1-3 ноября 2023 г. прошел XI Всероссийский форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям». Мероприятие состоялось в онлайн-формате.

Партнеры Форума: Агентство стратегических инициатив, Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий Министерства просвещения РФ, Санкт-Петербургское издательство «Союз художников».

Форум организован при поддержке Минпромторга России.

Педагоги дошкольного, общего и дополнительного образования, представители колледжей, университетов, институтов развития образования, органов исполнительной власти из 88 регионов Российской Федерации приняли участие в мероприятии. Свыше 21 000 человек подключились к трансляции Форума в социальной сети ВКонтакте.

Форум «Достояние России. Искусство и Культура — детям» — это всегда сообщество единомышленников, которые разделяют мнение, что доступ к художественному образованию имеет решающее значение для развития ребенка.  Выступая в пленарной секции Савенкова Любовь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член бюро Отделения образования и культуры Российской академии образования, говоря о важности всеобщего художественного образования привела цитату ученого-педагога Бориса Юсова: «Цель художественного образования – формирование художественной культуры обучающихся:

умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного (мыслительного) и художественного труда людей;

умение пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа;

умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры;

совершенствование учениками своей личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в различных видах искусства, участия в художественной жизни школы, страны, мира».

В течение многих лет происходило сокращение программ по искусству, одновременно наблюдался рост поддержки областей, связанных с наукой, технологиями, инженерией, спортом. Сегодня в системе дополнительного образования  реализуется  свыше 770 тыс программ художественной направленности, которыми охвачено 3.2 млн детей из 18,34 млн детей от 5 до 18 лет, которые посещают организации допобразования.

Наиболее востребованные направления программ в художественной направленности:

  1. Театр — свыше 400 тыс детей;
  2. Вокал — свыше 232 тыс детей;
  3. Хореография — свыше 225 тыс детей;
  4. Хоры — свыше 106 тыс детей;
  5. ИЗО — свыше 97 тыс детей;
  6. ДПИ — свыше 62 тыс детей.

Приоритетными направлениями по созданию новых мест в дополнительном образовании стали: школьные театры, школьные музеи и медиацентры.

В своих выступлениях спикеры Форума отмечали важные навыки, которые воспитываются средствами искусства, что указывает на необходимость дальнейшего развития художественной направленности дополнительного образования и расширение охвата детей, особенно подросткового возраста:

  1. Искусство учит мыслить творчески и нестандартно в поисках новых идей и концепций.
  2. Культурная осведомленность стимулирует критическое мышление и побуждает детей внимательно и тщательно наблюдать за миром. Общество никогда не было еще таким разнообразным, и в тоже время, таким разобщенным как сейчас. Информационный шум зачастую полярных точек зрения достигает детей и влияет на них. Детям необходимо критически подумать и посмотреть, как полученная информация соотносятся с их развивающимся мировоззрением.
  3. Искусство во многих своих формах является практикой. В творческий процесс вовлечено множество физических движений, даже писать кистью, рисовать карандашом и держать в руках музыкальный инструмент — все это примеры развития моторики ребенка.
  4. Рисуя, читая сценарий и разбирая ноты, дети развивают зрительно-пространственные навыки, а развитие визуальной грамотности поможет детям и молодым людям ориентироваться в мире медиа-сообщений и изображений.
  5. Искусство учит находить верные способы решения проблем, поскольку творческое и критическое мышление идут рука об руку во всех видах искусства.
  6. Искусство укрепляет умение решать проблемы и критически мыслить, что является основой для принятия верных решений.
  7. Искусство учит упорству, поскольку успех в искусстве достигается многочасовой практикой.
  8. Искусство во многом зависит от сотрудничества. Театр, хор или ансамбль подразумевают слаженную работу каждого. Благодаря сотрудничеству дети понимают, что действия каждого влияют на общий успех!
  9. Ответственность – важный фактор в искусстве, особенно если работа выполняется в коллективе. Когда ребенок берет ответственность за свою часть, свой вклад в общий результат, он узнает об ответственности и взаимозависимости.

Участники и докладчики Форума также отметили:

  1. необходимость активной работы с родителями с целью повышения их знаний о влиянии занятий искусством на детей;
  2. повышение знаний педагогов-предметников об интеграции искусства в академические школьные дисциплины;
  3. необходимость популяризации и количественного роста образовательных программ, связанных с изучением технологий моды, где под «технологиями моды» понимается совокупность приемов, применяемых в процессе создания изделий модной индустрии, в том числе: менеджмент, fashion-журналистика, fashion- мерчендайзинг и пр.
  4. включение в образовательные программы народных игр, как уникального феномена культуры народов России.

Программа Форума определялась тремя тематическими трекам. Зал «Деловая программа» представил лучшие практики в области театра, хореографии, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, развития средствами искусства и культуры детей дошкольного возраста, подходы к работе с одаренными детьми. Организаторами программы выступили: Ассоциация участников рынка артиндустрии и Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий Министерства просвещения РФ.

Зал «Музыкальное образование» представил практико-ориентированную информацию для педагогов народных и струнных инструментов, фортепиано, вокала и хора, теории музыки. Впервые в для Форума состоялась секция звукозаписи. Программа была организована Санкт-Петербургским издательством «Союз художников».

Зал «Технологии моды» предоставил возможность педагогам, реализующим программы художественной обработки ткани пройти мастер-классы и повысить знания в области оснащения современных, мотивирующих детей на творчество, швейных мастерских. Организатор программы ООО «Элфорт».

Всего в рамках форума выступили свыше 70 специалистов художественного образования.

Смотреть трансляции Форума

Следующий XII Всероссийский Форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям» состоится 1-3 ноября 2024 года.