Вы тут
Главная > На чем учить? > Профориентация и самоопределение дошкольников

Профориентация и самоопределение дошкольников

 

На заметку воспитателям и всем, кто занимается профориентационной работой в ДОУ. Пролистайте нашу подборку. Информация пригодится вам для организации обучающих игр, открытого урока или праздничного утренника.

 Говорим о знакомых, престижных, редких и нужных профессиях

Начинаем с простого и понятного — профессий, которые уже знакомы малышам. Пусть ребята расскажут, кем работают их мамы и папы, дедушки и бабушки, дяди и тети.

Смысл в том, чтобы ребенок описал или хотя бы понял особенности профессии:

  • типичная внешность,
  • спецодежда,
  • рабочее место,
  • орудия труда,
  • рабочий процесс.

Помогаем ребенку определить вид деятельности: физический или умственный труд, творчество.

Вторая часть занятия — беседа о самых модных и желанных профессиях актеров, певцов, фотомоделей, космонавтов, разведчиков и т. д. Играем в «Салон красоты», «Киностудию» и другие сюжетно-ролевые игры.

Третья часть профориентационного занятия  — знакомство с редкими профессиями. Детям будет интересно узнать о работе метеоролога, дегустатора, кинолога, археолога, егеря, стеклодува или детектива.

Завершаем занятие беседой-игрой «Все профессии нужны!». Воспитатель предлагает ребятам представить город, в котором нет ни одного дворника, пекаря или почтальона. Что будет? Выслушивая ответы детей, воспитатель помогает ребятам осмыслить важность каждой профессии.

Выявляем личностные качества дошкольника. Игра «Какой я?»

Суть игры в том, чтобы обозначить основные черты характера ребенка по выбору цвета. Каждый ребенок выбирает предмет любимого цвета. Для этого заранее готовим нужное количество однотипных игрушек или фигурок из картона красного, желтого, синего и зеленого цветов. После того, как сформированы 4 группы (согласно выбранному цвету), приступаем к анализу.

  • В группе синего цвета большинству детей будет присуща чувствительность, впечатлительность, спокойствие и утонченность.
  • «Зеленая» группа объединит дошколят, нуждающихся в похвале, и тех, кто стремится быть лучше всех, показать свою значимость в коллективе.
  • Желтый цвет вы берут натуры мечтательные, но пассивные, которые активным действиям предпочитают работу воображения.
  • В «красной» группе соберутся самые энергичные, напористые и шумные ребята.

Эта информация в дальнейшем поможет детям в самоопределении и выборе подходящих видов деятельности. Педагогу и родителям будет ясно, как в наибольшей мере раскрыть индивидуальные способности ребенка. Например, отдать на танцы или отвести в кружок моделирования.

Учимся различать профессии по типу взаимодействия

Расскажите дошкольникам о том, что каждый вид деятельности — это взаимодействие двух сторон. Одной стороной всегда выступает человек-профессионал, а с другой — один из 5 предметов труда (с кем или чем работает этот человек).

Предметами труда (второй стороной взаимодействия) могут быть:

  • люди (воспитатель работает с детьми, врач лечит пациентов, продавец в магазине — с покупателями);
  • техника (шофер ведет машину, оператор работает на компьютере);
  • знаки (диктор новостей использует слова, бухгалтер — цифры и символы, химик оперирует формулами);
  • художественные образы и их элементы (художник пишет картину, актер учит сценарий и играет роль);
  • природа (агроном выращивает растения, зоотехник разводит животных, метеоролог изучает погоду, археолог — землю).

СРИ и игровое оборудование для профориентации сделает это занятие понятным для детей 5-7 лет. Поможет закрепить новую информацию через личный опыт.  В ходе наглядной игры ребенку проще проявить способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению. Одна из целей — дать детям мотивацию получать знания, которые нужны для успеха в любимом деле.

Запоминаем три правила успешного выбора профессии

На одном из первых профориентационных занятий проводим беседу и игры, посвященные трем постулатам:

  • Выбирай профессию, которая нравится.
  • Выбирай профессию, которая отвечает твоим возможностям и способностям.
  • Выбирай профессию, которая нужна.

Это фундамент счастливой жизни взрослого. Если ребенок усвоит эти правила, педагог выполнил свою миссию в аспекте самоопределения воспитанника.

Играем в «Устраиваюсь на работу»

Умение устанавливать контакт и аргументировать точку зрения — азы самопрезентации. Чтобы обучить этому малышей, моделируем ситуации, где девчонки и мальчишки впервые устраиваются на работу. Кстати, эта игра также способствует развитию коммуникабельности и самооценки ребенка дошкольного возраста.

Начинаем с того, что «будущий сотрудник» выбирает, кем он хочет работать. Офисом работодателя может служить импровизированный кабинет из столика и стульев, стилизованная палатка или целый тематический интерьер, наполненный оборудованием для профориентации.

Далее претендующий на вакансию рассказывает о себе, отвечая на вопросы:

  • «Кем вы хотите работать?»
  • «Что вы умеете?»
  • «Зачем вам эта работа?» и так далее.

Важно, чтобы в результате работодатель (воспитатель) подыграл крохе и вывел диалог на успешный финал «Вы приняты».

Друзья, будем рады, если эта информация окажется Вам полезной. Оставляйте Ваши комментарии, задавайте вопросы! И делитесь методами профориентации в Вашем детском саду.

Подробнее

Добавить комментарий

К меню