудования и средств обучения на условиях лизинга или аренды.
  • Включить в систему аттестации педагогов оценку компетентностей в области средств обучения и воспитания детей.

  

Экспозиция «Технологии в образование. Сделано с СанктПетербурге»

Санкт-Петербург можно по праву назвать центром создания самых современных средств обучения и воспитания детей, пользующихся заслуженной популярностью не только в России, но и многих странах мира.

Свои образовательные решения для обучения программированию, робототехники, нейротехнологиям, предметной области «ОБЖ» и предметов естественнонаучного цикла представили компании: Брейн Девелопмент, РОББО, Кибертех, MGBot, Крисмас+, Медиус, ТЭКО, Modum Lab.

Важной частью конференция стала практико-ориентированная программа для педагогов, организаторами которой наряду с питерскими компаниями стали: Дидактические системы (г. Москва), UNIMATIC (г.Екатеринбург), МультШкола.РУ (г.Москва), Kids Animatiom Desk (г.Москва), Видео Доска (г.Москва), ГК ГалСен (г.Челябинск).

И в заключении

С каждым днем современные технологии оказывают все большее влияние на все стороны жизни, многие их них приходят в систему образование, даже те, которые на первый взгляд кажутся пока излишними. Уже широко применяются технологии обучения на основе игр, с использованием искусственного интеллекта и тьюторства, есть первый зарубежный опыт внедрения блокчейна в систему высшего образования, обучение с помощью чат-ботов или гигов. Однако, главным залогом успешного обучения является именно человеческое взаимодействие, которое действительно привлекает детей, вдохновляет и мотивирует их. Детям нужны учителя, с которыми они в диалоге и которым могут доверять. Именно тогда современные технологии смогут занять свое место в классе.

Добавить комментарий

К меню