Москва 28 — 30 марта 2016 www.образовательный-форум.рф

 
Итоги
 

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ

Егорова И.И., Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии

Михайлова Н.Н., научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии, д-р пед. наук, профессор

В Концепции развития дополнительного образования в качестве одного из основных механизмов развития заявлено партнерство государства, бизнеса и институтов гражданского общества, а одним из основных направлений реализации Концепции определено  социальное и государственно-частное партнерство. Общая цель такого партнерства – увеличение объемов, повышение качества и доступности образовательных услуг. Данным вопросам был посвящен ежегодный межведомственный межрегиональный VI Образовательный Форум для руководителей, педагогов и специалистов организаций, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности, который прошел в ЭКСПОЦЕНТРЕ на Красной Пресне 28-30 марта 2016 г. в Москве.

Форум проходил под девизом «ИЗУЧАЙ НАУКУ ИСКУССТВА И ИСКУССТВО НАУКИ», поэтому особое внимание было уделено предложениям производителей современного оборудования и средств обучения для развития художественной, технической и естественное научной направленностей дополнительного образования, возможностям их интеграции, позволяющей решать задачи, поставленные перед системой дополнительного образования. Организатором форума является общественная организация Ассоциация участников рынка артиндустрии, ведущая  свою работу с целью содействия повышению качества, доступности и инвестиционной привлекательности дополнительного образования через проекты социального и государственно-частного партнерства.

Участие в работе Форума приняло около тысячи руководителей, педагогов и специалистов организаций, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

За три дня Форума руководители и педагоги смогли принять участие, как в деловой программе, так и в 140 практико-ориентированных мастер-классах по техническому и художественному творчеству, для чего производители и поставщики современного оборудования, материалов и средств обучения предоставили современные материалы и оборудование, направили лучших специалистов, которые не только продемонстрировали их возможности, но и обучили педагогов  технологиям работы.

Большая часть участников Форума была из Москвы и Московской области. Однако интерес к этому уникальному мероприятию растет и   в этом году своих представителей направили Ленинградская, Калужская, Владимирская, Тульская, Ульяновская, Курская, Ростовская, Липецкая, Челябинская области, ХМАО, Чувашкая республика и др. регионы России.

Форум является логичным продолжением той большой работы, которую проводит Ассоциация участников рынка артиндустрии. В рамках деловой программы Форума состоялась презентация разработанных Ассоциацией «Методических рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в дополнительном образовании» (Письмо Минобрнауки России № 09-2638 от 29 сентября 2015 г.), которые были направлены Министерством руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В данном документе удалось формализовать несколько моделей ГЧП и социального партнерства, которые могут быть широко распространены и достаточно эффективны при внедрении. На Форуме были представлены готовые решения по модели «Наращивание потенциала», апробация которой позволила выделить несколько частных случаев — это «Кружки под ключ», «Комплексные решения» и «Кейс-боксы». Отличительной особенностью образовательных решений является то, что они предлагают подборку современного оборудования и средства обучения вместе с апробированными образовательными программами, методическим обеспечением, техническим сопровождением, а также конкурсным и соревновательным сопровождением.

На Форуме состоялась презентация каталога «Готовые проекты для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере. Образование. Спорт. Культура», который стал дополнением к методическим рекомендациям. Участник каталога Группа компаний «Активное обучение», в лице руководителя центра методических разработок Балыко  Елена Анатольевна, представила участникам проект «Центра развития мотивации к познанию и творчеству», который эффективно решает проблемы повышения качества и расширения спектра образовательных услуг.

Отечественные производители современного оборудования поддерживают наиболее глобальные образовательные проекты, в том числе развитие программы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills. Гаврилов Олег Сергеевич, руководитель социально-образовательных проектов ЗАО «Дидактические системы»

Образовательное решение «Кейс-бокс» в первую очередь направлено на обновление программного поля дополнительного образования и внеурочной деятельности. На Форуме было представлено 2 кейс-бокса, которые созданы специалистами Института художественного образования и культурологии РАО, а создание их инициировано Ассоциацией участников рынка артиндустрии при финансовой поддержке компаний ОАО «ГАММА», ООО «АРТЕФАКТ», ООО «Фила Статионари»:обосновал преимущества партнерских взаимоотношений и познакомил участников Форума с несколькими готовыми проектами («Кружки под ключ») для ранней профориентации детей и молодежи.

1. Полихудожественная обще-развивающая программа «Художественно-творческое развитие детей» (2 – 4 года; 5 — 7 лет).

Авторы: доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО Савенкова Любовь Григорьевна и кандидат педагогических наук Ермолинская Елена Александровна.

2. Кейс-боксы, включают комплексное методическое обеспечение, подборку оборудования и комплекта расходных материалов (из расчета обучения в течение года   15 детей), экономические расчеты для оптимизированной закупки расходных материалов, а также программу повышения квалификации для педагогов, желающих обеспечить качественное внедрение нового образовательного продукта. Авторы обратили внимание участников Форума на то, что обе программы являются материалоемкими, основаны на сочетании традиционных и современных материалов для творчества и подчеркнули значение использования современных материалов для качества программы.Полихудожественная общеразвивающая программа «Создаю и украшаю свой мир» (начальная школа). Автор — доктор пед. наук, профессор Кашекова Ирина Эмильевна.

Невозможно было обойти вниманием особенности, проблемы, перспективы применения информационных технологий для повышения качества дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности. Участники Форума смогли обсудить «Возможности новых информационных сред для эстетического воспитания и художественного образования», разработанной Ханнановым Азат Дамировичем, директором АНО «Институт информационных технологий в образовании», экспертом ЮНЕСКО.  Обсуждались вопросы информационной безопасности детей при нарастающей информатизации дополнительного образования и внеурочной деятельности. Данную тему подняла в своем выступлении кандидат пед. наук, ректор Академии инновационного образования и развития, Ольга Владимировна Рубцова. В ходе дискуссии удалось обсудить множество способов решения этой проблемы.

На Форуме состоялась презентация-конкурс «Выбор педагогов», который призван стать одним из эффективных механизмов реализации обратной связи между педагогическим сообществом и компаниями, производящими или поставляющими оборудование и средства обучения.

Руководители и педагоги, принявшие участие в работе «Большого экспертного совета конкурса» и в мастер-классах, смогли оценить новые программы, современное оборудование и материалы, а также «готовые или комплексные решения» для организаций, реализующих программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Конкурс призван решать сразу несколько задач. С одной стороны, необходимо повысить информированность, выявить потребности педагогов и обеспечить доступность предложений производителей для образовательного сообщества, а с другой стороны, отметить признанием педагогического сообщества учебное оборудование, материалы и средства обучения, максимально обеспечивающие удовлетворение потребностей организаций и педагогов, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

Участники презентации-конкурса «Выбор педагогов» в номинации «Оборудование и средства обучения для художественной направленности ДОД» убедительно обосновали, что обновление программного поля и повышение качества дополнительного образования невозможно без соответствующего материально-технического оснащения и без обучения, действующих педагогов применению современных материалов и технологий для организаций изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества.

Большой экспертный совет и педагоги-эксперты, принимавшие участие в мастер-классах, высоко оценили преимущества использования в системе образования выставленного на конкурс полимерной глины, единственного в России производителя этого материала ООО «АРТЕФАКТ» (г. Санкт-Петербург).

Малкина Валерия Вадимовна — руководитель секции пластических материалов Гильдии арт-педагогов Ассоциации участников рынка артиндустрии представила полимерную глину в качестве гипоаллергенного пластического материала, обладающего широкой колористкой, простотой и множеством технологий использования. Приобретение хорошей твердостью после запекания делает этот материал «долгожителем» по сравнению с другими пластическими материалами, используемыми до сих пор в детском творчестве. Педагоги эксперты отметили широту применения материала – от создания игрушек и дидактических материалов своими руками с дошкольниками до разнообразных форм применения в программах дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников всех возрастов, студентов колледжей и вузов, детей с особыми образовательными потребностями, а также взрослого населения.

Не менее высоко педагоги-эксперты оценили предложения компании «Фила Статионари» (г. Москва), представивших на конкурс полную линейку продукции, для организации художественного образования детей начиная с 8 месяцев. На Форуме компания постарались развеять два мифа, во-первых, что хорошие материалы — это дорого и, во-вторых, что заниматься изобразительной деятельностью можно на чем угодно.Участники Форума отметили широкие возможности этого материала для реализации интеграции общего и дополнительного образования, использование его в рамках программ художественной, экологической, технической, естественнонаучной направленностей. Педагоги заинтересовались предлагаемыми Ассоциацией курсами повышения квалификации,  вебинарами, методическими пособиями, а также мероприятиями Гильдии Арт-педагогов при Ассоциации артиндустрии.

Руководитель – «Фила Статионари» Сас Ольга Ивановна представила философию компании включающую: системность (методический подход к потребностям образования), последовательность (соблюдение постоянства в использовании приемов и методов в образовании), преемственность (последовательный переход от простого к сложному, от одних материалов к другим).

Большой интерес у членов большого экспертного совета вызвали предложения ОАО «ГАММА» (г. Москва) по оптимизации затрат при организации творческой деятельности детей в образовательных организациях.Наибольшее число разработок в мире делается именно для детей раннего возраста, понимая значение этой темы для будущего развития страны. Качество и инвестиционная привлекательность общеразвивающих программ для детей раннего возраста напрямую зависят от материалов, а компания смогла предложить целостную линейку более долговечных, экологичных, безопасных, эргономичных художественных материалов, разработанных с применением инновационных технологий и с учетом возрастных особенностей детей.

Опираясь на анализ мирового опыта, Шевченко Дмитрию Дмитриевичу, менеджеру отдела маркетинга ОАО «ГАММА», удалось обосновать, что при организации системы снабжения образовательных организаций материалами для творчества, необходимо стремиться к обеспечению условий для максимально гибкой программы обучения.

Участники презентации конкурса «Выбор педагогов» по номинации «Оборудование и средства обучения для технической направленности, в том числе для робототехники ДОД» продемонстрировали возможности отечественных производителей и поставщиков современного оборудования.Большинство педагогов высоко оценило предложения компании, позволяющие расширить возможности педагога в формировании наборов материалов под различные программы и занятия за счет закупки художественных материалов в студийных упаковках отдельными цветами.  В рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности такой подход позволит не только расширить возможности детского творчества, создать условия для развития проектного мышления детей, через самостоятельный выбор и экспериментирование с материалами и инструментами, но и значительно сэкономить средства на их закупку. Участники Форума отметили и перспективность выстраивания взаимодействия образовательной организации с предприятием, с целью максимального учета и обеспечения потребностей образовательной организации в художественных материалах.

Большой интерес вызвала презентация ООО «Брейн Девелопмент» (г. Санкт-Петербург) о проектных траекториях развития технического творчества и робототехники в России и комплексных предложениях по их реализации, в том числе с использованием моделей ГЧП. По итогам педагогической экспертизы робототехнический комплекс «РОБОТРЕК» стал первым победителем и обладателем знака «Рекомендовано педагогическим сообществом».

Устинский Дмитрий Владимирович, являющийся начальником отдела разработок и главным тренер-консультантом компании, презентовал Российский робототехнический комплекс «РОБОТРЕК» в качестве «Готового решения» для развития дополнительного образования. Комплексный подход к его внедрению включает не только материально-техническое оснащение конструкторами нового поколения, но и:

  • методическое обеспечение (пособия для педагогов);
  • рабочие тетради для детей;
  • программное обеспечение;
  • робототехнические модули, предназначенные для проведения соревновательных мероприятий и конкурсное сопровождение;
  • курсы повышения квалификации педагогов;
  • консалтинговое и сервисное обеспечение;
  • варианты сетевого взаимодействия с образовательными организациями в рамках ГЧГ.

Большинство экспертов отметили возможности и вариативность обучения, полную преемственность и логическую законченность 4-х разно-уровневых программ, предлагающих проектные траектории для детей 5-6, 7-10, 11-13, 14-17 лет. Участник Форума отметили высокую педагогическую целесообразность использования программ-траекторий в совокупности образовательным конструктором «РОБОТРЕК».

Не менее высоко педагоги эксперты оценили готовые решения для дополнительного образования и внеурочной деятельности в области робототехники от АО «ТЫРНЕТ» (Санкт-Петербург).

Мыздрикова Оксана Анатольевна, представитель АО «ТЫРНЕТ», продемонстрировала возможности робоплатформы для развития навыков алгоритмики, программирования, робототехники и основ электротехники.

Педагоги, принявшие участие в мастер-классах, отметили, что продукт сочетает следующие характеристики:

  • свободное аппаратное и программное обеспечение;
  • легкость подготовки к занятиям за счет наличия методического обеспечения;
  • доступность для освоения даже педагогами с минимальной подготовкой.

В необходимости обновления программного поля, повышения привлекательности и совершенствования материально-технической базы по программам естественнонаучной направленности убеждать педагогов не было необходимости.  В номинации «Оборудование и средства обучения для естественнонаучной направленности ДОД» знаком отличия было отмечено оборудование, производства ЗАО «Крисмас+».  Демонстрация учебно-методического комплекса для организации экологической учебно-исследовательской и проектной работы «Экологическая лаборатория» вызвала живой интерес участников Форума, а директор регионального представительства компании Черных Наталья Евгеньевна продемонстрировала его возможности.

Учебные мини-лаборатории, нашли широкое применение в системе дополнительного образования и используются при организации детских исследовательских экспедиций, а также при проведении занятий в лаборатории по программам дополнительного образования детей: «Экологическая химия», «Химия окружающей среды», «Агрохимия и агроэкология», «Мир веществ», «Первые шаги в науку», «Занимательная химия», «Юные исследователи» и др. Заинтересовало педагогов методическое и конкурсное сопровождение, предлагаемые производителем.

Образовательные организации смогли найти среди производителей и поставщиков современного оборудования и средств обучения перспективных партнеров, способных выстраивать долгосрочные и эффективные отношения, направленные на повышение качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ дополнительного образования и внеурочной деятельности. Организатор Форума – Ассоциация участников рынка артиндустрии – надеется, что с каждым годом и с каждым новым партнером у образовательных организаций будут появляться новые возможности для разработки реальных, неформальных программ развития организаций и их кадрового потенциала.