VII Образовательный Форум

Москва 27 — 29 марта 2017 www.образовательный-форум.рф

 
Итоги
 

STEM vs STEAM? И все-таки STEAM!

Ассоциация участников рынка артиндустрии провела 27-29 марта 2017 г. VIII Образовательный Форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «Наука искусства и Искусство науки. STEM vs STEAM», при спонсорской поддержке сети гипермакетов ЛЕОНАРДО.

Партнерами Форума стали: Институт образования НИУ ВШЭ, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Всероссийский центр художественного творчества Министерства образования и науки РФ, Московский институт открытого образования (МИОО). В Форуме приняли участие около 1000 руководителей, педагогов и специалистов организаций, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности из Москвы и Московской области, а также делегации Ленинградской, Ярославской, Самарской, Омской, Иркутской, Новгородской, Челябинской, Калужской, Владимирской, Ивановской, Ульяновской, Тверской, Ярославской, Тульской, Смоленской, Кемеровской областей, ХМАО, Татарстана и Калмыкии, Хабаровского края, Ненецкого автономного округа и других регионов России.

Форум предоставил уникальную возможность каждому педагогу познакомиться с новейшими средствами обучения для STEM-образования, попробовать их в деле на 350 практико-ориентированных мастер-классах естественнонаучной и технической направленности. Это был отличный исследовательский и творческий полигон, который организовали компании: Геоскан, Экспони, VIRRY, Casio, Дидактические Системы, Экоинвент, Брейн Девелопмент, Фанкластик, Клик-Торг, Химлабо, PICASO, 1С Паблишинг, Wacom, Научные развлечения, Роббо, Крисмас+, Лаборатория трехмерной печати, Спутникс, Русробот Групп, ИП Давыдов, Флер-Арт-Хобби, Торговый Дом «ГАММА», АВАЛЕ, Невская Палитра, Clay&Paint Factory, Фила Статионари, ОАО «ГАММА», Артефакт, Художественные материалы. Педагоги учились использовать современные арт-технологии и интегрировать средства искусства в различные предметные области, чтобы повышать мотивацию детей к освоению сложных тем в технической и естественнонаучной областях знаний.

Тема мартовского Форума — «STEM vs STEAM» — не случайна. Сегодня образование мирового уровня в модели STEM невероятно значима для достижения любой цели, которую мы как нация ставим перед собой — экономическое процветание, международная конкурентоспособность, сильная национальная оборона, экологически чистая энергетика будущего, более здоровая жизнь для всех россиян и успешные перспективы отдаленного будущего. У теоретиков и практиков, занимающихся развитием дополнительного образования, возникает множество вопросов. Все понимают, что нужны эффективные кружки научной и технической направленности с новейшим учебным оборудованием и средствами обучения, компетентные педагоги, в совершенствовании владеющие современной техникой и технологиями, готовые создавать новые образовательные программы и работать по ним.

В системе дополнительного образования детей появляются новые направления — тот же JuniorSkills, интеллектуальные игры и киберспорт, ранняя профессиональная ориентация, поэтому на Форуме так активно обсуждали тенденции развития и обновления содержания дополнительного образования, что же в наибольшей мере влияет на качество образования и соответствует ожиданиям общества и государства. Деловую программу Форума открыли дебаты «Тенденции развития дополнительного образования. STEM vs STEAM», где свою позицию высказали ведущие специалисты, руководители образовательных организаций, методисты и педагоги-практики. Ракова Марина, генеральный директор Департамента внедрения инновационных технологий ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр» в своем выступление подчеркнула, что развитие содержания Кванториумов рассматривается в модели STEAM-образования, что интеграция науки и искусства позволит сформировать важные компетенции у подрастающего поколения. Участники дебатов поддержали позицию, что STEM-образование в одиночку не справится с развитием креативности и формированием готовности ребенка стать успешным в развивающейся экономике России, что искусство, не претендуя на монополию, вносит значительный вклад в формирование универсальных компетенций XXI в., причем с самого раннего возраста. Искусство помогает быть успешным по любым академическим дисциплинам, в том числе и в технологическом мире! Интеграция искусства, наук и инженерии – эта та истина которую человечество в ХХI в. похоже открывает вновь.

Андрей Андрусов, заместитель директора Центра содействия инновациям в образовании «СОЛЬ», высказал позицию, что образование не равно обучению, и перед системой дополнительного образования стоит задача посложнее — додать детям то, что нужно для «становления», что содержанием образования может стать «эффективное мышление», «эффективное действие», «эффективная коммуникация» и «способность доведения идей до результата». Обсуждение данного предположения позволило развернуть дискуссию о традиционных шести направленностях ДОД, которые не отвечают сегодняшним потребностям развития содержания дополнительного образования. Нужны новые междисциплинарные и многопрофильные программы, которые уже есть в системе дополнительного образования, что и подтвердил Моргун Дмитрий, директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, где реализуются качественные программы по экологии в интеграции с химией, физикой и биологией, а также краеведением и патриотическом воспитании, с использовании высоко технологичного оборудования, в том числе робототехники.

Не прошли мимо и негосударственного сектора в дополнительном образовании. Отечественный рынок оказания платных образовательных услуг достаточно молод, но уже совсем скоро может создать серьезную конкуренцию государственным организациям. Наталия Жулябина, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ представила результаты мониторинга по развитию частного сектора ДОД, после чего обсудили преимущества и риски функционирования в условиях конкуренции и пришли к выводу, что именно конкуренция может стать тем механизмом, который запустит становление нового качественного содержания дополнительного образования.

Сетевое, социальное и государственно-частное партнерское взаимодействие также являются инструментами для развития дополнительного образования. На риторический вопрос, а может ли сегодня система образования развиваться автономно, без партнеров, участники единодушно ответили: «Конечно же, нет!». Системе дополнительного образования очень повезло, у нее есть партнеры, крайне заинтересованные в ее развитии. Прежде всего — это представители бизнеса! Компании, которые понимают, что только дополнительное и неформальное образование могут дать важные и необходимые знания и навыки, сформировать у подрастающего поколения современные компетенции, без которых ни бизнес, ни страна развиваться не могут.

Самые жаркие споры развернулись на обсуждении вопроса какой педагог нужен современной системе дополнительного образования. Андрею Лобанову, руководителю школы программирования «Алгоритмика», удалось быть убедительным и отстоять свою позицию, что детей могут учить не только педагоги, но и инженеры, любящие свою профессию, умеющие говорить с детьми на одном языке, способные «заразить» их техническим творчеством. Да, это противоречит профессиональному стандарту педагога дополнительного образования, но системе нужны профессионалы из различных областей науки, искусства и производства готовые работать с детьми. Это сегодняшняя реальность и надо уточнять требования проф.стандарта и выстраивать гибкую систему педагогического образования, которая будет учитывать разные потребности специалистов. Григорьев Сергей, директор Института математики, информатики и естественных наук ВО МГПУ, подчеркнул, что качество реализуемых программ технической направленности напрямую зависит от подготовки будущих и повышения квалификации действующих педагогов. Ассоциация участников рынка артиндустрии и МГПУ создали Педагогический STEM-ПАРК — площадку для профессионального роста педагога дополнительного образования России, где подготовка педагогов строится не только на стыке наук, но и на современном, постоянно обновляющемся парке учебного оборудования и средств обучения.

Родительская общественность является одним из главных заказчиков системы дополнительного образования. Рубцова Ольга, председатель экспертного совета Национальной родительской Ассоциации, рассказала об ожиданиях родителей и детей. Это доступность, качество и соответствие современным требованиям. Национальная родительская ассоциация готова к работе с теми, кто хочет и может решать проблемы развития дополнительного образования.
Практико-ориентированная сессия: «Роль партнерских проектов образования и бизнеса в реализации STEM-образования», организованная ВО МГПУ, была посвящена поиску подходов и анализу опыта МГПУ в реализации программ технической направленности и инженерного образования детей; ответам на проблему снижения спроса у более чем половины детей после 12 лет к программам естественнонаучной и технической направленности; почему так много качественно оснащенных детских центров, так и не начали реализовывать программы технической направленности; почему никто не готовит педагогов-тренеров для участия детских команд JuniorSkills. Шалашова Марина, директор института ДПО МГПУ, подводя итоги, отметила, что профориентация — это непростая область нового содержания дополнительного образования, зависящая от подготовки педагогических кадров.

«Зачем, как и кто может оценить эффективность программ дополнительного образования?» — тема практико-ориентированной сессии, организованной Поповой Ириной, зам. руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО и Мерцаловой Татьяной, ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ. Были представлены разные, достаточно сложные и системные точки зрения, требующие осмысления.

Практико-ориентированная сессия: «Перспективы развития STEАM-образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста» была подготовлена Якушкиной Анной, директором Центра дошкольного и начального образования ГАОУ ВО МИОО. Опыт, который был представлен несколькими образовательными организациями Москвы и «Центром развития творчества» из г. Сосновый Бор, Ленинградской области никого не оставил равнодушным. Пришли к выводу, что необходимо развитие сетевого взаимодействия для обмена лучшим опытом, создание банка новых программ для дошкольников и младших школьников. Качество реализации программ во многом зависит от мастерства педагогов, но сегодня этого недостаточно. Креативность – главная способность человек XXI в. нельзя развивать теоретически. Педагоги должны овладеть арт-технологиями и использовать средства искусства в обучении счету, письма и чтения. Участники сессии оценили опыт применения арт-технологий для детей дошкольного и младшего школьного возраста и сам подход, который позволяет повысить эффективность занятий с детьми в различных предметных областях. Поддержали участники и позицию, что для развития ребенка интеграция различных предметных областей и художественного образования имеет принципиальное значение.

«Эффективная закупка. Добросовестный поставщик» — практико-ориентированная сессия, которую провели специалисты Ассоциации артиндустрии представила архитектуру эффективной программы развития дополнительного образования на уровне региона, муниципалитета и образовательной организации. Обсудили внедрение «готовых решений», призванных помочь при планировании закупок в режиме динамичного развития образовательной организации и ограниченного бюджетного финансирования. Коснулись вопросов обоснования целесообразности и описания объекта закупки, мониторинга и анализа эффективности и результативности использования ресурсов организации в соответствии с требованиями новых профессиональных стандартов.

VIII Образовательный Форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «Наука искусства и Искусство науки. STEM vs STEAM» стал логичным продолжением той большой работы, которую проводит Ассоциация участников рынка артиндустрии. Эффективные партнерских отношения с общественными организациями и бизнес-сообществами, безусловно, укрепят дополнительное образование, добавив столь необходимые системе современные ресурсы. Уверены, что следующие наши мероприятия привлекут к участию еще больше заинтересованных лиц и организаций в развитии дополнительного образования. А следующий Образовательный Форум уже скоро – 3-5 ноября 2017 г. – «Достояние России. Народная художественная культура – детям» (www.культура-детям.рф) и мы начинаем готовиться!