Вы тут
Главная > На чем учить? > Кружевоплетение в России. Елецкие кружева

Кружевоплетение в России. Елецкие кружева

В Россию кружевоплетение пришло из Европы, причем в разные местности из разных стран. Провозились мастерицы для обучения, изделия как образцы, инструменты и материалы как пособия. Упор в производстве делался на тот или иной вид кружева (сцепное или многопарное), как более продаваемый или востребованный. Параллельно в разных центрах шел отбор технологических приемов и образцов композиций. Совокупность технологии и композиционных решений и являлась традиционной для каждого конкретного кружевного центра в России. С одной стороны, это было плюсом: изделия были узнаваемыми на рынке. С другой стороны, кружево, как предмет роскоши, должно было следовать поворотам моды и меняться вслед за ней. На местах же сколки передавались от матери к дочери, а новые появлялись очень редко и береглись как зеница око. Как пример, можно привести судьбу балахнинского кружевного промысла, изделия которого в начале ХХ в. вышли из моды, перестали пользоваться спросом у покупателей и промысел прекратил свое существование. Не помогли ни открытие кружевной школы в Балахне, ни попытки земства оживить промысел.

А вот Елецкие кружева остаются востребованы и в настоящее время, они живут в отделке  современного костюма, украшают интерьеры, дарят людям  возвышенные чувства, красоту и гармонию. Елецкие кружевницы успешно развивают традиции русского плетеного кружева. Сохраняя характерные местные особенности, они одновременно создают новые примеры плетения, обогащают кружево новыми сюжетами и узорами, продолжая восхищать всех без исключения.

Из поколения в поколение передаются навыки и мастерство создания нежных, орнаментальных форм, сохраняющих свой, елецкий стиль плетения, который узнается и в тонкой изысканности рисунка, и в воздушности декора, и в смелом сочетании элементов орнамента.

По мнению исследователей, кружевное производство в Ельце возникло из распространенного в конце 17 века плетения гарусного шнура.

За время своего существования Елецкому  кружевному промыслу в связи с войнами, революциями,   экономическими кризисами  и прочими потрясениями пришлось пережить не только периоды упадка и забвения, но и долгий  путь возрождения и восстановления утраченных традиций, обрести всесоюзное, и мировое признание. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, медали и дипломы на всевозможных фестивалях, выставках и ярмарках.

Но как бы не складывались исторические и экономические обстоятельства в стране, выжить и продолжать развиваться елецкий кружевной промысел смог благодаря истинным подвижникам, увлеченных своим трудом, для которых кружевоплетение стало делом всей жизни. В числе тех, кто внес огромный вклад в развитие елецкого кружевного промысла, были организаторы частных дореволюционных кружевных школ Надежда Огарева-Стахович, Мария Колпенская, Пелагея Полосина, Мария Абраменкова, монахини Елецкого Знаменского женского монастыря. В советский период  необходимо отметить таких мастеров и  художников по кружеву, как Дарья Матюхина, Полина Петрова, Надежда Жукова, Валентина Григорьева, Клавдия Пальчикова, Анна Васенкова и многие другие.

Сегодня, фабрика  народного художественного промысла «Елецкие кружева» успешно работает, радуя ельчан и гостей города своей продукцией. С 2014 г. предприятием руководит Мария Владимировна Карлина,  делающая все возможное для сохранения древнего промысла. В настоящее время в ассортименте предприятия более 5000 наименований изделий, включающих предметы интерьера, столовые комплекты,  панно,  постельное белье, одежду. Среди них как серийные, так и уникальные по замыслу и исполнению авторские работы, с которыми можно познакомиться в музее предприятия.

В тексте использованы материалы из статьи «Кружевоплетение в России: сохранение традиций или развитие?» Муравьевой Галины Викторовны, независимого исследователя, г.Балахна, Нижегородской обл..

Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»

Добавить комментарий

К меню