На заметку воспитателям и всем, кто занимается профориентационной работой в ДОУ. Пролистайте нашу подборку. Информация пригодится вам для организации обучающих игр, открытого урока или праздничного утренника.
Говорим о знакомых, престижных, редких и нужных профессиях
Начинаем с простого и понятного — профессий, которые уже знакомы малышам. Пусть ребята расскажут, кем работают их мамы и папы, дедушки и бабушки, дяди и тети.
Смысл в том, чтобы ребенок описал или хотя бы понял особенности профессии:
- типичная внешность,
- спецодежда,
- рабочее место,
- орудия труда,
- рабочий процесс.
Помогаем ребенку определить вид деятельности: физический или умственный труд, творчество.
Вторая часть занятия — беседа о самых модных и желанных профессиях актеров, певцов, фотомоделей, космонавтов, разведчиков и т. д. Играем в «Салон красоты», «Киностудию» и другие сюжетно-ролевые игры.
Третья часть профориентационного занятия — знакомство с редкими профессиями. Детям будет интересно узнать о работе метеоролога, дегустатора, кинолога, археолога, егеря, стеклодува или детектива.
Завершаем занятие беседой-игрой «Все профессии нужны!». Воспитатель предлагает ребятам представить город, в котором нет ни одного дворника, пекаря или почтальона. Что будет? Выслушивая ответы детей, воспитатель помогает ребятам осмыслить важность каждой профессии.
Выявляем личностные качества дошкольника. Игра «Какой я?»
Суть игры в том, чтобы обозначить основные черты характера ребенка по выбору цвета. Каждый ребенок выбирает предмет любимого цвета. Для этого заранее готовим нужное количество однотипных игрушек или фигурок из картона красного, желтого, синего и зеленого цветов. После того, как сформированы 4 группы (согласно выбранному цвету), приступаем к анализу.
- В группе синего цвета большинству детей будет присуща чувствительность, впечатлительность, спокойствие и утонченность.
- «Зеленая» группа объединит дошколят, нуждающихся в похвале, и тех, кто стремится быть лучше всех, показать свою значимость в коллективе.
- Желтый цвет вы берут натуры мечтательные, но пассивные, которые активным действиям предпочитают работу воображения.
- В «красной» группе соберутся самые энергичные, напористые и шумные ребята.
Эта информация в дальнейшем поможет детям в самоопределении и выборе подходящих видов деятельности. Педагогу и родителям будет ясно, как в наибольшей мере раскрыть индивидуальные способности ребенка. Например, отдать на танцы или отвести в кружок моделирования.
Учимся различать профессии по типу взаимодействия
Расскажите дошкольникам о том, что каждый вид деятельности — это взаимодействие двух сторон. Одной стороной всегда выступает человек-профессионал, а с другой — один из 5 предметов труда (с кем или чем работает этот человек).
Предметами труда (второй стороной взаимодействия) могут быть:
- люди (воспитатель работает с детьми, врач лечит пациентов, продавец в магазине — с покупателями);
- техника (шофер ведет машину, оператор работает на компьютере);
- знаки (диктор новостей использует слова, бухгалтер — цифры и символы, химик оперирует формулами);
- художественные образы и их элементы (художник пишет картину, актер учит сценарий и играет роль);
- природа (агроном выращивает растения, зоотехник разводит животных, метеоролог изучает погоду, археолог — землю).
СРИ и игровое оборудование для профориентации сделает это занятие понятным для детей 5-7 лет. Поможет закрепить новую информацию через личный опыт. В ходе наглядной игры ребенку проще проявить способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению. Одна из целей — дать детям мотивацию получать знания, которые нужны для успеха в любимом деле.
Запоминаем три правила успешного выбора профессии
На одном из первых профориентационных занятий проводим беседу и игры, посвященные трем постулатам:
- Выбирай профессию, которая нравится.
- Выбирай профессию, которая отвечает твоим возможностям и способностям.
- Выбирай профессию, которая нужна.
Это фундамент счастливой жизни взрослого. Если ребенок усвоит эти правила, педагог выполнил свою миссию в аспекте самоопределения воспитанника.
Играем в «Устраиваюсь на работу»
Умение устанавливать контакт и аргументировать точку зрения — азы самопрезентации. Чтобы обучить этому малышей, моделируем ситуации, где девчонки и мальчишки впервые устраиваются на работу. Кстати, эта игра также способствует развитию коммуникабельности и самооценки ребенка дошкольного возраста.
Начинаем с того, что «будущий сотрудник» выбирает, кем он хочет работать. Офисом работодателя может служить импровизированный кабинет из столика и стульев, стилизованная палатка или целый тематический интерьер, наполненный оборудованием для профориентации.
Далее претендующий на вакансию рассказывает о себе, отвечая на вопросы:
- «Кем вы хотите работать?»
- «Что вы умеете?»
- «Зачем вам эта работа?» и так далее.
Важно, чтобы в результате работодатель (воспитатель) подыграл крохе и вывел диалог на успешный финал «Вы приняты».
Друзья, будем рады, если эта информация окажется Вам полезной. Оставляйте Ваши комментарии, задавайте вопросы! И делитесь методами профориентации в Вашем детском саду.