Вы тут
Главная > На чем учить? > Показатели качества средств обучения, используемых в организации учебно-исследовательской работы

Показатели качества средств обучения, используемых в организации учебно-исследовательской работы

В настоящее время в структуре учебных планов все чаще и активнее стали вводиться новые экологизированные дисциплины, а во многие традиционные предметы и курсы включаться содержательные модули, посвященные изучению качества окружающей среды, экологической безопасности, охране здоровья, экологических аспектов разнообразной профессиональной деятельности. Соответственно, были созданы средства обучения и учебно-методические комплекты, которых раньше не было; появились также и соответствующие образовательные технологии. В педагогической практике данные технологии по праву можно отнести к эффективным, современным и инновационным.

Экологически ориентированные практикумы, учебно-исследовательские и проектные работы в настоящее время имеют место во многих предметах естественнонаучного цикла в общем образовании, в общеобразовательных и профильных курсах в профессиональном образовании, а также в системе дополнительного образования. Такие практикумы проводятся в формах лабораторных и полевых практических работ, имеют разнообразную тематику. Тематика работ может охватывать вопросы экологической оценки состояния окружающей среды, экологической безопасности, исследования качества и безопасности питания, охраны здоровья, инженерной защиты окружающей среды и многие другие вопросы, предполагающие анализ проб объектов окружающей среды и интерпретацию полученных данных с предметных позиций.

Педагогические технологии экологических учебно-исследовательских и проектных работ имеют ряд характерных особенностей, напрямую связанных с качеством соответствующих учебных изделий (полевых лабораторий анализа воды и почвы, мини-экспресс лабораторий, тест-комплектов для анализа воды и почвы, тест-систем для анализа воды и воздуха и т.п.).

Учебные изделия становятся средствами обучения в совокупности с их учебно-методической, дидактической, информационной обеспеченностью, при условии функционирования в конкретной образовательной среде с помощью образовательных технологий. Состояние и тенденции развития в России оборудования для экологической учебно-исследовательской работы и практикумов позволяют рассматривать его фактически как межпредметную систему средств обучения, инструмент обновления содержания образования, и потенциально – как источник формирования новых компонентов содержания образования.

Экологический практикум представляется в настоящее время как особый вид учебного эксперимента. Выполняемые в ходе экологического практикума исследовательские работы представляют собой особый продуктивный вид учебного эксперимента, который характеризуется специфическими свойствами:

• наглядность и выразительность опытов обеспечивается выбором цветовых объектов и методов, имеющих яркую окраску, и хорошо заметных в условиях эксперимента (цветовые шкалы образцов окраски проб);

• доступность и убедительность состоит в исследовании объектов, имеющих большую значимость в жизни каждого человека, затрагивающих качество жизни и экологическую безопасность, и поэтому имеющие очевидную практическую и социальную направленность. Так, при изучении качества питьевой воды обучающийся может для исследования принести воду из домашнего источника; при исследовании доброкачественности продуктов – образцы продуктов (овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока) из дома или магазина; при оценке качества (состава) воздуха на исследование можно отобрать воздух класса или выдыхаемый самим ребенком; наличие радиационного загрязнения можно проверить у образца продукта, личной вещи, почвы с дачного участка и т.п.;

• достоверность получаемых данных обусловлена использованием в качестве модулей для комплекта учебного изделия всесторонне испытанных и апробированных изделий – полевых лабораторий, тест-комплектов и т.п. Ряд используемых измерительных инструментов (индикаторные трубки, тест-комплекты, приборы оценки физических параметров) сертифицированы в Российской Федерации. Таким образом, при соблюдении правил применения данного оборудования, у обучающихся или учителей не возникает поводов к неверному толкованию фактов или сомнений в доказательности и достоверности опыта с учетом уровня подготовки обучающихся;

• следует отметить характерную межпредметную специфику данного вида учебной деятельности, выражающуюся в технологической унификации используемого оборудования и способов его применения;

• важным фактором для обеспечения безотказности эксперимента и надежности достижения учебных задач у потребителя является качество самих изделий. Качество продукции должно гарантироваться производителем в соответствии с действующим в РФ законодательством. Ниже мы предлагаем ряд показателей, с помощью которых можно характеризовать качество рассматриваемых средств обучения.

1. Педагогические показатели

Педагогическая специфика применения рассматриваемых средств обучения отражает содержание многих предметов (курсов) элементами или системой экологически ориентированной практической деятельности, поддерживая изучаемую программу на минимально достаточном (обязательном) или расширенном (углубленном) уровне. Тем самым формируется компетентность обучающихся как способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической жизненной задачи.

Изделия, с использованием которых выполняются работы по исследованию окружающей среды, являются техническими устройствами и служат для наблюдения, отслеживания, измерения, контроля, а также изучения экологических процессов, явлений и закономерностей. Одно и то же (однотипное) оборудование может применяться в учебном процессе через разнообразные формы учебного эксперимента – как традиционные, так и инновационные, и это также соответствует принципу унификации. При этом максимальную сложность (повышенный специальный уровень) представляют задачи, характерные для профессионального образования. Таким образом реализуется принцип преемственности образования, когда в учреждениях О(П)СО происходит допрофессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка, а при продолжении образовательного маршрута на более высоком уровне полученные знания и навыки используются и умножаются в профессиональном образовании.

Рассматривая использование оборудования в ходе учебных исследований окружающей среды в аспекте допрофессиональной подготовки, имеющей место в тех или иных предметах (химия, биология, технология, география, экология, ОБЖ) в образовательных учреждениях системы П(О)СО, экологический практикум позволяет формировать у обучающихся начальные трудовые навыки и умения, осуществлять межпредметные связи и экологическое воспитание, а также содействовать трудовому воспитанию и обучению приемам и методам производительного труда в последующем производственном обучении.

2. Эргономические показатели

Именно эргономические показатели характеризуют комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических требований к учебным изделиям, адекватных возможностям учителя и обучающегося и нацеленных на оптимизацию их деятельности.

Эргономические показатели средств обучения рассматриваемого назначения (т.е. предполагающих, по сути, химический эксперимент) во многом обусловлены безопасностью применения и требуют отдельного рассмотрения (см. ниже).

3. Показатели унификации

Унификацию комплектного оборудования, являющуюся важным звеном стандартизации, мы рассматриваем в конструкционном, технологическом и методическом направлениях.

Конструкционная унификация состоит в модульно-блочном построении укладок различного назначения, сформированных, несмотря на разнообразие изделий, всего из нескольких разновидностей укладочных контейнеров, что позволяет создать узнаваемый фирменный стиль компании-производителя, которая должна завоевать доверие потребителей и добиться известности на рынке средств обучения.

Технологическая унификация в изделиях для оценки состояния окружающей среды (экологического практикума) также предусматривает, что различные изделия (тест-комплекты, мини-экспресс-лаборатории, полевые лаборатории) произведены на основе единой базы комплектующих, а также единого технологического цикла приготовления и контроля качества готовых аналитических растворов и реактивов.

Технологическая унификация неразрывно связана с методической унификацией – т.е. с используемыми методами и технологиями работы с изделиями. Такая (методическая) унификация подразумевает не только стандартизацию используемого оборудования и способов его применения, но и обусловлена необходимостью пользоваться, в принципе, однотипным оборудованием при учебной деятельности в различных предметных областях, причем одна и та же информация о состоянии окружающей среды трактуется по-разному.

4. Эстетические показатели

Эстетические показатели учитывают не только красоту и внешнюю привлекательность (важно при формировании позитивного настроя обучающихся и учителей на работу), но и рациональность конструкции, гармонизацию цветовых решений, формы, пропорциональности, типов укладок и т.п.

К показателям фирменного стиля учебных изделий можно отнести также удобные принадлежности, хорошо узнаваемые на рисунках визуального ряда. Это значительно облегчает узнавание и выбор принадлежностей для работы, а также безошибочное выполнение операций с ними.

Несмотря на то, что эстетические показатели качества для рассматриваемых средств обучения не являются основополагающими в системе качества учебных изделий, именно данные показатели прежде всего оказываются в поле зрения обучающихся и учителей и в значительной мере формируют позитивную установку потребителей.

5. Показатели безопасности

Экологическая оценка показателей окружающей среды (т.е. химических экологических параметров) в исследовательских, проектных работах и практикумах проводится в рамках различных предметов, как уже отмечалось, с элементами химического эксперимента. Обеспечение безопасности работ экологического практикума реализуется в аспектах активной и пассивной безопасности.

Факторы активной безопасности при выполнении эксперимента формируются на основе конструктивных и технологических характеристик изделий, обусловленных методикой выполнения экспериментов:
1) обучающимся доступны минимальные количества химических веществ, проб и образующихся отходов. Практически, каждое учебное изделие может рассматриваться как микролаборатория;
2) во многих учебных изделиях расходуемые в эксперименте реагенты предоставляются обучающемуся в необходимом количестве непосредственно перед работой;
3) отбор и добавление реагентов осуществляется простыми и безопасными принадлежностями;
4) использованию обучающимися средств индивидуальной защиты, имеющихся в каждом комплекте оборудования – защитных перчаток, защитных очков, а в обоснованных ситуациях (например, при лабораторных работах) – защитных халатов.

К факторам пассивной безопасности можно отнести:
1) обязательное инструктирование обучающихся о правилах безопасной работы с химическими веществами, о правильных и безопасных приемах выполнения операций;
2) использование клеенок (поддонов) для защиты мебели.

Вышеизложенное особенно актуально для экспериментов, проводимых вне кабинета химии (например, в кабинете технологии).

6. Патентно-правовые показатели и сертификация

Характеризуют современность технических решений, использованных в изделии, их обновляемость и патентную защиту. Естественно, что в ситуации выбора потребитель предпочтет такие средства обучения, которые являлись бы современными научно-техническими решениями и технологическими разработками, защищенными патентами и сертифицированными.

Одним из примеров отечественного учебного оборудования, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, является продукция, разработанная и вот уже скоро 25 лет серийно производимая Санкт-Петербургской компанией ЗАО «Крисмас+»: типовой комплект оборудования «Экологический практикум».

При оформлении до 31 декабря 2018 заявки на типовой комплект оборудования «Экологический практикум» производства ЗАО «Крисмас+» действует скидка 15%!

А на производимую компанией школьную, дошкольную и лабораторную мебель для учебных лабораторий и образовательных организаций в целом – 10%!

Ваш персональный менеджер, полностью сопровождающий ваш заказ на всех этапах:
Эльвира Минеева lab@christmas-plus.ru
8 (800) 302-92-25 (звонок по России бесплатный)
8 (812) 575-54-07, 575-55-43, 575-57-91

Общая информация о продукции и услугах отечественной компании разработчика и производителя современного учебного оборудования, а также предоставляемых услугах, размещена на сайтах:
интернет-магазин ГК «Крисмас»
сайт ЗАО «Крисмас+»
сайт учебного центра ЗАО «Крисмас+»

Добавить комментарий

К меню