Вы тут
Главная > На чем учить? > Кто мы и откуда?

Кто мы и откуда?

В современном мире, который стремится к космополитизму очень сложно удержать все нити, которые связывают нас с корнями, прошлым, нашим наследием. Современный человек несется по узкой колее урбанистической цивилизации. Стремительно меняется мода, потребности растут пропорционально влиянию рекламы, приходящие ценности то возносятся на олимп, то опадают как с белых яблонь дым и невольно на память приходит Грибоедовское: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении целостности как русского народа, так и малых этносов, образующих российское государство. Ведь для нас, переживших за последнее столетие принципиальные изменения духовных и социально-экономических основ вопрос духовности и нравственности встал особенно остро во всех сферах жизни. Вот и Президент России Владимир Владимирович Путин в «Майском» Указе поставил перед правительством задачу – «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Сама по тебе традиция понятие полифоническое, помимо преемственности ей необходимо развитие. Понятно, что все стремится к унификации, но наши предки веками созидали Россию, умели делать вещи не только функциональными, но и красивыми. Надо повернуть современного ребенка в систему ценностей, в которой не только устремляться вперед обрывая все нити, но и оставаться твердо стоять на своей земле, понимать «кто ты и откуда», какой у тебя прекрасный, а на самом деле гениальный багаж, и развиваться дальше зная свои корни.

Культурное заступничество, борьба за идентичность и русский мир — это беспокойные и насущные вопросы современности. В условиях дефицита духовности и нравственности, отчужденности от вечных ценностей культуры, от богатого наследия национальных культур уникальный феномен культуры – народные художественные промыслы, могут стать для системы образования тем носителем высокой нравственности и культуры, которая не остается только историей, а проецируется в будущее. К сожалению эта область вплоть до недавнего времени была закрыта даже для научных исследований. Долгие годы искоренялась православная вера вместе с народным искусством, вот и сегодня в учебниках и методических рекомендациях мы сталкиваемся с феноменом ложных идеологизированных представлений советских лет. До сих пор, несмотря на востребованность и возрастающую актуальность этнокультурного образования, народное искусство так и не получило определения как КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ. Издержки культурной политики в прошлом привели к отрицанию, непониманию ценностей народной культуры для современности и духовно-нравственного воспитания детей. Когда молодёжи задается вопрос – «Что такое народные художественные промыслы?», то ответ чаще все ответ можно услышать, что это что-то примитивное и древнее, деревянные ложки и матрешки. А как же Дулевский фарфор, вышивка, тобольская резная кость, ростовская финифть, кадомский вениз? Что значат эти слова для молодого поколения россиян? А ведь еще каких-нибудь 30-40 лет назад их хорошо знали и любили, не только в России, но и в Европе, когда НХП занимали первые места на ведущих промышленных выставках.

Проблема в том, что нас лишили огромного пласта знаний, понимания, что народное искусств это МИРОВОЗЗРЕНИЕ, которое складывалось на нашей земле столетиями. Нужно принципиально менять как формы обучения, так и просветительской деятельности. Пришла пора рассказать и взрослым, и детям в чем сущность народного искусства, которое является значимой частью тех духовных скреп, которые позволят сплотить население России в единое целое, прорваться в будущее не теряя свое настоящие и богатое прошлое, в котором так много того, чем можно ГОРДИТЬСЯ.

Именно поэтому по инициативе двух общественных организаций — Ассоциации участников рынка артиндустрии и Национального союза народных художественных промыслов, — при поддержки Министерства промышленности и торговли РФ, ведущих предприятий НХП, по праву являющихся брендами России, лучшими специалистами из системы образования был создан первый в России учебно-методический комплект — Набор Учителя «ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. Народные художественные промыслы», включающий все, что нужно педагогу для качественной организации учебного процесса в такой сложной области, как духовно-нравственное, патриотическое и трудовое воспитание в процессе художественно-эстетического развития, в том числе подлинные изделия народного искусства.

Оснащение учебно-методическими комплексами, включающие в себя изделия народных художественных промыслов было предусмотрено «Планом мероприятий по реализации в 2016 — 2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2016 г. № 2563-р и «Планом мероприятий («Дорожная карта») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. № 2800-р. Увы, но из 85 субъектов Российской Федерации, только 16 оснастили несколько образовательных организации учебно-методическими комплектами – это Ростовская, Ульяновская, Тульская, Камчатская, Сахалинская, Ленинградская, Мурманская, Свердловская, Липецкая, Калининградская, Амурская, Московская, Тюменская, Челябинская области, ЯНАО, Хабаровский и Красноярский край. Лидером стала Ульяновская область. Но, из 44 000 дошкольных образовательных организаций, оснащено всего лишь 18 в 2017 году, а в текущем году – только 51. А ведь уникальные технологии, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства могут научить наших детей гордиться и восхищаться нашем НАСЛЕДИЕМ, на эмоциональном уровне воспринимать тот духовный образ, который проявляется через века. Тогда и понятие народности не будет заканчиваться на языческом прошлом, а наоборот, народная культура будет пониматься как функционирующая современность, как живая народная традиция, как важный элемент нашей национальной самоидентификации.

Сегодня нужно дать возможность иначе взглянуть на народное искусство, не только как на историю, далекую и не всегда понятную. НХП — это наша современность и наше будущее! Массовое тиражирование произведений народного искусства, превращенных в примитивную сувенирную промышленность, есть непонимание его содержательных начал, а в результате упущенная возможность показать всю глубину образа, гармонию вкуса и красоту русского мира. Ведь именно искусство, говоря языком образов и символов позволяет донести до любого человека народную культуру в ее ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ, и это лучший способ рассказать о себе всему миру, который никак умом не может нас понять.

Несколько дополнительных фактов

Сегодня многие взрослые люди с удивлением реагируют узнавая, что до революции изготовлением посуды и игрушек занимались только свободные крестьяне, что Гжель принадлежала императорскому двору и на ее территории не было крепостного права, что В.И. Грязнов (один из основателей «Павловопосадской платочной мануфактуры») был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский. Что павловопосадский платок — это не просто аксессуар, это символ русской красоты. Его сакральность проявляется на уровне глубины восприятия самого образа, а образ всегда связан с духовной энергетикой. Как своеобразному образу женственности и таинственности поэты серебряного века посвящали этому почти сакральному русскому аксессуару множество строк. В старину Павловопосадские платки считали признаком богатства и хорошего вкуса, а ныне они стали истинным эстетическим наслаждением. Не одно столетие по России и по всему миру вьется их сложно составленный красочный узор. Храня фундаментальные традиции мастера создают новые узоры, ориентированные на современную моду, вдохновляя на создание собственных коллекций дизайнеров моды с миров именем. До сих пор тиражируются платки, которым более 100 лет, секрет их востребованности в удивительной гармонии, которую смог создать художник и воплотить в материале коллектив мастеров.

Больше информации на нашем телемарафоне по НХП, который был организован в ноября прошлого года:

Добавить комментарий

К меню