Вы тут
Главная > На чем учить? > Музыка в школе

Музыка в школе

Своим экспертным мнением делится проректор по учебной и воспитательной работе Санкт-Петербургской консерватории, Д.В. Быстров.

В течение последних десятилетий Россия осуществила прорыв в подготовке спортсменов. Мы наблюдаем интерес молодежи, финансовую поддержку спортивных школ, популяризацию в СМИ и приток профессиональных преподавателей в общеобразовательные школы.

Похожие тенденции мы видим и в сфере искусства. Однако здесь решение вопроса заинтересованности молодежи творчеством и привлечения в профессию молодых кадров необходимо решать более тонко.

Существует ряд проблем в профессиональном образовании в сфере искусства (в частности, музыкального), которые должны решаться совместно с общим образованием в школе. Не касаясь сугубо профессиональной сферы, не связанной напрямую с общим образованием, осмелюсь высказать ряд предложений.

На сегодняшний момент имеется предложения от Минпромторга по внесению в учебную программу «Музыка» в начальной школе (с 1 по 4 класс) критериев, которые позволят учащимся осваивать духовые музыкальные инструменты. Хочется всецело поддержать данное предложение — это будет замечательной мотивацией для школьников. Однако необходимо отметить ряд задач, которые надо решать совместно с профессиональным музыкальным образованием.

Среди них:

налаживание системы педагогической практики студентов музыкально-педагогических училищ, музыкальных училищ, высших музыкальных учебных заведений (привлекать всех студентов, где есть духовые музыкальные инструменты и педагогическая практика), в рамках которой студенты сначала демонстрируют свои инструменты школьникам (играют на них), отбирают способных и заинтересованных учеников, обучают с нуля игре на музыкальных инструментах (по их желанию). Это позволит осуществить и квалифицированную помощь преподавателям общеобразовательных дисциплин, и реализовывать практику студентов более полноценно. В этом случае должны быть разработаны четкие рекомендации (задачи) по реализации практики в образовательных организациях.
формирование системы вариативного изучения музыкальных (художественных) дисциплин – должно быть желание ученика, доступный мате-риал.
обязательными сделать только хоровые занятия, но не по классам, а формировать составы хора по уровню учащихся – например: младшие классы (1-4 классы): 1 состав, 2 состав, 3 состав – это позволит сохранить интерес у всех учеников, сделать концертный состав.
повышение уровня педагогического мастерства (квалификацию) учите-лей. Здесь необходимо говорить о тех специалистах, которые ведут дисциплину «Музыка» в общеобразовательной школе. В лучшем случае, это выпускники музыкально-педагогических вузов. Тут надо особо отметить, что по исполнительским специальностям (все, кто играет на музыкальных инструментах) в этих учебных заведениях учатся те студенты, которые не поступили в консерватории, академии, университеты, т.е. не самые первые в профессии музыканта-исполнителя. К сожалению, музыкант-преподаватель изначально не рассматривается как цель – только по оста-точному принципу. Таким образом, мы имеем не самый лучший контингент изначально. Думаю, что не стоит говорить о том, что должно быть наоборот – лучшие специалисты должны учить детей в общеобразовательных и в музыкальных школах.
обеспечение восприимчивости учеников – от простого (привычного) к сложному. Начинать надо с мелодий из интернета, современных обработок классической и популярной музыки. Дети должны услышать привычную, понятную музыку, и ЗАХОТЕТЬ ее узнавать и слушать. В идеале, надо создать «запрет» на прослушивание классической музыки в ее оригинальном исполнении – это должен быть «запретный плод», который «сладок». Прослушивание учениками школы фрагментов симфоний Шостаковича, Прокофьева, Чайковского равносильно тому, как если бы мы стали читать главы «Войны и мира» пятилетнему ребенку.
включение в обязанности преподавателей дисциплины «Музыка» составление «рейтинга способностей» учеников. Это позволит уже с 1 класса (а в дальнейшем, и детского сада) давать рекомендации не только родителям (а им бывает все равно), но и ориентировать детей на профессиональное обучение. С открытием системы музыкальных кадетских корпусов появляется возможность зачислять учащихся на полный пансион, что может быть актуально для способных детей из неблагополучных семей. Таким образом, мы увеличим конкурс в профессиональные образовательные организации и уровень исполнительского мастерства музыкантов.
привлечение преподавателей из музыкальных школ, музыкальных училищ к работе по совместительству в общеобразовательных школах.
организация музыкальных олимпиад для школьников
создание школьных духовых оркестров (ансамблей)
привлечение к составлению программ дисциплины музыка профессиональных музыкантов-исполнителей (рецензирование)

На сегодняшний момент дисциплина «Музыка» в общеобразовательной школе не только не полезна (за редким исключением), но и вредна, т.к. обрушивает шквал «заумной неинтересной музыки», которую заставляют слушать не слишком заинтересованные преподаватели. Это приводит только к отвращению даже у очень способных детей.

Добавить комментарий

К меню