Межрегиональный межведомственный образовательный форум «Достояние России. Народная художественная культура – детям»

Москва 3 — 5 ноября 2015 www.культура-детям.рф

 
Итоги
 

В Москве с 3 по 5 ноября состоялся Межрегиональный межведомственный Образовательный Форум «Достояние России. Народная художественная культура – детям». Впервые на одной площадке собрались представители российских народных промыслов, производители и поставщики художественных товаров и педагоги дополнительного образования. По признанию самих участников, это – уникальный формат мероприятия, способствующий взаимодействию всех сторон культурного, воспитательного, просветительского и образовательного процесса.

В этот раз Форум тематический и полностью посвящен художественной направленности в дополнительном образовании. Однако он оказался интересен не только преподавателям живописи, рисунка, лепки, различных декоративных видов творчества, но и музыкальным работникам, арт-терапевтам, руководителям театральных студий, ведь искусство – это своего рода портал, через который, детей можно привлечь к наукам, технологиям и инженерии.

Промыслы

Впервые на нашем Форуме предприятия народных художественных промыслов представили потрясающие красивые изделия, подготовили интереснейшие мастер-классы, приняли участие в семинарах и конференциях. Зачем им это было нужно? Что они хотели получить от выставки и насколько, по их мнению, важна интеграция с арт-учителями? Ведь понятно, что посещение одного мастер-класса не позволит даже опытному педагогу профессионально освоить новый жанр и обучать этому своих воспитанников. Вот, что на этот счет ответили представители народных промыслов.

Сергей Борцов, коммерческий директор ЗАО «Объединение ГЖЕЛЬ»: «Здесь собрались педагоги, которые учат и воспитывают наших детей. И есть хорошая возможность популяризировать старейший промысел «Гжель», пробудить интерес к нему у подрастающего поколенья. Ведь современные дети практически ничего не знают о своих истоках, культурных традициях и народном искусстве. А как без этого привить им чувство национального самосознания и дух патриотизма? Как сохранить связь поколений?

Педагоги активно посещают на Форуме наши мастер-классы, расписывают фигурки и предметы, раскрывают новые грани своих возможностей, радуются результатам. Думаю, такой опыт будет им интересен и полезен в дальнейшей работе. Надеюсь, у них возникнет желание продолжить знакомство с этим удивительным творчеством и привозить к нам на экскурсии своих учеников. Важно, чтобы дети не просто знали, что существует народный промысел – Гжель, но и смогли увидеть, как создаются такие произведения, чтобы посетили производственные цеха и соприкоснулись с таинством искусства фарфора, полюбовались уникальной коллекцией в нашем музее, самостоятельно попробовали что-то расписать и даже слепить на мастер-классе. Возможно, кто-то из этих ребят поступит в художественное училище, а потом уже придет работать к нам мастером».

Валентина Дашкова, художественный эксперт предприятия «ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»: «Хохлома сегодня в активном творческом поиске, нужен новый ассортимент, передовые идеи и технологии. И мы интенсивно работаем в этом направлении – каждый месяц придумываем и создаем оригинальные изделия. Например, сейчас очень популярны деревянные бусы, броши, кулоны и другие украшения, расписанные в жанре «Золотая хохлома». На Форуме мы проводим мастер-классы для преподавателей художественного творчества. И с самого начала стало ясно, что это не случайные люди, они буквально «дышат» своей работой. Мне было очень приятно с ними общаться и видеть в них настоящих профессионалов. Отрадно, что многие педагоги хорошо владеют кистью. А это – живой инструмент и он должен играть «свою мелодию» в умелых руках. Поэтому я с удовольствием передаю учителям свой богатый творческий опыт. Надеюсь, с их помощью дети узнают гораздо больше о народных промыслах, проявят к ним живой искренний интерес. Хотелось бы, чтобы любой школьник знал и различал, что такое: «Палех», «Хохлома», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Гжель», «Федоскино». Дети – наше будущее и я хочу видеть это будущее культурным, просвещенным и созидательным».

Все участники Форума были едины в одном: чрезвычайно важно встроить тему народного искусства в образовательный процесс. На сегодняшний день сведения о художественных промыслах достаточно скудные. Хуже того – много недостоверной и искаженной информации, когда не только дети, но и взрослые с трудом могут в этом разобраться. Когда даже в учебниках и методических пособиях не разделяются понятия народного искусства и народных промыслов. А ведь это совершенно разные вещи. «Цель нашего присутствия здесь – показать, в чем заключаются эти различия, провести мастер-классы по платочному рисунку, представить ассортимент наших изделий, принять участие в конференциях – говорит Вячеслав Долгов, заместитель генерального директора Павловопосадской платочной мануфактуры. – Всем уже ясно, что информация о народных промыслах требует обновления и оптимизации. И мы сейчас совместными усилиями делаем первые шаги для актуализации народного искусства и художественных промыслов, создания правильных методических пособий, популяризации и профориентации. Для нас это новый опыт, поскольку с педагогами мы никогда раньше так плотно не общались. Мы хотим, чтобы это привело к созданию базовой системы знаний, которая позволит обучать детей не только в рамках дополнительного образования, но и войдет в стандарт общего образования школьников. Представители Министерства Образования понимают важность и значимость такого взаимодействия, они нас уже услышали, и в ближайшее время мы планируем интересные совместные проекты».

Современные реалии таковы, что детей с самого раннего возраста надо готовить к жизни в новом, динамичном, многогранном информационном пространстве. Поэтому в художественном образовании необходимы педагогические инновации, развивающие творческое мышление, воображение, фантазию, и креативность, которая играет определяющую роль в способности человека решать различные жизненные проблемы. И в этой связи, большой интерес участников Форума вызвала конференция «Традиции и инновации художественно-эстетического воспитания в информационном обществе. Возможности новых информационных сред для эстетического воспитания и художественного образования». Там обсуждались такие темы, как реальная эстетическая среда детей и подростков: народные промыслы и фольклорные традиции в мире гаджетов; «контент» традиционного народного художественного творчества: способы вовлечения в повседневную эстетическую практику детей и подростков; новые форматы художественного творчества детей и новые программы обучения учреждений дополнительного образования; организационные и информационно-технологические механизмы эффективной интеграции основного и дополнительного образования для развития художественно-эстетического воспитания.

Поставщики

А что привело на Форум дистрибьютеров и производителей товаров для творчества? В чем они видят здесь свой интерес?

Тамара Витахова, начальник производства компании «АРТЕФАКТ»: «Как показывает практика, многие художественные материалы до сих пор не дошли до потребителя. Мы регулярно проводим занятия по лепке из полимерной глины в домах детского творчества, в летних городских лагерях. И дети говорят нам о том, что впервые видят этот материал, ничего о нем не знают и не умеют с ним работать. Особенно печально, что такие же слова звучат и из уст педагогов. А между тем, полимерная глина дает неограниченные возможности для творческой самореализации, для развития мелкой моторики и образного мышления. В отличие от пластилина и воздушных масс, она принадлежит к более высокому ценовому сегменту, и пока еще не всем доступна. Зато любая поделка – это память, которая не покроется пылью, она может долго храниться, участвовать в конкурсах и выставках, украшать интерьер. Нам, как производителям, выставка интересна тем, что она позволяет продвигать полимерную глину отечественного производства. С возникшей экономической ситуацией импортозамещения, появляется возможность снабжать рынок действительно качественным российским продуктом по адекватной стоимости. Мы привезли на выставку новые коллекции полимерной глины с различными эффектами, и педагоги уже оценили их по достоинству. Мы видим, что есть возможность расти, развиваться, расширять потребительскую аудиторию, более тесно сотрудничать с представителями арт-образования. Впрочем, наша компания всячески поддерживала инициативы и программы «Сообщества творческих учителей», но теперь, благодаря Форуму, таких партнеров будет больше».

Жорж ДЕСМАРЕ, компания The Clay and Paint Factory, Бельгия: «Я очень люблю Москву и русских людей, с удовольствием сюда приезжаю, но в такой вставке участвую впервые. Основная цель – наладить здесь контакт непосредственно с потребителями наших товаров. Участники и гости форума могут познакомиться с новыми материалами, увидеть их воочию, взять в руки, а главное – испытать в деле на мастер-классе под руководством опытных специалистов. Для любого производителя важно личное взаимодействие с арт-педагогами, чтобы они получили достоверную информацию «из первых рук», оценили качество художественных материалов, приобрели знания и навыки, а потом научили детей и взрослых правильно с ними работать. Ведь благодаря учителям происходит продвижение продукции. Мы привезли на эту выставку сразу несколько мастер-классов по различным техникам и, конечно, новинки. Российские потребители станут первыми ценителями нашей инновационной продукции.
К сожалению, в Бельгии нет такой интеграции производителей художественных товаров и арт-педагогов. Во Франции дела обстоят лучше – там предлагается большое количество обучающих занятий и мастер-классов для конечного пользователя, которые активно посещают и учителя. Проведение такого Форума в России – замечательная и очень перспективная идея. Более того, это важное звено в цепочке: «производитель – педагог – потребитель». Было бы здорово, если подобное мероприятие получило бы международный формат».

Надо сказать, компании-производители товаров для творчества и представители народных промыслов работали на выставке с полной отдачей – главные художники предприятий и лучшие мастера отрасли проводили уникальные, содержательные и многоступенчатые мастер-классы с серьезным погружением в тему. Чего только здесь не было! Роспись по ткани, декупаж, лепка из полимерной глины, пластилинография, рисунок, живопись, скрапбукинг, разнообразные технологии для организации изобразительной деятельности и творческого воспитания детей дошкольного возраста, моделирование при помощи помощью 3D-ручки. А также: «Гжель», «Хохлома», «Павловопосадские платки», «Северная чернь» и другие.

Все три дня в зоне мастер-классов был полный аншлаг! Даже по завершении занятий, участники не хотели расходиться, продолжали обсуждать творческие аспекты, задавать вопросы, делиться впечатлениями, обмениваться идеям и личными методиками обучения. И если говорить об атмосфере Форума, то самое точное здесь определение – «рабочая», в лучшем смысле этого слова!

Кстати, мастер-классы пользовались огромной популярностью не только у педагогов – ведущие художники предприятий с необычайным воодушевлением пробовали свои силы в других жанрах народного искусства. Особенно любопытно было наблюдать, получится ли у корифеев хохломской и жостовской росписи тот самый, прозрачный «гжельский мазок»?

Педагоги

Многие из них приехали на Форум уже не первый раз. Приехали за новыми знаниями, технологиями и материалами, за эмоциями и творческими импульсами, за совершенствованием мастерства и вдохновением. Свободного времени практически не было – каждый составил себе весьма насыщенную программу. «Я посетила несколько мастер-классов. И это очень поможет мне в работе, поскольку занимаюсь с детьми разными видами творчества, люблю экспериментировать с техниками и материалами. Узнала здесь много нового и интересного, и уже думаю, как буду использовать это в учебном процессе. Знания и навыки с прошлого Форума, успешно применяю на практике. И ученики очень ждут моего возвращения с новым багажом творческих идей», – говорит Ирина Пестова, педагог дополнительного образования ДДТ, г. Люберцы.

Несмотря на то, что педагоги – люди опытные и их трудно чем-то поразить, многие признавались, что некоторые вещи на выставке явились для них откровением. Это касается и материалов, и техник, и технологий, и готовых изделий, и результатов творческой деятельности коллег. «Искусством батика я занимаюсь уже давно, и, казалось бы, все мне известно, но на мастер-классе я увидела, как изменились технологии, для меня это все в новинку. Материалы для батика прошли модернизацию, стали гораздо лучше и удобнее, появились удивительные краски Darwi, благодарим этому можно создавать чудесные эффекты и по-настоящему творить! Все, что мы сделали на занятиях, меня просто восхитило! Я обязательно передам этот опыт своим ученикам», – делится впечатлениями Раиса Сидорова, преподаватель центра культуры и досуга в Болшево, Московской области.

А легко ли учить учителей? «Легко, интересно и полезно!» – не сговариваясь сказали ведущие мастер-классов. «Педагоги, будто дети, открыты для обучения всему новому, с ними приятно работать. Они находятся с тобой на одной волне, что делает творческий процесс невероятно интересным и захватывающим! Ты общаешься с ними как коллега, рассказываешь и показываешь возможности батика. У них тут же начинает работать педагогическая мысль и включается креатив. Я тоже у них многому научилась», – рассказывает Надежда Улумбекова, создатель «Школы современного батика», на мастер-классах работала с материалами The Clay and Paint Factory.

«Я проводила мастер-класс «Нетрадиционные приемы создания образов в живописи и графике» и решилась на эксперимент! Предложила участникам написать совместную картину новыми инновационными красками «Гамма». Все радостно поддержали, возникла тема произведения – «Старинный замок у реки». Скрепили три листа ватмана, я набросала эскиз, вручила всем кисти и краски, стала наблюдать, что получится из этой затеи? Поначалу дело застопорилось – педагоги не могли договориться, в какой технике и последовательности выполнять работу. Одни считали, что сначала нужно создать общий фон, потом уже прорисовывать крупные объекты и детали, другие – мол, надо наоборот. Но вскоре споры утихли, все-таки учителя люди толерантные, с уважением относятся к чужому мнению. Пришли к консенсусу, с учетом интересов всех участников. Видели бы вы, с каким азартом они включились в творческий процесс! Произошло смешение стилей и живописных техник, ведь каждый преподаватель привык писать в своей манере. Сначала все работали со своими фрагментами, потом стали перемещаться, дополняя друг друга, прислушивались к моим советам. В итоге у нас получилось красивое, цельное и гармоничное произведение. Хоть на выставку отправляй! Но главное, они смогли вовремя остановиться», – говорит Ирина Сидорина, педагог высшей категории, вице-президент ТСХ России, представляла на Форуме продукцию «Гамма».

В рамках Форума состоялся Гала концерт Российского межрегионального конкурса творческих коллективов и солистов «Троицкие обереги» (фольклор, народное пение, народные инструменты), презентация программы Центра творческих индустрий, профессиональной ориентации и концертной практики «Творческая антреприза» Московского Губернского колледжа искусств. А также отдельная экспозиция финалистов конкурса «Новая жизнь Гжели».

Главный итог Форума звучит так: передовые технологии и методики преподавания, создание новой образовательной среды с применением современных материалов, инструментов, оборудования – это основа и важнейший потенциал инновационных процессов. И это – общая задача.