1-3 ноября 2023 г. прошел XI Всероссийский форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям». Мероприятие состоялось в онлайн-формате.
Партнеры Форума: Агентство стратегических инициатив, Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий Министерства просвещения РФ, Санкт-Петербургское издательство «Союз художников».
Форум организован при поддержке Минпромторга России.
Педагоги дошкольного, общего и дополнительного образования, представители колледжей, университетов, институтов развития образования, органов исполнительной власти из 88 регионов Российской Федерации приняли участие в мероприятии. Свыше 21 000 человек подключились к трансляции Форума в социальной сети ВКонтакте.
Форум «Достояние России. Искусство и Культура — детям» — это всегда сообщество единомышленников, которые разделяют мнение, что доступ к художественному образованию имеет решающее значение для развития ребенка. Выступая в пленарной секции Савенкова Любовь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член бюро Отделения образования и культуры Российской академии образования, говоря о важности всеобщего художественного образования привела цитату ученого-педагога Бориса Юсова: «Цель художественного образования – формирование художественной культуры обучающихся:
— умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного (мыслительного) и художественного труда людей;
— умение пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа;
— умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры;
— совершенствование учениками своей личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в различных видах искусства, участия в художественной жизни школы, страны, мира».
В течение многих лет происходило сокращение программ по искусству, одновременно наблюдался рост поддержки областей, связанных с наукой, технологиями, инженерией, спортом. Сегодня в системе дополнительного образования реализуется свыше 770 тыс программ художественной направленности, которыми охвачено 3.2 млн детей из 18,34 млн детей от 5 до 18 лет, которые посещают организации допобразования.
Наиболее востребованные направления программ в художественной направленности:
- Театр — свыше 400 тыс детей;
- Вокал — свыше 232 тыс детей;
- Хореография — свыше 225 тыс детей;
- Хоры — свыше 106 тыс детей;
- ИЗО — свыше 97 тыс детей;
- ДПИ — свыше 62 тыс детей.
Приоритетными направлениями по созданию новых мест в дополнительном образовании стали: школьные театры, школьные музеи и медиацентры.
В своих выступлениях спикеры Форума отмечали важные навыки, которые воспитываются средствами искусства, что указывает на необходимость дальнейшего развития художественной направленности дополнительного образования и расширение охвата детей, особенно подросткового возраста:
- Искусство учит мыслить творчески и нестандартно в поисках новых идей и концепций.
- Культурная осведомленность стимулирует критическое мышление и побуждает детей внимательно и тщательно наблюдать за миром. Общество никогда не было еще таким разнообразным, и в тоже время, таким разобщенным как сейчас. Информационный шум зачастую полярных точек зрения достигает детей и влияет на них. Детям необходимо критически подумать и посмотреть, как полученная информация соотносятся с их развивающимся мировоззрением.
- Искусство во многих своих формах является практикой. В творческий процесс вовлечено множество физических движений, даже писать кистью, рисовать карандашом и держать в руках музыкальный инструмент — все это примеры развития моторики ребенка.
- Рисуя, читая сценарий и разбирая ноты, дети развивают зрительно-пространственные навыки, а развитие визуальной грамотности поможет детям и молодым людям ориентироваться в мире медиа-сообщений и изображений.
- Искусство учит находить верные способы решения проблем, поскольку творческое и критическое мышление идут рука об руку во всех видах искусства.
- Искусство укрепляет умение решать проблемы и критически мыслить, что является основой для принятия верных решений.
- Искусство учит упорству, поскольку успех в искусстве достигается многочасовой практикой.
- Искусство во многом зависит от сотрудничества. Театр, хор или ансамбль подразумевают слаженную работу каждого. Благодаря сотрудничеству дети понимают, что действия каждого влияют на общий успех!
- Ответственность – важный фактор в искусстве, особенно если работа выполняется в коллективе. Когда ребенок берет ответственность за свою часть, свой вклад в общий результат, он узнает об ответственности и взаимозависимости.
Участники и докладчики Форума также отметили:
- необходимость активной работы с родителями с целью повышения их знаний о влиянии занятий искусством на детей;
- повышение знаний педагогов-предметников об интеграции искусства в академические школьные дисциплины;
- необходимость популяризации и количественного роста образовательных программ, связанных с изучением технологий моды, где под «технологиями моды» понимается совокупность приемов, применяемых в процессе создания изделий модной индустрии, в том числе: менеджмент, fashion-журналистика, fashion- мерчендайзинг и пр.
- включение в образовательные программы народных игр, как уникального феномена культуры народов России.
Программа Форума определялась тремя тематическими трекам. Зал «Деловая программа» представил лучшие практики в области театра, хореографии, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, развития средствами искусства и культуры детей дошкольного возраста, подходы к работе с одаренными детьми. Организаторами программы выступили: Ассоциация участников рынка артиндустрии и Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий Министерства просвещения РФ.
Зал «Музыкальное образование» представил практико-ориентированную информацию для педагогов народных и струнных инструментов, фортепиано, вокала и хора, теории музыки. Впервые в для Форума состоялась секция звукозаписи. Программа была организована Санкт-Петербургским издательством «Союз художников».
Зал «Технологии моды» предоставил возможность педагогам, реализующим программы художественной обработки ткани пройти мастер-классы и повысить знания в области оснащения современных, мотивирующих детей на творчество, швейных мастерских. Организатор программы ООО «Элфорт».
Всего в рамках форума выступили свыше 70 специалистов художественного образования.
Следующий XII Всероссийский Форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям» состоится 1-3 ноября 2024 года.