ОДИНАРНЫЕ ПАСПАРТУ. Мастер-класс от АЙВАРА ПОЖАРСКОГО. Варианты оформления. Часть I

ОДИНАРНЫЕ ПАСПАРТУ. Мастер-класс от АЙВАРА ПОЖАРСКОГО. Варианты оформления. Часть I

Для многих мастерских работа с паспарту — чуть ли не основная операция при оформлении произведений. К сожалению, не все багетчики уделяют этому достаточно внимания, хотя именно от дизайна паспарту во многом зависит подача и восприятие оформляемой работы.

Прежде всего, напомню. что предназначение паспарту в создании необходимой дистанции, предотвращающей соприкосновение изображения со стеклом.

Отсюда следует что практически все работы. выполняемые под стекло должны иметь или паспарту или дистанцию между стеклом и произведением.

При этом на различных видах изображений одного слоя паспарту бывает недостаточно. Для начала рассмотрим однослойное паспарту.

Первый же вопрос, который возникает у дизайнера: какого цвета и тона выбрать картон?

Всем известна традиционная рекомендация: «Паспарту должно быть темнее светлого и светлее темного в работе». Это правило подходит для большинства случаев, хотя и не является универсальным. К тому же. совершенно не ясно НАСКОЛЬКО СВЕТЛЕЕ? НАСКОЛЬКО ТЕМНЕЕ? А ведь именно от этого н зависит точность оформления.

И тут мы должны вспомнить, как «работает» паспарту.

Во-первых, оно может быть как «туннель». Это примерно то же самое, когда из темной комнаты мы смотрим через открытую дверь на улицу. При «туннельности» паспарту. ставится относительно темнее общего тонального строя работы. Таким образом, задается как бы месторасположение объекта «В ГЛУБИНЕ за паспарту» Во-вторых, «растворение фонов» — в этом случае цвет и тональность паспарту выбирают исходя из фоновых элементов второго или дальнего плана. По сути, такой прием имитирует «глубину резкости» у фотографов. С его помощью мы в состоянии управлять глубиной пространства объекта и восприятием его отдельных элементов.

В-третьих, паспарту работает как выдержка у фотоаппарата. При светлых оттенках, оно выявляет световые нюансы в работе, но все тени сливаются темным пятном и наоборот, при темных оттенках — выбеливает свет и раскрывает богатство теней.

То есть, через паспарту мы можем управлял, и объемно-пространственной видинием оформляемого предмета и его компонентов. Поэтому перед выбором дизайна нужно внимательно изучить сам объект обсудить с клиентом все нюансы восприятия. и лишь затем предлагать те или иные художественные решения.

А теперь рассмотрим различные варианты оформления на примере одной вышивки «Девочка на белом медведе». Это произведение отличается достаточно сдержанной палитрой красок, небольшим объемом «пушистости» в хлопьях белого снега в фоне и наличием металлизированных элементов в одеянии. Само изображение условно иллюстративно. иначе говоря — плоскостно.

Фото 1. Паспарту подобрано достаточно темное, под цвет темных участков платья девочки, что создает эффект туннеля. Сама вышивка четко позиционируется в глубине.

Фото 2. Паспарту выбрано значительно светлее, под цвет светлых тонов платья. В результате сама девочка «выходит» на передний план и концентрирует на себе внимание.

Фото 3. Паспарту также достаточно светлое по тону (как и на фото 2), но имеет оттенок теней у медведя — второстепенного элемента изображения. Тем самым паспарту как бы раздвигает границы вышивки и становится ее фоном. При этом вышитые хлопья белого снега получаются более заметными. Однако оформителю приходится учитывать и много других факторов. Например. вариант с темным паспарту, хоть выделяет и концентрирует внимание на самой вышивке, но под простым стеклом будет сильно бликовать, что затруднит визуальное восприятие.

Нейтрализовать блики или сделать их менее заметными можно при использовании более светлого паспарту, но тогда пропадет эффект «туннельности».

Вместе с тем. концентрировать внимание зрителя на вышивке можно и другими приемами. Например, обводкой или внутренней рамочкой.

На фото 4 показан пример с использованием У-канавки. Это позволяет добиться того же эффекта, что и с более темным паспарту, но выглядит элегантнее. И все же при таком тоне, паспарту хоть и светлее, но не достаточно, чтобы устранить блики. Поэтому на фото 5 показан вариант с использованием светлого паспарту (как на фото 3). Однако здесь присутствуют две дополнительные голубые линии разной толщины, что имитирует «рамку в рамке» и концентрирует внимание на изображении. Но сама работа содержит некоторые детали, которые также хотелось бы подчеркнуть (например, серебряная нить в платье). Это можно сделать при комбинации расчерчивания линий серебряной краской рейсфедером и тонировки внутренних полос сухой пастелью или акварелью, то есть создания упрощенного варианта «французского паспарту» (Фото 6, 7).

Должен отметить, варианты разлиновки рейсфедером или заливок акварелью — «французское паспарту» — нужно делать на качественном, хорошо проклеенном картоне. В нашей мастерской мы перепробовали разные виды и остановились на картонах Moorman и Scappi. Поскольку эта продукция отличается предсказуемостью результата. От таких картонов не приходится ждать подвоха в виде потеков краски или отслоений.

Вариации «французского паспарту» позволяют также привносить в изображение элементы декора или дополнять его. Так на фото 8, 9 декоративные полоски имитируют узор на льду, но при этом концентрируют внимание на самой работе.

Как видно на этих примерах, даже одинарное паспарту помогает очень эффектно подавать обрамляемую работу н управлять зрительским восприятием.

Кроме того, дополнительные художественные приемы увеличивают необходимые поля паспарту, что приводит к удорожанию заказа, и. соответственно, к существенному увеличению прибыли. Хотелось бы еще сказать: усложнение дизайна одинарного паспарту, которое считается бюджетным оформлением, настолько усиливает эстетическое впечатление. что клиент готов платить за это лишние деньги!

Но нужно отметить, что для данной вышивки одинарное паспарту не подходит, поскольку она содержит объемные элементы — «хлопья» снега. Одни слой паспарту не обеспечит необходимой дистанции до стекла, и эти «снежинки» будут примяты.


Автор: Айвар ПОЖАРСКИЙ

Поделиться