Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Наши ремесла как бизнес самобытный и уникальный

Наши ремесла как бизнес самобытный и уникальный

«Ассамблея народных ремесел», совместный проект «ВМ» и Московского дома национальностей, продолжает активно развиваться. Сегодня президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии Ирина Егорова делится своими соображениями о перспективности и проблемах новой для столицы отрасли креативной индустрии и необходимости пересмотра старого взгляда на столичных ремесленников.

— Ирина Игоревна, сегодня в мире наблюдается довольно интересная тенденция: впервые за много лет возникла конкуренция на уровне «промышленник-ремесленник». Что происходит?

— Меняется структура потребления. Люди больше не хотят ширпотреба. Им нужны красивые и уникальные вещи, но не слишком дорогие.

Поэтому изделия креативных предприятий сегодня очень востребованы. Кроме того, рост цифровизации и роботизации приводит к сокращению рабочих мест. Многие, у кого развито творческое мышление и есть умелые руки, способны реализовать себя в ремесленной деятельности. Тренд DIY (сделай сам или сделай для себя) набирает популярность в большинстве стран мира, в том числе и в России. И если человек по-настоящему увлекается каким-то ремеслом, то это хобби зачастую перерастает в профессиональную деятельность и становится основным источником заработка.

В постиндустриальном мире с его фирменными товарами и сходством продуктов, где бы они ни продавались, нестандартизированный характер ремесел обеспечивает им конкурентоспособность и демонстрирует их яркий контраст.

Совершенно очевидно, что ремесленный сектор, состоящий из мастеров-производителей, оптовиков, розничных продавцов и политиков, небезразличных к современному ремесленничеству, должен начать рассматривать себя как отдельную неиндустриализированную отрасль. И отрасль эта должна относиться к креативной индустрии. А она, в свою очередь, должна создать креативную экономику.

— Как выглядит сегодня креативная индустрия на мировом уровне?

— Мировая креативная индустрия — это 3 процента мирового ВВП. В ней заняты 29 миллионов работников, то есть 1 процент активного населения Земли. Креативная индустрия способствует развитию рынка труда особо уязвимых групп населения — молодежи и женщин.

По сравнению с другими отраслями в креативной индустрии занято больше всего молодежи в возрасте от 15 до 29 лет (около 20 процентов), высока здесь и доля самозанятых (их доля более 30 процентов), малый и средний бизнес также активно включаются в данную сферу. Креативная индустрия способствует развитию новых, гибких форм занятости, обеспечивает приемлемые формы занятости для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такая область креативной индустрии, как «Наследие», к которой относятся народные художественные промыслы и традиционное ремесленничество, позволяет находить резервы для развития сельских территорий и моногородов. Для примера, по количеству создаваемых рабочих мест в Европе креативные индустрии занимают третье место, создавая в 2,5 раза больше рабочих мест, чем автомобилестроение, а включение поддерживающих механизмов государственного регулирования в таком секторе креативной индустрии, как «Традиционное культурное самовыражение», позволило повысить долю занятой молодежи (в общей численности молодежи) на 20 процентов, снизив уровень безработицы среди этой категории населения.

Что еще важно. Промышленность — это всегда господство машины над человеком и капитала над трудом. Ремесла же, в противоположность — отрасль, где машины не доминируют, где децентрализованная структура препятствует жесткому контролю машин и людей.

Мне кажется, что пришло время пересмотреть старые взгляды и перестать относиться к ремесленникам как к «деревенской отрасли» и связывать ее только лишь с культурным наследием.

Почему? Потому что современный ремесленник создает изделия своими руками, при этом производит товары, которые востребованы в широком рыночном пространстве. Продавая их, он извлекает прибыль и тем самым укрепляет национальное богатство. В ремеслах человек, его ум и руки важнее станков и оборудования. И мировой тренд показывает, что сегодня ремесленный сектор рассматривается как отдельная индустрия. Отрасль без индустриализации в традиционном смысле, но с очень широким охватом потребностей людей.

— Что нужно сделать, чтобы уровень продукции ремесленников рос год от года?

— Сейчас много говорят о необходимости и способности к обучению на протяжении всей жизни. Это касается и ремесленников. Очень многие приходят в ремесленничество без художественного или дизайнерского образования.

Было бы неплохо, если бы государство выделяло субсидии общественным организациям для реализации курсов повышения квалификации ремесленников — в том числе по дизайну, маркетингу, продвижению в сети интернет и прочим важным областям знаний, которые необходимы для успеха. Качество готового изделия — это еще и качество оборудования и материалов, которые используются при изготовлении.

Ремесленники были бы рады государственной поддержке в виде субсидии на создание рабочей мастерской. Это важно и с точки зрения повышения качества, и для защиты прав потребителя. Потребитель, покупая что-то у ремесленника, должен быть уверен, что он приобретает изделие безопасное и что прослужит оно ему долго.

Сейчас этот момент вообще выпадает из поля внимания. А значит, ремесленник, ограниченный в средствах, будет стремиться экономить на всем, в том числе и на качестве. Сделать работу ремесленника комфортной и цивилизованной, чтобы всем сторонам было выгодно, — это и есть задача государства. Сам ремесленник в одиночку с этим не справится.

— Разве ремесленник не может взять стартовый кредит в банке?

— Ремесленники — люди по-хорошему одержимые свои делом, у них есть драйв, но вряд ли вы найдете хоть одни банк, который с распростертыми объятиями встретит их и с радостью даст стартовый кредит. Поэтому государственную поддержку, если она состоится, будет трудно переоценить. Признание ремесленников в обществе должно быть не просто в виде акций, грамот, показательных выступлений чиновников высокого ранга, гораздо большую пользу принесет появление плакатов на фасадах зданий, остановках транспорта и в других общественных местах, которые будут формировать позитивное отношение к изделиям ручной работы и к позиционированию этого вида творчества как традиционного и в то же время современного. Это же касается и рекламы на телевидении. Думаю, все хорошо представляют расценки на рекламу? Ну не под силу мелкому ремесленнику хоть как-нибудь пробраться в СМИ.

— А ярмарки выходного дня продуктивны?

— Ограничиться лишь созданием временных ярмарок — тоже не совсем правильно. Заходя в модный бутик, вы зачастую найдете в продаже украшения и аксессуары ручной работы. Рынок ремесленной продукции гораздо шире, чем ярмарки выходного дня и лотки на туристических маршрутах. Изделия ручной работы должны проникать в разные бизнесы. Например, хозяева кафе могут заказывать посуду у гончаров и керамистов, а владельцы ресторанов — у «фарфоровых» фабрик. А где-то могла бы быть уместна гжельская посуда или дятьковский хрусталь.

И вот эти связки надо искать, продвигать, с ними можно и нужно работать. Кстати, в этом могут помочь общественные организации, которые уже работают над развитием ремесленничества. Их тоже надо стимулировать, так как именно они способны свести к минимуму расходы ремесленников на рекламу, продвижение, на участие в мероприятиях и т. д.

На меня произвел впечатление опыт одной американской ассоциации, которая раз в месяц собирает всех блогеров, демонстрирует им новинки от ремесленников, а блогеры затем рассказывают о продукции на своих страницах.

У нас пока такой работы не ведется.

Было бы своевременным провести исследование по спросу на изделия ручной работы как внутри страны, так и на экспорт. Индия в свое время проанализировала ассортимент и определила, что текстиль, изделия из металла и керамики обладают большим потенциалом для развития. Сегодня индийские ремесленники формируют 2 процента в экспорте. В Китае на долю ремесленников приходится 17 процентов экспорта, и государство оказывает им беспрецедентную помощь, финансируя оснащение и механизацию процессов ремесленников, где это возможно, чтобы снизить стоимость изделий и повысить производительность труда. Китай нацелен на то, чтобы ремесленники активно продавали свои изделия за рубеж. Государство помогает им с логистикой, чтобы быстро, недорого и эффективно доставлять товары в любую точку мира.

— Что вы ждете от «Ассамблеи народных ремесел» в контексте нашего разговора?

— Во-первых, она могла бы собрать все предложения о возможной государственной поддержке ремесел в Москве, оформить в единый документ и инициировать создание межведомственной рабочей группы, например при Департаменте науки, промышленности и предпринимательства, по разработке «дорожной карты» развития ремесленничества в Москве.

Хотелось бы, чтобы в «дорожной карте» отдельным пунктом было создание территории для ремесленников, где будут размещаться мастерские, магазины изделий hand-made, выставочные залы и площадки для ярмарок, куда будут приезжать туристы и москвичи круглый год.

Во-вторых, необходимо составить реестры магазинов, которые продают изделия ручной работы, и все-таки найти решение, чтобы освободить их от торгового сбора и, возможно, частично субсидировать расходы на аренду.

В-третьих, нужна грантовая поддержка ремесленникам для развития их деятельности. Ну и, наконец, социальная реклама — хорошо бы сделать месяц рекламы изделий ручной работы на улицах Москвы и в столичных СМИ. Учредить ежегодную премию «Московский ремесленник». Нам очень важно начать делать шаги, которые помогут московскому ремесленничеству стать успешным и эффективным, а также создать опыт, который можно было бы транслировать во все регионы страны!

СПРАВКА

Ирина Егорова родилась 29 сентября 1970 года в Ульяновске. Президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии; эксперт по проекту «Комфортная правовая среда» партии «Единая Россия»; заместитель руководителя рабочей группы по подготовке законопроекта Государственной думы о ремесленной деятельности; член экспертного совета при Минпромторге по развитию индустрии детских товаров.

Источник: ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА

One thought on “Наши ремесла как бизнес самобытный и уникальный

  1. Полностью подписываюсь под статьей. Не помню точных данных по Индии, но, в целом все правильно. Без государственной поддержки ремесленнику очень сложно выживать и развиваться.

Добавить комментарий

К меню