Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Нормативное регулирование материально-технического оснащения ФГОС

Нормативное регулирование материально-технического оснащения ФГОС

Именно с таким названием состоялся 25 июня круглый стол, подготовленный Ассоциацией участников рынка артиндустрии и Аналитическим центром при Правительстве РФ.

Позиция Ассоциации и ее партнеров такова: «Образовательный процесс – открытая целостная система, неотъемлемой компонент которой – учебное оборудование и средства обучения. Они являются важнейшей составляющей материально-технического обеспечения образовательных программ и основой проектирования среды жизнедеятельности образовательной организации. Широкий выбор учебного оборудования и средств обучения и вариативность их использования показала острую необходимость оценки влияния этих средств на эффективность (результативность) обучения, а, следовательно, на возможность рациональной организации различных видов деятельности учителя и обучающихся. Текущая ситуация указывает и на необходимость создания специальных нормативов (регламентов) для оценки уровня качества учебного оборудования и средств обучения на стадиях разработки и их внедрения, не с точки зрения технических и технологических аспектов, а с точки зрения их связи с педагогико-эргономическими параметрами, показывающими приспособленность учебного оборудования и средств обучения к содержательным и деятельностным структурам и особенностям обучения, воспитания, развития учащихся.

Образовательная среда России утратила доминанту научно-методического подхода, натурного эксперимента, принципа сменяемости средств обучения, норм безопасности среды и многих других основополагающих принципов и компонентов построения учебного процесса. Это привело к тому, что сегодня средства обучения избираются не в соответствии с содержанием и методическим выбором дидактического инструментария по его функциональным атрибутам целесообразности содержанию образования, а исключительно в результате маркетинговых усилий поставщиков, их «близости» к заказчику и способности лоббирования своих интересов. Не редки случаи, когда проблема формирования материально-технической базы образовательной организации, решается путем обращения к одному из поставщиков с просьбой дать соответствующие предложения… В итоге получается спецификация, сделанная не на основе подходов к научно-методическим требованиям современного формирования среды, а на основе прайс-листа конкретной торгующей организации, ограниченной видением, знаниями, возможностями и главное, интересами самого поставщика. Профессиональное сообщество индустрии учебного оборудования и средств обучения заинтересовано в создании прозрачной системы и установления «правил игры» единых для всех».

Открывая дискуссию, ведущий советник Управления социальной политики Аналитического центра при Правительстве РФ Инна Каракчиева отметила, что современное развитие цифровых и креативных технологий задает стимулы для обновления образовательных программ всех уровней. «При этом мы осознаем, что их обновление напрямую связано с материально-технической базой. Без современного технического оснащения реализация важных норм в виде федеральных стандартов невозможна», — пояснила Каракчиева.

Заместитель генерального директора корпорации «Российский учебник» Максим Лозовский обратил внимание участников круглого стола, что несоответствующая материально-техническая база и инфраструктура резко влияет на качество образования и является основным фактором разброса в результатах ЕГЭ. По его словам, изношенность школ в некоторых регионах достигает 50-70%. Кроме того, в образовательных учреждениях наблюдается дефицит мест, из-за чего школы работают в две или три смены. «В итоге растет недовольство школьным образованием, и более трети родителей учеников считают его качество неудовлетворительным», — добавил Лозовский.

Совокупная потребность в строительстве новых и реконструкции существующих школ оценивается экспертами в 20 тысяч. Однако, по мнению руководителя проектов по социальным объектам ГК «ПИК» Анны Букиной, нормы проектирования объектов должны быть изменены. «Технические задания на строительство школ разрабатываются местными администрациями, и единых требований к ним нет, — пояснила Букина. – А с недавних пор отменили нормы по метражу спортзалов, поэтому мы получаем в регионах школы на 1200 человек с одним залом. Такой разрыв между образованием и проектированием не устраним».

Участники круглого стола высказали мнение, что для комплексного подхода к строительству школ директор учебного заведения должен назначаться еще на этапе проектирования объекта.

Еще одна болевая точка системы образования – отсутствие стандартов для учебного оборудования, добавил президент Ассоциации отечественных разработчиков и производителей учебного оборудования «Образовательная среда» Андрей Игнатенко. «У нас средства обучения не ориентированы на образовательную среду. Мы поставляем в школы интерактивные доски, но для них нет качественного контента. Система не сбалансирована», — сообщил Игнатенко. По мнению эксперта, в федеральный государственный образовательный стандарт необходимо внести перечень средств обучения.

В целом, участники дискуссии пришли к выводу, что все материально-техническое оснащение учебных заведений должно быть стандартизировано и сертифицировано, оборудование проходить обязательную психолого-педагогическую, в каких-то случаях медицинскую экспертизу, а преподаватели – развивать компетенции для работы с современными средствами обучениями и средствами цифровой дидактики.

Добавить комментарий

К меню