Вы тут
Главная > На чем учить? > Образование vs медиа. Как из оппонента и врага сделать союзника

Образование vs медиа. Как из оппонента и врага сделать союзника

Современный мир окружает каждого человека мощнейшим информационным полем: компьютеры, смартфоны и планшеты, телевидение, радио. Мы практически ежеминутно получаем новую информацию неосознанно, а также всегда имеем возможность изучить интересующий вопрос лишь по запросу «окей, google». Дети и подростки, как люди, более приспосабливаемые к изменениям, активно осваивают новые технические разработки. По статистике, 99% школьников имеют мобильный телефон, 76% из них пользуются мессенджерами, 44% используют социальные сети. Они все обеспечены необходимыми инструментами, не только для получения информации. Ведь если говорить о средствах социальных сетей, то это прекрасный способ для самовыражения, самоидентификации, необходимой социализации. Но что мы видим в итоге? Одними из самых популярных ресурсов среди детей до 18 лет являются группы высмеивающие моральные ценности, законы, сообщества с приколами. То есть, имея в руках всю информацию мира, подростки предпочитают «расслаблять» свой мозг, при чем не самыми лучшими способами. Одна из причин: они просто не знают, как пользоваться всеми этими средствами, а значит, необходимо показать им, научить взаимодействовать с медиа. И именно для этих целей используются инструменты медиаобразования.

Медиаобразование появилось еще в XX веке – практически вместе с самими средствами медиа, но лишь начало XXI века дало толчок для его активного развития, в частности, в России данное направление только зарождается благодаря трудам А.В. Федорова и его команды.

Согласно «Большой Российской энциклопедии», «Медиаобразование – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности».

Многие воспринимают медиа в контексте радио и телевидения, однако на самом деле оно не ограничивается только ими. Медиа – это научные и развлекательные программы, фильмы, статьи в интернете и социальные сети, различные мессенджеры – все, что преподносится нам в электронном формате, включая и творческую составляющую, например, ставшие популярными в последние годы приложения для создания интересных видео и фотографий, предоставляющие возможность делиться ими с окружающими. Эти приложения сегодня являются основным способом самовыражения для подростков, ни школа ,ни улица, а виртуальный мир. И задача взрослых не бороться с этим, а помочь им преодолеть трудности в освоении и взаимодействии в этом пространстве.

Международный Центр Реализации Потенциала Личности «Лидер Фильм» — это масштабный проект по внедрению медиаобразования по всей стране для развития в детях и подростках уверенной гражданской и личностной позиции, критического мышления, лидерских качеств. Поэтому программы Центра построены на трудах А.В. Федорова (ведущий специалист по медиаобразованию в России), А.А. Демидова (академик РАНХиГС, преподаватель учебного курса «Медиаобразование и Massive Open On-line courses»), Е.А. Бондаренко (президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ), С.И. Гудилиной (кандидат педагогических наук, специалист в области информационных технологий в образовании) и многих других, признаны Общественной Палатой и Министерством Просвещения Российской Федерации.

Программы Центра направлены на достижение цели «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В части подразделений:

• Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
• Формирования системы мотивации у граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.
• Внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
• Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования видов и уровней.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Тесная связь с различными профессиональными сферами (психологией, кинематографом, телевизионными программами), ориентация на создание, как индивидуального, так и коллективного творческого продукта (роль в конкретном сценарии, черновой вариант фильма, промежуточное обсуждение, презентация фильма и дальнейшее обсуждение будущих сюжетов и фильмов) и его публичная презентация помогает детям, подросткам, родителям преодолеть сложные негативные ситуации, формирует характер, гражданскую идентичность, адаптивность к темпам социальных и технологических перемен.

Главная цель: создание организационных, психолого-педагогических и кинематографических условий, способствующих успешной социализации детей и подростков и их самоопределению в будущей профессии.

Таким образом, деятельность центра не ограничивается созданием конечного медиапродукта (фильма, реалити-шоу, программы и т.д.), в процессе ребенок проходит дополнительное обучение по основам медиаобразования, определяет свои цели и задачи в жизни и учится достигать их.

И результаты, которые мы получаем в ходе деятельности Центра действительно воодушевляют. По данным наших исследований, в процессе киносборов, посвященных съемкам фильма «Ты в Игре» (проект Лидер Фильм для подростков 14-17 лет) у 85% снизился уровень общей и личностной тревожности, у 89% возросли показатели самооценки, уверенности в себе. Как отмечают сами участники, проект позволил им узнать свои сильные и слабые стороны, «примерить» на себя определенную роль и получить толчок к изменению своей личности. 30% участников медиасмены, которая прошла в ВДЦ «Орленок» в марте этого года создали или получили новые ресурсы для развития своего блога в социальных сетях, 70% смогли определиться в будущей профессии.

Инновационные методики Центра привели к созданию и развитию новой отрасли психологии – кинопсихологии. Таким образом, наши специалисты прямо сейчас становятся авторами нового направления, которое в последствии станет отдельным разделом. Кинопсихология — это специализированная отрасль практической психологии, основанная на теории деятельности, когнитивной психологии и методах арт-терапии. Выявляющая и описывающая основные поведенческие реакции и трансформации личности в онтогенезе, которые происходят в кино и медиапроизводстве, куда личность вовлечена творчески.

При поддержке Правительства и Министерства Просвещения РФ создаются медиапарки при кванториумах, медиацентры и школьные телестудии. На базе ВДЦ «Орленок» и центра «Сириус» планируется подготовка специалистов в рамках курсов повышения квалификации и обучение детей, помимо этого, на сегодняшний день неоднократно поднимался вопрос о создании кафедры Кинопсихологии в педагогических университетах.

Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, меняется, появляются новые ресурсы и очень важно успевать за ним, идти в ногу со временем. И медиаобразование является тем самым ресурсом для реализации потенциала как детей, так и взрослых, для создания новой, лучшей реальности.

Авторы: Михайлова А.И. и Юматова С.С.

Добавить комментарий

К меню