Оформление вышивки

Оформление вышивки

Оформление произведений прикладного искусства – от больших вышитых полотен до крохотных сохранившихся кусочков старинных кружев – это сложная и кропотливая работа. То как все это в результате будет выглядеть, зависит не только от мастерства рукодельниц, но и от профессионализма и вкуса консультантов багетной мастерской, которые принимают заказы на эти работы.

Я не хочу никого учить как правильно оформлять вышитые работы, но поделюсь теми особенностями, которые свойственны вышитым работам, и теми проблемами и сложностями, с которыми нередко сталкиваются вышивальщицы в багетных мастерских.

Любая вышивка – это кропотливая и трудоемкая работа, на которую мастерица нередко затрачивает многие недели. И хотя большинство рукодельниц выполняет свои работы по готовым рисункам, многие самостоятельно подбирают оттенки нитей, вносят изменения в схемы, добиваясь лучшей передачи сюжета. Все это делает каждую работу уникальной и требует максимума внимания при ее оформлении в багет.

Существует немало самых разных техник – это и вышивка крестом, и разнообразные виды счетной и декоративной глади, вышивка лентами, бисером, золотные работы и пр.

Сегодня самой популярной среди рукодельниц считается вышивка крестом. В этой технике вышивают иконы, натюрморты, пейзажи, копии картин великих мастеров, портреты своих любимых четвероногих питомцев. Проблема кроется в том, что считая этот вид вышивки довольно простым (что, кстати, не соответствует действительности), рукодельницы не считают нужным пройти обучение на специализированных курсах, и даже не удосуживаются внимательно почитать литературу поэтому виду вышивки. По этой причине допускаются ошибки, влекущие за собой последующие сложности для оформления в раму.

Самые частые ошибки – это работа без пялец и необработанная нужным образом канва.

В результате, после стирки готовой работы, на незашитых краях канвы образуются «волны», которые делают последующую натяжку на основу проблематичной.

Мне кажется, было бы неплохо, если бы консультанты в багетных мастерских, увидев такое изделие, рассказывали заказчицам о том, каким образом можно предотвратить появление подобных дефектов. Что канву перед началом вышивки нужно выстирать, дать ей слегка просохнуть, а потом чуть влажную как следует прогладить. И, конечно, о том, что работать нужно обязательно в пяльцах.

Более профессиональные вышивальщицы нередко используют для работы льняное полотно. Такая ткань имеет свою особенность: она растягивается в одну сторону и не тянется в другую. Не говоря уже о том, что сегодня ткани часто производят с добавкой эластана, о чем не всегда сообщается на ценнике. Такие ткани с легкостью растягиваются в любых направлениях, что доставляет особое «удовольствие» и вышивальщицам, и мастерам-багетчикам. Единственное, что может спасти ситуацию – это укрепление ткани клеевым флизелином, который не даст ей растягиваться. Флизели́н это нетканый материал на основе целлюлозных волокон, который обладает большой прочностью на разрыв и растягивание и стойкостью к истиранию. Материал практически не мнется, жесткие модификации при этом легко восстанавливают исходную форму, а проклеенная сторона клеевого флизелина позволяет довольно просто закрепить его горячим утюгом на любой ткани. При работе над иконами или портретами делат это нужно еще до того, как приступят к оформлению вышивки декоративными элементами. Это поможет укрепить ткань в целом и особенно ее края, не заполненные вышивкой, что значительно облегчит работу при натяжке вышивки на подложку.

Для вышивки крестом используют шерстяные, шелковые или хлопчатобумажные нитки мулине. Поверхность вышитого сюжета практически ровная, без выраженных перепадов по высоте укладываемых стежков. А значит, и расстояние между стеклом и поверхностью вышивки, казалось бы, не имеет особого значения. Хотя, с моей точки зрения, необходимо оставлять хотя бы очень небольшой зазор, чтобы не придавливать стежки, и сохранить возможность рассмотреть рельеф вышитой поверхности. При натяжке вышивки бисером, важно, чтобы края не были закошены, а паспарту или рама порезаны с такой точностью, чтобы крайний ряд бисера заканчивался там, где начинается кант или рама. Даже узенькая полоска выглядывающей канвы или хотя бы один ряд бисера, съехавший под багет, могут испортить все впечатление от оформленной вышивки.

В том случае, когда вышивкой заполнена только центральная часть картины, а остальное поле оставлено не зашитым, паспарту, на мой взгляд, просто необходимо. В подобных случаях нередко встречаются одни и те же ошибки.

Одна из них – чрезмерный «зажим» цветным паспарту вышитого сюжета, когда между рисунком и паспарту оставляют слишком мало воздуха. Если отрезок ткани с выполненной работой оказался слишком маленьким, можно предложить заказчику подобрать паспарту для первого слоя того же цвета что и ткань, на которой выполнялась вышивка, или даже на полтона или тон светлее, и сделать его достаточно широким. Это оптически отодвинет верхнюю цветную часть паспарту, которая не станет так подавлять вышивку.

Почти все то же самое можно сказать и об оформлении работ, вышитых гладью. Но если в вышивке крестом получается ровная, слегка рифленая поверхность, то при вышивке гладью для большей выразительности некоторые детали рисунка делают более выпуклыми. Достигается это разными путями. В одних случаях деталь предварительно заполняют несколькими слоями дополнительных стежков, или, подкладывая под фрагмент лоскутки специально предназначенной для этого ткани, а иногда для этого используют объемные стежки. Поверхность таких вышивок выглядит совсем иначе. Более длинные, не пересекающие друг друга стежки глади создают поблескивающую и переливающуюся, как шелк, поверхность. Уложенные под разными углами стежки могут менять не только свой оттенок, но даже и уровень блеска. Поэтому при оформлении таких изделий возникает определенная сложность – отодвинутое от вышивки стекло частично лишает вышивку этих особенностей, а расположенное слишком близко может «придавить» объемные детали.

Сегодня туристы нередко привозят из Китая вышитые гладью картины и приносят их в багетные мастерские. Конечно, оформить такую вышивку в лаковую резную раму так, как это делают китайские мастера, невозможно, поэтому используются багет, который никак не подходит к традиционным китайским рисункам. Особый вопрос – оформление картин, вышитых лентами. Необычная выпуклость, сочетание цветов и блеск лент позволяют создавать почти живые объемные изображения.

Готовя к оформлению работу, вышитую в этой технике, либо сама вышивальщица, либо мастер в багетной мастерской натягивают ее на подрамник, не используя при этом никакой подложки. А поскольку для этого вида вышивки довольно часто используют редкую ткань, то граница между подрамником и воздухом под полотном очень заметна, что придает работе незаконченный и неряшливый вид, который не сможет исправить даже удачно подобранная рама. В таких случаях необходимо использовать и подрамник, и подложку. Тем более, что при использовании подложки можно поэкспериментировать с цветом: подобрать подложку под тон ткани или на 1-2 тона светлее ее, а может быть, даже подложить цветной картон, что внесет изменение в колорит вышитой работы. Естественно, подобные моменты нужно заранее обговорить с клиентом, доходчиво объяснив ему все преимущества такого решения.

Есть и еще один вид объемной вышивки, набирающий популярность у российских мастериц, – объемная вышивка гладью. Особенность этой техники в том, что работа состоит из двух слоев вышивки, каждую из которых выполняют на отдельных кусках ткани. На одной из них, которая и станет основой картины, вышивают фоновые детали второго плана, а на второй –детали для первого плана, которые впоследствии вырезают и прикрепляют к основной ткани. Так, вышивают отдельные цветы, или даже целые букеты.

По контурам деталей первого плана перед началом работы пришивают тонкую проволоку, свободные концы которой впоследствии обкручивают нитью, превращая их в стебельки самой разной длины. Такие стебельки, закрепленные на ткани, мастерица может приподнять над поверхностью вышивки на любую высоту. Для того, чтобы закрепление проволоки не было заметно, фоновую вышивку выполняют сразу на двух сложенных вместе кусках ткани. При этом, если верхняя ткань может быть хлопчатобумажной, льняной или шелковой, то для нижнего берут более тонкие ткани муслин или батист. А значит, эти ткани разнятся друг от друга не только по составу и плотности, но и по степени своего растяжения. И уж тут, для того чтобы правильно натянуть вышивку на подложку, просто необходимы руки знающего мастера.

Особенно интересно такие работы выглядят тогда, когда не только стекло, но и паспарту отодвигают от вышитого полотна. А многослойное паспарту, точно подобранное по цвету, сделает такую картину настоящим произведением искусства.

С особым вниманием следует отнестись к оформлению бесценных образчиков старинной вышивки и кружева. Сегодня очень модно оформлять их в рамы. Естественно, возникают проблемы при закреплении на подложке из-за ветхости старого материала. Возможен вариант, когда такое изделие просто плотно зажимают между стеклом и подложкой, не давая ей сдвигаться. Но в этом случае ткань от сдавливания начинает морщить, и это может придать ей довольно неопрятный вид. Второй вариант, – «дедовский», которым нередко пользуются мастера декупажа – наклеивать вышивку на подложку взбитым яичным белком или сильно разбавленным крахмалом. Ни то, ни другое никак не может повредить ткани, даже очень старой. Ну а если понадобится, по каким-то причинам вынуть изделие из рамы и снять с подложки, то нужно просто накрыть влажным полотенцем, и оставить так на ночь. Объясните заказчице, что даже в этом случае отделять вышивку нужно очень аккуратно. Кстати, таким же образом можно клеить на подложку современные кружева.

Автор: Марина Иванова

Поделиться