В выпуске представлены результаты опросов руководителей, преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО), проведенных в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2015/2016 учебном году.
Важнейшее направление модернизации системы среднего профессионального образования (далее СПО) – обеспечение практической, прикладной направленности профессиональной подготовки, приобретаемой студентами в колледжах и технических училищах. Одно из ключевых условий, необходимых для достижения этой цели, – качество лабораторного и учебно-производственного оборудования, используемого в учебном процессе, его современность и соответствие условиям реальной трудовой деятельности, в которой окажутся выпускники профессиональных образовательных организаций после получения диплома.
Обновление материально-технической базы учебного процесса, соответствие ее технологическим реалиям современного производства – одно из приоритетных направлений государственной политики в области СПО на федеральном и региональном уровнях.
Приоритетный национальный проект «Образование», реализованный в системе СПО в 2009– 2011 годах, имел целью укрепление материальной базы колледжей, обновление производственного оборудования, баз практик, учебных полигонов и т. д. 340 колледжей и училищ из 64 субъектов Российской Федерации, в которых обучались примерно 200 тыс. студентов, получили из средств федерального бюджета 8,8 млрд рублей. Еще 8,7 млрд рублей было привлечено на условиях софинансирования (62,5% этого объема составили средства работодателей, 37,5% – средства субъектов Российской Федерации).
Наряду с приоритетным национальным проектом «Образование» в каждом субъекте Российской Федерации реализуются региональные программы развития профессионального образования. Важнейшая составная часть этих программ – мероприятия, направленные на укрепление материальной базы профессиональных образовательных организаций.
Можно с уверенностью сказать, что большинство колледжей, техникумов и профтехучилищ за прошедшие 6–8 лет существенно модернизировали собственную лабораторную и учебно-производственную базы. За счет этого профессиональные образовательные организации приобрели возможность обновить содержание профессиональной подготовки, повысить ее практикоориентированность, а также обеспечить ее соответствие требованиям работодателей.
В то же время, по данным опросов преподавателей системы СПО, проводимых в рамках мониторинга экономики образования, доля преподавателей, использующих в учебном процессе лабораторное и учебно-производственное оборудование, не превышает 20%.
Данное обстоятельство является поводом для анализа того, как используется закупленное оборудование в учебном процессе, насколько оно соответствует
содержанию осваиваемых студентами общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, какова конечная отдача от его приобретения и т. д. Для этой цели в обследования руководителей, преподавателей и студентов 2015 года был добавлен блок вопросов, которые позволили бы более детально изучить данные вопросы.
По результатам обследования руководителей только 13% отметили, что в их образовательных организациях нет лабораторного и учебно-производственного оборудования. Остальные же в целом оценивают имеющееся у них оборудование как весьма современное, соответствующее технологиям, используемым на базовых предприятиях (подобные оценки чаще дают руководители московских организаций) (рис.1).
Рис. 1. Оценка руководителями лабораторного и учебно-производственного оборудования: 2015 г.
(% от численности ответивших, что есть лабораторная база и/или производственное оборудование)
Источник: опрос руководителей ПОО.
Стоит также отметить, что устаревшим его называют около 40% опрошенных (чаще данная ситуация наблюдается в регионах). Оборудование, соответствующее
мировому уровню развития технологий в профильной отрасли, по оценкам руководителей, весьма редко присутствует в профессиональных образовательных организациях, а если и присутствует, то в основном в Москве (рис. 2). Иными словами, серьезная модернизация оборудования, судя по всему, пока затронула только столичные профессиональные образовательные организации, в то время как их региональные коллеги вынуждены готовить специалистов, зачастую используя устаревшее оборудование.
Рис. 2. Оценка руководителями московских и региональных профессиональных организаций лабораторного и учебно-производственного оборудования: 2015 г. (% от численности ответивших)
Источник: опрос руководителей ПОО.
С другой стороны, как столичные, так и региональные преподаватели и студенты в целом более позитивно оценивают имеющееся в их образовательных организациях оборудование, нежели руководители (рис. 3). Так, около пятой части опрошенных преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций называют оборудование устаревшим. Остальные же, напротив, считают его весьма современным.
Рис. 3. Оценка преподавателями и студентами лабораторного и учебно-производственного оборудования: 2015 г. (% от численности ответивших)
Источник: опросы преподавателей и студентов программ СПО.
Основными финансовыми источником обновления материально-технической базы в российских колледжах, техникумах и профтехучилищах являются средства самих образовательных организаций и учредителей профессиональных образовательных организаций (рис. 4).
Рис. 4. Финансовые источники обновления материальнотехнической базы профессиональных образовательных организаций: 2015 г. (% от численности ответивших)
Источник: опрос руководителей ПОО.
Примечательно, что в регионах чаще, чем в столице, обновляют материально-техническую базу за счет собственных средств, а также за счет средств работодателей. При этом средства работодателей по-прежнему выступают лишь в качестве незначительного дополнения к основному потоку средств, поступающих в профессиональные образовательные организации.
Приоритетными направлениями модернизации материально-технической базы образовательных организаций, по словам респондентов, является приобретение нового лабораторного и учебно-производственного оборудования (в целом в 62% случаев) (рис. 5).
Рис. 5. Направления модернизации материальнотехнической базы образовательных организаций (% от численности ответивших)
Источник: опрос руководителей ПОО.
При этом данная тенденция четче прослеживается в регионах, нежели в столице. В трети обследованных московских колледжей, техникумов и профтехучилищ приоритетным направлением обновления материально-технической базы называется модернизация парка компьютеров и закупка нового программного обеспечения (рис. 6).
Рис. 6. Направления модернизации материально-технической базы московских и региональных образовательных организаций (% от численности ответивших)
Источник: опрос руководителей ПОО.
Таким образом, профессиональные образовательные организации в целом оснащены учебно-производственным оборудованием, которое используется при подготовке и проведении занятий примерно пятой частью опрошенных в рамках проекта преподавателей.
Оно оценивается как руководителями, так и студентами и преподавателями весьма позитивно. Однако руководители региональных образовательных организаций чаще называют имеющееся у них оборудование устаревшим. Как правило, оборудование обновляется за счет средств самой организации и средств учредителя. Эти средства идут как раз на обновление материально-технической базы, при этом данная тенденция характерна скорее для регионов, нежели для Москвы.
ИСТОЧНИК: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017