|
Ежегодный Всероссийский Форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура – детям», организатором и инициатором которого выступает Ассоциация участников рынка артиндустрии, является признанной площадкой, где собираются представители всех заинтересованных сторон в развитии художественного образования.
Сегодня мало кто может даже вообразить влияние и проблемы технологической конвергенции в обозримом будущем. «Экономика знаний» требует от людей гибкого мышления, креативности на уровне вербального и невербального общения, умения критически и творчески мыслить, межкультурного понимания и эмпатической приверженности культурному разнообразию. Исследования все чаще показывают, что эти личные качества приобретаются человеком в процессе изучения и применения языков искусств. Искусство предлагает молодым людям уникальные возможности для понимания и создания своих собственных культурных и личных особенностей, стимулируют междисциплинарное изучение и совместное принятие решений, а также мотивируют к активному обучению и творческим исследованиям. Уникальная роль, которую образование в области искусств может сыграть в создании культуры мира, международного взаимопонимания, социальной сплоченности и устойчивого развития признана давно, однако сегодня общее и дополнительное художественное образование должно измениться исходя из социально-культурных потребностей, которые возникли и будут возникать в результате ускоренных технологических изменений. Ассоциация участников рынка артиндустрии, как общественная организация, созданная для поддержки художественного образования приветствует национальные проекты «Культура» и «Образование», где много внимания уделено обновлению художественного образования и вопросам культурного развития. Однако мы знаем, что не всегда есть политическая и профессиональная воля интегрировать искусство в эффективное «образование для всех», искусства как жизненно важного инструмента для воспитания ответственных граждан. Деловая программа Форума Форум 2019 г. поднял множество вопросов и способствовал открытому диалогу представителей системы образования и культурно-досуговой сферы, практиков и инноваторов в области художественного образования, представителей органов исполнительной власти и бизнеса арт-индустрии. Но главной темой Форума все-таки стали новые парадигмы образования, которые передают и трансформируют культуру через гуманизирующие языки искусства, основанные на принципах сотрудничества, а не конкуренции. Пленарное заседание Форума было посвящено государственной политике в сфере художественного образования и подготовки кадров для креативных индустрий. Открывая пленарное заседание заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова отметила важность творческих инициатив, связанных с народными промыслами и ремеслами.
Директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий в своем выступление отметил, что подготовка кадров для креативных индустрий сегодня в фокусе внимания во всем мире и именно компетенции, связанные с креативностью, креативным мышлением, способностью взаимодействовать в командах занимающихся творческой деятельностью, является тем, что во многом определяет качество человеческого капитала, а конкурентоспособность национальных экономик определяется качеством человеческого капитала. Несмотря на это внимание к развитию предметов креативной направленности у государства с каждым годом ослабевает:
Ратуя за поддержку преподавания творческих предметов в школе и признавая их важнейшую роль, необходимо дать сигнал профессиональному сообществу об изменениях подходов к преподаванию. К сожалению, сегодня, преподавание искусства в школе реализуется в той же практике, которая характерна в целом для дидактики 20 века – иерархические, авторитарные методы преподавания, дисциплинарный подход, в то время как для развития творчества надо стимулировать экспериментирование. |
На круглом столе, посвященному востребованности академического художественного образования в современном мире, критериях оценки его качества и потенциалам развития, рассматривались вопросы, связанные в удовлетворением запросов профессионального сообщества арт-индустрии классическим художественным образованием, обсуждались новые формы обучения изобразительному искусству, которые развиваются на протяжении последних десятилетий в России.
В рамках деловой программы прошла экспертная сессия Агентства стратегических инициатив по вопросам требований к современной образовательной среде, мотивирующей обучающихся на творчество. Нарастающий темп изменений в обществе, технологизация и прагматизация процессов, тренды в культуре и искусстве оказывают тревожное влияние на традиционное художественное образование. Выдвижение критерия результативности и неизбежная зависимость функции увеличения эффективности (наряду с функцией профессионализации) получаемого знания в современном обществе от системы соседствует с экспериментом над дискурсом, институтами и ценностями, сопровождаемым неизбежным беспорядком в обороте, контроле знаний и преподавании. Можем ли мы воспитать и подготовить такую плеяду дизайнеров и художников, чтобы искусства стали лицом современной России так же, как они стали лицом Италии, Скандинавии, Англии, где креативные индустрии вносят существенный вклад в ВВП своих стран? Именно с этой точки зрения обсуждали вопросы художественного образования эксперты в дискуссии «Содержание художественного образования: цели и средства», модератором которой выступила Лариса Неменская, заместитель руководителя Управления непрерывного художественного образования ГАОУ ДПО МЦРКПО, академик Российской академии художеств, кандидат философских наук, член ВТОО «Союз художников России». За три дня работы Форума состоялось 12 круглых столов и дискуссий. Выставка Форума Учебно-материальная база организаций, реализующих программы по искусству – крайне важная тема. Несмотря на то, что национальный проект «Культура» выделяется более 8 млрд руб. на оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств проблема гораздо шире. На выставке товаров и услуг для художественного образования было представлено все необходимое материально-техническое оснащение, в том числе музыкальные инструменты и оборудование, которыми в рамках нацпроекта обеспечиваются детские школы искусств, художественные и музыкальные училища.
Кроме того, отвечая на вопрос из зала, она напомнила производителям музыкальных инструментов о недопустимости задержек поставок в детские школы искусств в рамках нацпроекта «Культура».
Всего в выставке Форума приняли участие 33 производителя и поставщика товаров и оборудования для изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, это: Клик-Трейд , ООО, ЦС Импекс , ООО, ИП Смирнов В. В., ЭЛФОРТ, ООО, Синкопа Плюс, ООО, КЕРАМИКА ГЖЕЛИ, ООО, Планета увлечений, ЗАО, Арт-Техника, ООО, Питер Арт Сервис, ООО, ЛенМольбертСтрой, ООО, ИП Шубин Д.Н., Кибер Тех Лабс, ООО, Мастерская «Никодим», ПИК АГНИ, ООО, Власта-принт, ООО, Издательский дом «Музыка» — «П.Юргенсон», Мульт-Школа.РУ, ЭМПИЭМ, ООО, Акцент Керамика, ООО, Ателье Гончарова, ООО, Балалайкеръ (ИП Харламов Е.А.), КалимбаЛаб (ИП Петрушков Д.Ю.), Мастерская Музыкальных инструментов, Медиус, ОАО, Мир Гуслей (ИП Горчаков С.С.), Ньютон Гитарс (ООО «Гитарный Дом»), Триумф Аудио, ООО, «ФРП «Аккорд», ООО, Чужбинов драмс (ООО «РДФ-Трейд»), Kosmosky (ИП Зинченко А.А.), Художественные материалы, ООО, Дидактические системы, ЗАО. |
|
|
Благодарности
Мы выражаем свою признательность: Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству культуры РФ за поддержку мероприятия. Огромное спасибо модераторам и спикерам деловой программы: Отдельная благодарность компаниям, которые принимали участие в выставке Форума, подготовили и провели свыше 300 мастер-классов для педагогов. Форум для специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура – детям» состоится 29-31 октября 2020 г. |