Вы тут
Главная > На чем учить? > О подходах к реализации интеграции и интегративности в дополнительном образовании

О подходах к реализации интеграции и интегративности в дополнительном образовании

Вся история развития экономики состоит из взаимного влияния самых разных областей науки, на первый взгляд весьма далёких друг от друга. В 21-ом веке именно на стыках разных наук часто делаются важнейшие открытия и создаются новые прорывные технологии. В русской и зарубежной философии мысль о целостности и необходимости интегрированного подхода к изучению действительности одной из центральных и рассматривается в качестве основы для решения многих проблем образования и воспитания. Объединение в одно целое каких-либо частей объекта, предмета, процесса (свойства которых часто изучаются в разных предметных областях), восполнение некогда нарушенного единства и целостности в восприятии окружающего мира — это и есть ИНТЕГРАЦИЯ, которая является актуальным направлением обновления содержания в системе дополнительного образования детей и взрослых и реальным полем для реализации проектной деятельности.

В общем образовании преобладает предметная ориентация учебного процесса, поэтому не удается в полной мере реализовать междисциплинарный подход, а вот обновленное содержание дополнительного образования может практически слиться с социально-экономическими потребностями общества и государства. В силу присущей системе практикоориентированности, многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и других преимуществ именно дополнительное образование может обеспечить формирование метапредметных и личностных образовательных результатов (которые являются важными компонентами универсальных компетенций) на всем многообразии его содержания. В этом и заключается ключевое направление интеграции общего и дополнительного образования.

Многие страны внедрение интеграционного подхода начинали с модели STEM-образования, интегрирующей науки, технологии, инженерию и математику и позволяющей решать проблемы на междисциплинарном уровне. Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. В России эта модель образования в полной мере может быть реализована именно в системе дополнительного образования. Однако, самая большая проблема заключается в том, что от следующих поколений потребуются КРЕАТИВНЫЕ решения, а пределы STEM-образования очевидны. Для того чтобы сформировать креативный класс необходимо добавить к этой модели Аrt — искусство и превратить STEM в более прогрессивную модель образования STEAM.

Цифровые навыки для жизни и работы сегодня необходимы всем, но для общего и дополнительного образования детей сегодня актуально смешивание традиционных «нецифровых» подходов к художественному образованию и цифровых приложений, пересечение формальных и неформальных цифровых навыков.

Интегрированные программы художественной направленности, основанные на подходе «обучение средствами искусства», позволяют не только расширить спектр навыков, приобретаемых обучающимися, не только приблизить содержание общеразвивающих программ к потребностям современных детей, но и значительно повысить их привлекательность для государства, общества, родителей и детей т.к. их цели, а значит и результаты, включают:

— развитие креативности, эмоционального и визуально-пространственного интеллекта;

— интеграцию физических, интеллектуальных и творческих способностей;

— навыки, необходимые для работы в секторах креативной индустрии;

— понимание культурного многообразия путем воспитания культурного сознания и развития культурных практик;

— формирование конкретных умений по профилю общеразвивающей программы (развитие хобби-творчества);

— широкий набор навыков для DIY-культуры («сделай это сам»), включающей движение Arts and Crafts (Арт и Ремесла) и предусматривающей личное участие в создании какие-либо материальных объектов для жизни, в том числе с использованием современного высокотехнологичного оборудования и технологий;

— а также развитие других универсальных компетенций, которые пригодятся подрастающему поколению в любой будущей профессиональной деятельности.

Арт-интеграция — это подход к обучению, который объединяет искусства (в широком смысле этого термина: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр…), изучение любых содержательных областей и освоение различных видов деятельности и технологий. Арт-технологии эффективно используются для организации проектной деятельности в программах любого профиля дополнительного образования для обновления действующих и создания новых общеразвивающих программ, позволяют повысить их привлекательность для детей и родителей внося значительный вклад в эмоционально-релаксационную и мотивационную составляющую к обучению по программе. В тоже время современные исследования в области нейрофизиологии подтверждают положительное влияние арт-технологий на развитие мозга и когнитивных способностей детей, на повышение успешности в обучении по академическим предметам, на более глубокое и качественное освоение содержания программ различных направленностей, на расширение возможностей в формировании жизненно важных личностных и метапредметных образовательных результатов, на развитие технического и инженерного мышления, а также вносят вклад в формирование универсальных компетенций. АРТ учит — решению проблем, бесстрашию, критическому мышлению и навыкам принятия решений. Именно эти навыки будут держать нашу страну в постоянном обновлении, а развитие этих навыков должно начаться в еще в дошкольном возрасте, а еще лучше в раннем детстве.

Такие общеразвивающие программы в системе дополнительного образования есть, и часто педагоги испытывают затруднения с тем, к какой направленности ДОД отнести свою программу, но на практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция. Одним из организационно-методических средств повышения качества дополнительного образования можно назвать интеграцию содержания различных направленностей, которая может принимать два значения:

— создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения);

— нахождение общей платформы сближения знаний из различных содержательных полей (здесь интеграция – средство обучения).

Сегодня все новые и новые современные технологии, в том числе аддитивные, приходят в образование. Поэтому интеграция художественной и технической направленности может стать основой для создания множества новых или обновления действующих общеразвивающих программ как художественной, так и технической направленности. Такие программы в первую очередь принципиально меняют цели, задачи и планирование ожидаемых результатов обучения.

Например, синтез целого ряда арт и цифровых технологий может предложить детям общеразвивающая программа детской анимационной студии. Сама студия – это только современный инструмент медиаискусства, поэтому освоение технологии создания мультфильма не может быть целью интегрированной программы. Содержание программы позволяет детям совместить использование современного цифрового оборудования с декоративно-прикладным творчеством и изобразительной деятельностью, с самостоятельным литературным творчеством при создании сценария, с погружением в проблемы экологии, с изучением культурологии, традиций народной культуры и народных художественных промыслов, с реставрацией исторических событий и использованием знаний в области психологии рекламы и многого другого. Анимационная студия позволяет детям находиться в новой реальности, экспериментировать с материалами, думать креативно, применять различные творческие техники, сотрудничать с другими детьми, а самое главное — это пройти весь путь от идеи к ее воплощению в материале, а потом в «цифре». Вот это и есть цель и планируемые результаты обучения, которые пригодятся детям и в школе, и в будущей профессии. Для создания мультфильма можно использовать множество арт-технологий и материалов: от пластилина до различных конструкторов. Чем больше используется различных материалов и технологий работы с ними в анимационной студии, чем разнообразнее социальные проблемы, поднимаемые в сценариях, тем меньше желание сменить программу, т.к. ребенок знает, что программа предоставляет ему возможность множество проб для познания мира, в котором мы живем, а значит возможность найти себя.

Декоративно-прикладное творчество является значимым ресурсом для содержания программ художественной направленности, но цель и результаты принципиально меняются, т.к. умения в конкретной области декоративно-прикладного творчества это только средство познания технологий работы с различными материалами и освоения целого набора универсальных навыков: генерации идей, создания эскизов, выбора лучших эскизов, создания изделий в соответствии с эскизами, выбора модели для тиражирования и др. Именно они являются первичной целью общеразвивающей программы. Но в современных условиях целостная картина создания изделия из различных материалов не может сложиться без интеграции с современными технологиями, цифровыми навыками, технологиями использования безопасных электрических или высокотехнологичных инструментов. К таким инструментам для декоративно-прикладного творчества можно отнести режущие плоттеры, универсальные электрические и пневматические ручные инструменты для мастерских, 3D принтеры, 3D сканеры, станки с ЧПУ для резьбы по дереву или фрезеровки, гравировки, компьютеризированные швейно-вышивальные машины и др. Все эти инструменты, основанные на современных технологиях, повышают производительность и качество готовых изделий и уж точно не являются целью программы. Они повышают производительность и качество готовых изделий, но освоение технологий работы с этими инструментами целью общеразвивающей программы точно быть не может. Поэтому совсем не обязательно обучать всех детей этим технологиям, это задача профессионального образования. Многих достаточно познакомить с их возможностями используя ресурсы ЦМИТ, колледжей, вузов, предприятий. При проектировании образовательного процесса важно учитывать то, что образ будущего изделия создается в воображении обучающегося, а создать его невозможно без чувства материала, понимания его свойств, без знаний об особенностях построения узоров и значения символов т.п. Именно поэтому в декоративно-прикладном творчестве так чрезвычайно важно показать детям интеграцию традиционных навыков работы с различными материалами и новейших цифровых средств производства. Декоративно-прикладное искусство не менее эффективно интегрируется с изучением основ предпринимательской деятельности, клиента ориентированности и прочими аспектами маркетинга. Все это позволяет сформировать достаточно широкий спектр универсальных компетенций.

Современная общеразвивающая программа в области основ компьютерного дизайна использующая подход «обучение средствами искусства» может реализовать интеграцию овладения знаниями основ композиции, цветоведения, рисунка и возможностей графического программного обеспечения, графических планшетов, web-технологий. Любой дизайнер должен знать и чувствовать материалы, владеть основами изобразительного искусства, обладать развитым художественным вкусом, знаниями психологии, уметь генерировать творческие идеи, и только потом можно преобразовывать их в цифровой формат. Мир физического творения способен дать детям уникальные компетенции, научить достигать членораздельного выражения мысли через что-то, что сделано своими руками. Ребенку необходим постоянный диалог между глазами, сознанием и руками. «Критическое мышление — критическое решение» — вот принцип образования через руки, с пониманием того, почему ты сделал то, что сделал, и есть ли влияние сделанной работы на мир. В этом суть работы и художника и дизайнера, и цель общеразвивающей программы.

Современные общеразвивающие программы в области музыкального образования основаны не только на подходе «обучение средствами искусства» и на освоении ребенком богатства всей музыкальной культуры (народной, классической, современной). Целью таких программ является не подготовка музыкантов, а формирование способности ценить и эмоционально-образно воспринимать язык различных музыкальных жанров, развитие интеллекта, формирование стремления молодежи к контактам с музыкальным профессиональным сообществом, развитие хобби-творчества через участие в любительских объединениях и творческих коллективах различного жанрово-видового состава и т.п. В основе таких программ лежит принцип интеграции с современными электронными технологиями и принцип интерактивности, который позволяет ребенку с самого начала быть вовлеченным в процесс музицирования. За счёт возможности программирования современных клавишных инструментов у педагога появляется возможность с одинаковой легкостью вовлечь любого ребенка в исполнение музыки любого жанра, донести до ребенка понимание разницы синтезируемого звука и акустической составляющей, продемонстрировать мультитембральность синтезатора в качестве средство выразительности. Для подростковой аудитории такие программы могут открыть целый мир свободного ориентирования в музыкальных жанрах, помогут освоить навыки аранжировки, познакомиться с элементами импровизации, а также с основами арт-информатики.

Ответом на вопрос, «как реализовать интеграцию в условиях развития дополнительного образования?», может стать ориентация на подготовку современного педагога, его повышение квалификации, направленное на освоение образовательных технологий обучения средствами искусства, новых материалов для творчества и технологий работы с ними, цифровых навыков и технологий использования современных высокотехнологичных инструментов, позволяющих обновить содержание, использовать интеграцию для повышения качества реализуемых программ художественной и технической направленности. И это одно из реально возможных направлений деятельности. Для реализации этого подхода требуется разработка и внедрение новых, практикоориентированных форматов, (в том числе сетевых образовательных программ, позволяющих использовать ресурсы партнера) развития кадрового потенциала системы дополнительного образования.

Обновление содержание и образовательных технологий дополнительного образования будет более эффективно, если к подготовке будущих и повышению квалификации действующих педагогов привлечь лучших специалистов из профессионального сообщества (в соответствии с профилем программы или специалистов работающих на стыке различных направленностей), а также специалистов компаний, производящих современное учебное оборудование и средства обучения.

Другим направлением реализации интерграционных процессов на практике может стать разработка новых и тиражирование лучших имеющихся интегративных общеразвивающих программ, позволяющих в совместной проектной деятельности объединить ресурсы всех заинтересованных сторон (педагогов, детско-взрослого и профессионального сообщества) в воспитании и формировании универсальных компетенций у подрастающего поколения.

Для реализации интегративных программ создаются команды педагогов, имеющих общие взгляды, но разные знания и компетенции (по принципу взаимного дополнения), реализующие одну идеологию и способные коллективно работать на достижение поставленных целей, получение запланированных результатов – формирование универсальных компетенций и личностных результатов. Реализация интегративных программ позволяет развивать сетевое взаимодействие, использовать ресурсы центров молодежного инновационного творчества, колледжей, предприятий и других партнеров образовательных организаций.

Таким образом, система дополнительного образования, являясь в настоящее время полигоном для инноваций, ориентирует внимание всех специалистов системы на обновление содержания и технологий его реализации, что в конечном итоге требует быстрого и массового их внедрения в поле практической деятельности.

__________

Михайлова Н.Н.
Научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии, д-р пед. наук, профессор.

One thought on “О подходах к реализации интеграции и интегративности в дополнительном образовании

  1. Замечательные мысли, Наталья Николаевна! Особенно, что касается детской мультипликации. А главное, что своевременные и так согласуются с моими. Это я вам как главный интегратор говорю

Добавить комментарий

К меню