Москва 26 — 28 марта 2014 www.образовательный-форум.рф.ru

 
Итоги
 

Недавно в Москве состоялся Образовательный форум педагогов дополнительного образования. Организаторы подготовили интересную и обширную программу конференций, семинаров и творческих занятий. На мероприятие съехались участники из разных городов и даже стран. Среди гостей Форума – известный хорватский художник Витомир КЕЛАВА и представитель французской компании по производству товаров для творчества Clairefontaine Андреас ФРАНЗОЛИНИ. Они дали совместный мастер-класс, демонстрировали возможности новой художественной бумаги в различных живописных техниках.

Витомир, многие считают, что в творчестве главное – мастерство и вдохновение, а настоящий художник способен из любого сора создать великолепие. Вы разделяете такое мнение?

– Безусловно, истина в этих словах есть! Но ты никогда заранее не знаешь, в какой момент создашь шедевр. Вдруг это произойдет именно сейчас? И, конечно же, захочется сохранить такую красоту на долгие-долгие годы. Только вряд ли это получится, если ты использовал в работе дешевые материалы сомнительного качества. Да, первое время картина будет выглядеть отлично, а затем бумага начнет деформироваться, краска тускнеть, растрескиваться или осыпаться. Очень обидно, когда прекрасное произведение приходит в негодность из-за того, что художник необдуманно выбрал материал или просто решил на нем сэкономить. Другое дело – качественные материалы. Они, конечно же, не гарантируют рождение шедевра, зато подарят огромное удовольствие и сохранят работу в первозданном виде.

В истории живописи немало примеров как влияет на жизнь произведения качество материалов, из которых оно сделано. Можно вспомнить великого голландского импрессиониста Винсента Ван Гога. В его творчестве доминирующим цветом был желтый. Со временем картины потускнели, а желтые цвета приобрели зеленоватый оттенок. И виной тому не скупость художника, а отсутствие качественной светостойкой краски. Ее изобрели гораздо позже, после того, как получили желтый кадмий. Если бы у Ван Гога была возможность писать такой краской, цветовая палитра его произведений и по сей день оставалась бы яркой и сочной. Поэтому, когда меня спрашивают что лучше использовать в работе, я всегда отвечаю: «Все, что вам нравится, главное, чтобы эти материалы были качественными».

Вы охотно даете уроки мастерства, участвуете в образовательных мероприятиях, продвигаете различные художественные техники. Не жалко отрывать время и силы от собственного творчества?

В. К.: Ко мне приезжает много народу – студенты, любители живописи и профессионалы. Да и сам я люблю совершать творческие вояжи. С удовольствием общаюсь с людьми, увлеченными искусством, ведь это дарит массу положительных эмоций! На занятиях я не только учу, но и сам многому учусь, открываю в себе и в окружающем мире что-то новое, узнаю необычные возможности привычных, казалось бы, вещей. Во время мастер-классов происходит взаимное обогащение творческой энергией, искренней радостью, интересными мыслями. И ни за какие деньги этого не купишь!

Сейчас вы приехали в Москву на Образовательный форум, провели несколько мастер-классов для российских преподавателей. Легко ли учить учителей?

В. К.: Легко и интересно! Они пришли с конкретной целью: получить знания и навыки, чтобы потом использовать их в работе. Сразу видно, что эти люди увлечены своим делом, абсолютно открыты для восприятия новой информации и творческого взаимодействия. Они задавали много вопросов о свойствах материалов, о художественных приемах, о модных тенденциях в искусстве. А с каким вдохновением учителя писали картины! Каждый выполнил сразу несколько работ: акварелью, гуашью и пастелью. И, знаете, я приятно удивлен высоким уровнем исполнительского мастерства! Такие произведения можно смело на выставку отправлять. Общение с вашими педагогами получилось очень насыщенным и плодотворным.

На вашем мастер-классе, помимо художественных приемов, особое внимание уделялось и новым материалам. Как учителя оценили их качество и удобство использования?

В. К.: Еще раз подчеркну, в живописи важно все: и краски, и кисти, и основы. К сожалению, люди мало что знают о современной художественной бумаге. А между тем, она таит массу удивительных возможностей! Лично я всякий раз открываю для себя что-то интересное. К примеру, сегодня мы испытывали в деле роскошную французскую бумагу. Это – новинка, инновационная разработка от компании Clairefontaine. Сделали четыре работы. 2 акварельных натюрморта на бумаге для мокрых техник – AQUARELLE FONTAINE и AQUARELLE ETIVAL. И немного поэкспериментировали с поверхностями для сухих техник – ETIVAL COLOR и PASTELMAT. Причем, в одной из работ совместили гуашь и пастель. Получилось здорово! Учителя были в полном восторге от всех видов бумаги, и в один голос заявили, что хороший материал помогает раскрыть творческие способности, дает мотивацию попробовать свои силы в новых техниках и получить огромное удовольствие! А это – главное, ведь без удовольствия любой труд превращается в каторгу.

«Еще мы увидели уникальность этих бумаг, и то, как их можно использовать в сочетании с разными художественными техниками», – подключается к беседе Андреас ФРАНЗОЛИНИ, представитель компании Clairefontaine. — «Оказалось, пастельная бумага – 160 гр/м², не предназначенная для воды, прекрасно выдерживает «сырую» нагрузку гуашевой краски. И это, конечно, открытие!

Мы уже много лет производим бумагу, но не все о ней знаем. Поэтому так важно и ценно прямое общение с потребителем, которое дает нам импульс для развития технологий. Тем более, сегодня была очень благодатная публика – педагоги. Люди они творческие, с большим опытом и желанием совершенствовать мастерство. Вкладывают в занятия свои эмоции, не боятся экспериментировать, им интересно учиться! У них сильная мотивация к поиску новых методов и материалов. И здесь я вижу взаимную выгоду. Преподавателям это поможет сделать учебный процесс более содержательным и развить у детей интерес к различным видам творчества, а нам понять потенциал нашей бумаги. Такие мастер-классы – хорошая возможность получить «из первых рук» реакцию пользователей, узнать их настроения, желания, творческие приоритеты и мнения о продукции. Все это позволяет нам более эффективно работать и продвигать бренд. Кстати, во время сегодняшнего занятия у меня уже возникли интересные идеи о том, как общаться с потребителями, что им предлагать, какую информацию давать, как выстраивать коммуникации».

Андреас, вы проводите творческие занятия и тренинги для продавцов? И насколько сильно это влияет на продажи?

А. Ф.: Мы, как производители, инвестируем много энергии и ресурсов в образование продавцов, чтобы им было легче продвигать и реализовывать нашу продукцию. Работники прилавка должны постоянно оттачивать технику продаж и коммуникаций. Покупателю нужна подробная, достоверная и своевременная информация о товарах. А если продавец говорит: «Я не знаю, я не пробовал, почитайте инструкцию на упаковке», то, скорее всего, человек уйдет из магазина без покупок. Понятно, что никому от этого пользы не будет.

Конечно, производитель может сделать привлекательную рекламу, завезти богатый ассортимент, предоставить образцы, пробники и каталоги, но если продавец не сможет все это грамотно использовать в своей работе, товар так и останется лежать на полках. Ведь все вершится в точке продаж. Магазин – это место, где человек встречается с товаром. Задача продавцов – сделать такую встречу максимально комфортной. Надо заинтересовать клиента, понять его потребности, предложить нужную вещь, обратить внимание на сопутствующий товар, помочь с выбором. У каждого продукта есть своя специфика, и продавец должен хорошо знать его особенности, способы применения, уметь грамотно продемонстрировать в действии. Без этих знаний и навыков будет очень сложно мотивировать людей на покупку. Я не открою вам тайны: динамика продаж напрямую зависит от квалификации персонала.

У нас разветвленная торговая сеть по всему миру, и невозможно лично присутствовать в каждом магазине. Да, проблема коммуникаций и подготовки продавцов существует. Но мы постепенно ее решаем, разрабатываем и внедряем обучающие программы. Этого требуют наши партнеры–дистрибьютеры. Они же и проводят мастер-классы для продавцов, а Clairefontaine обеспечивает учебный процесс всем необходимым. Мы всегда готовы предоставить самую актуальную информацию, наглядные пособия, консультации специалистов. И это дает хорошие результаты.

Чем вам интересен российский рынок? И какие планы по его «захвату»?

А. Ф.: Я еще раз убедился, что рынок очень динамичный и открытый. Во-первых, в России много людей увлекается различными видами творчества. И им постоянно нужны художественные материалы и инструменты. Но что особенно приятно, в большинстве своем российские потребители не гонятся за дешевизной, отдают предпочтение качественной продукции. Значит, они уже распробовали всю прелесть работы с хорошим материалом и готовы тратить на это деньги. Ну, а мы с радостью готовы им в этом помочь!

Во-вторых, люди ищут не только новые товары, но и новые идеи. И здесь наши желания совпадают. Компания Clairefontaine всегда стремится к лидерству на рынке. Наш приоритет – высококачественная, безопасная, инновационная продукция. Мы разрабатываем креативные проекты, а порой придумываем новые творческие техники и создаем под них материал.

В-третьих, в России уже сложилась культура потребления художественной продукции. Пользователей уже не надо приучать к качественным материалам. И это очень помогает продвигать наш товар. Краски, кисти, карандаши довольно активно продвигаются на российском рынке, бумаге же уделяется гораздо меньше внимания. И эту ситуацию надо исправлять. Мы надеемся найти здесь ценителей нашей продукции и сформировать потребительскую аудиторию. Хотим, чтобы люди связывали бренд Clairefontaine с высоким качеством, воспринимали нашу компанию как доброго друга и помощника в раскрытии своих талантов и постижении мира. Предстоит масштабная работа! Так же наши амбиции простилаются в российские регионы – планируем открыть там специализированные магазины.

Наша миссия – вместе с прекрасным материалом передать нашу историю, традиции хорошего вкуса и «кусочек» французского шарма.