Образовательный форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной, культурно-досуговой деятельности «Достояние России. Народная художественная культура – детям»

Москва 2 — 4 ноября 2017 www.культура-детям.рф

 
Итоги
 

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЯМ

2-4 ноября 2017 г. в Москве состоялся Всероссийский межведомственный образовательный Форум «Достояние России. Народная художественная культура – детям», который ежегодно организует Ассоциация участников рынка артиндустрии, при поддержке Минпромторга РФ. Именно СОСТОЯЛСЯ, а не прошел, и остался ярким событием в сердцах и умах участников:

«Феерическое действо – Форум «Достояние России. Народная художественная культура – детям»! Творческая атмосфера, огромный масштаб! Форум – действенная сила для педагогов и руководителей, это новая реальность и будущее дополнительного образования!» — Беспамятных Е.Б., директор Детско-юношеского центра «Мир», г.Нижний Тагил, Свердловская обл.

«Взрыв мозга и творческая перезагрузка педагога! – это не просто слова, а настоящая реальность Форума», — Красноруцкая Н.П., педагог дополнительного образования ГБОУ школа №1794, г.Москва.

«Я уже не первый раз на Форуме, результат моего обучения огромный. В прошлом году мои ученики стали победителями и призёрами городских и областных конкурсов. Очень надеюсь, что Форум не последний и я смогу еще многому научиться и научить своих учащихся. Очень здорово, что здесь удаётся поработать с новыми материалами и познакомиться с талантливыми людьми», — Сухарева Е.И., учитель технологии МБОУ СОШ № 38 г.Владимир.

Сотрудничество и интеграция представителей образовательных, научных, общественных организаций и бизнеса, заинтересованных в развитии художественного образования, позволило создать яркое и мощное мероприятие, где профессиональное развитие специалистов происходит через изучение возможностей современных арт-материалов и новых технологий работы с традиционными, новых педагогических технологий и новых образовательных продуктов, комплексных и «готовых» решений, обеспечивающих повышение качества общего и дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

Форум в цифрах:

✓ 1185 участников;
✓ 40 регионов и 180 городов/поселков России.
✓ 423 мастер-класса и семинара от ведущих компаний Артиндустрии;
✓ 2 стратегические и 5 практико-ориентированных сессий.

Заставляет мыслить и двигаться вперед

Именно так, высказались участники деловой программы. На Форуме всегда приветствовался открытый обмен мнениями различных специалистов. И в этот раз много говорилось о повышении статуса художественного образования и статуса арт-педагога на государственном уровне, качестве и востребованности программ художественного образования, обновлении содержания и технологий в художественной направленности.

Ассоциация участников рынка артиндустрии представила на обсуждение свою позицию, основанную на том, что креативная экономика становится одной из главных форм социально-экономического развития и механизмом раскрытия творческой энергии людей в новых социально-экономических условиях постиндустриального общества. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов России в области НТИ и цифровой экономики тоже во многом зависят от развития креативной индустрии.

В своем выступлении Михайлова Н.Н., доктор педагогических наук, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии особо подчеркнула, что для того чтобы воспитать креативного человека – нужно дать ему качественное художественное образование: «Во многих странах мира его переносят с периферии в центр государственной политики, в знак признания того, что разнообразие, креативность и инновации имеют решающее значение для будущего страны.

Современное художественное образование — это инструмент обучения созданию инноваций, которые так отчаянно необходим для решения реальных проблем нашей жизни. На законодательном уровне произошло разделение предпрофессиональных и общеразвивающих программ художественной направленности. Предпрофессиональные программы основаны на обучении искусству и адресованы очень небольшому количеству детей, обладающих определенными способностями. Общеразвивающие программы адресованы всем детям (задача охватить до 75% детей), а это значит, что в систему дополнительного образования должны прийти новые методики и новое содержание, которое может практически слиться с социально-экономическими потребностями общества и государства, а образовательный процесс будет построен на основе развития и воспитания средствами искусства.

Чему же можно научить средствами искусства:

• решать проблемы, бесстрашию, критическому мышлению и принятию решений;

• экспериментировать с формами, структурами, материалами, техниками, жанрами;

• находить баланс между экспериментами и безопасностью, свободой и ответственностью;

• развиваться через практику и конструктивную критику;

• презентовать свои творческие работы;

• осваивать и разрабатывать различные методы, технологии, способы эффективного сохранения и презентации результатов работы;

• учитывать множество факторов и методов, включая постоянно развивающиеся технологии;

• понимать и оценивать себя, других, мир и пространство искать ответы на многие вопросы, связанные с мироустройством;

• получать представление о значениях и смыслах, заложенных в арт-объектах;

• получать образования через руки, где критическое мышление создает критическое решение! Именно оно учит понимать почему и зачем что-то сделано, и каково влияние сделанной работы на мир. В этом суть работы художников, ученых, инженеров и дизайнеров.

Художественное образование нового типа способно формировать у людей необходимые навыки XXI века, способных держать нашу страну в постоянном обновлении, а развитие этих навыков должно начаться в еще в детском саду, а лучше в раннем детстве. Различные универсальные навыки, метапредметные и личностные результаты должны стать целями общеразвивающих программ художественной направленности, а результаты позволят повысить статус художественного образования и привлекательности художественной направленности для государства, региональных систем образования, общества, детей и родителей. И нельзя сказать, что сегодня педагоги этого не делают, и дети не получают этих результатов. Они за ними и приходят, но вся проблема системы образования в целеполагании!»

Одним из путей обновления содержания и технологий дополнительного образования может стать интеграция с реальным полем для реализации проектной деятельности на междисциплинарном уровне.

Интеграция современных технологий, современного высокотехнологичного оборудования и содержания программ художественной направленности может стать основой для создания множества новых или обновления действующих общеразвивающих программ как художественной, так и технической направленности. Арт-технологии могут эффективно использоваться для организации проектной деятельности в программах любого профиля дополнительного образования, позволят повысить их привлекательность для детей и родителей внося значительный вклад в формирование компетенций (Soft skills), жизненно важных личностных и метапредметных образовательных результатов, положительно влияют не только на художественно-эстетическое развитие, но и на развитие технического и инженерного мышления. Искусство и дизайн готовы превратить экономику России XXI в. в нечто совершенно новое, аналогичное тому, что наука и техника сделали в веке ХХ. Соединение искусств, технологий и науки — это возможность взять на себя роль новатора в мире. Кем бы не стали сегодняшние ученики — художниками, врачами или политиками — мы знаем, что жизнь им бросит вызов, потребует творческих решений. Мы также уверены в том, что в ближайшие десятилетия, многие из наших лучших лидеров в любой сфере деятельности будут иметь в бэкграунде занятия искусством или дизайном.

Креативность самая актуальная компетенция XXI века, поэтому сегодня как никогда детям нужно художественное образование! Необходимо поднять статус педагогов художественной направленности, ведь именно они средствами искусства учат детей понимать, что на любой вопрос может быть более одного ответа, что поиск ответа, или сам процесс поиска, имеет очень важное значение и доставляет большое удовольствие!!! Учат в борьбе за решение творческих проблем развивать правильные «привычки ума», такие как настойчивость и решение проблем методом проб и ошибок, генерация идей и принятие решение и т.п. Эти навыки и привычки все равно что мост, который соединяет искусство и STEM-образование, т.е. с технической и естественнонаучной направленностями, развитию которых сейчас отдан приоритет на государственном уровне.

Мы, конечно же, продолжим обсуждение этих актуальных вопросов, будем искать и презентовать новые интересные программы, давать экспертную оценку новым «готовыми решениям» от производителей современного учебного оборудования и средств обучения. И случится это совсем скоро на ежегодном Образовательном Форуме для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «НАУКА ИСКУССТВА и ИСКУССТВО НАУКИ. STEM vs STEAM» (Москва, 27-29 марта 2018, Экспоцентр на Красной Пресне).

А пока, видеозаписи мероприятий и презентации выступающих Форума «Достояние России. Народная художественная культура – детям» 2017 доступны всем желающим.

Большую благодарность хочется высказать нашим спонсорам: Хобби-Гипермаркет ЛЕОНАРДО, Bosch и Сигма-СИ и партнерам: Институту образования НИУ ВШЭ, Государственному институту русского языка им. А.С. Пушкина, Институту художественного образования и культурологии РАО, Федеральному институту развития образования, Всероссийскому центру художественного творчества Министерства образования и науки РФ.