Вы тут
Главная > Багетный бизнес > Работа с фоторафией

Работа с фоторафией

Обрамление фотографии – процесс не менее ответственный, чем работа с антикварной живописью. Согласитесь, что далеко не каждый снимок принесут в багетную мастерскую, а лишь тот, что имеет высокую ценность, и зачастую не художественную или историческую, а, скорее, сентиментальную. Так что к оформлению фотографии следует относиться с большим вниманием!

При правильном оформлении и грамотной развеске фотографий степень их сохранности будет намного выше, чем при хранении в альбомах. Вообще, фотографии, особенно цветные, недолговечны. Большинство из них теряют цвет уже через несколько лет экспозиции. Наиболее губительными для фото-бумаги оказываются влажность, свет, температура, загрязнения воздуха и насекомые. Так, повышенная влажность приводит к появлению плесени. В этом случае поверхность фотографии покрывается черными, розовыми и фиолетовыми пятнами, а бумага становится хрупкой. При повышенной влажности фотография может приклеиться к стеклу. В бытовых условиях сложно соблюсти условия хранения и экспонирования, поэтому постарайтесь при обрамлении фотографий использовать минимально абсорбирующие материалы, антистатические и гладкие.

Главный враг фотографии – свет! Скорость, с которой фотография портится под воздействием света, определяется двумя параметрами: типом освещения и его количеством. Существует три основных вида света: солнечный, свет от лампы накаливания и флуоресцентный. Количество света – это его интенсивность. Так, например, свет от ночника – это тот же свет от 100-ваттной лампочки, но по интенсивности он намного ниже. Цвет света зависит от типа освещения, например, лампы накаливания светят желтым светом, флуоресцентный свет – белый. Цвет солнечного света изменяется в течение дня и зависит от по- годы и времени суток: на закате – оранжевый, в пасмурную по- году – серо-голубой. Цвет света существенно влияет на характер изменений, которым может подвергнуться фотография. Так, на- пример, синий цвет вреднее красного (в спектре рядом с синим цветом находится ультрафиолет, самый разрушительный свет). Лампы накаливания, люминесцентное освещение и солнечный свет содержат разное количество ультрафиолета. В солнечном свете наибольшее количество ультрафиолетовых лучей, поэтому он признан самым разрушительным. Он портит фотобумагу, при этом изображение интенсивно желтеет, а поскольку УФ-лучи делают молекулы бесцветными, то со временем изображение может исчезнуть вовсе.

Они вызывают процессы окисления в фотобумаги, что приводит к хрупкости и ломкости. На втором месте по количеству содержания ультрафиолета стоит флуоресцентный свет. Простые лампы накаливания излучают очень мало УФ-лучей, но, тем не менее, и этого содержания ультрафиолета достаточно для негативного влияния на фотографию. Даже свет без УФ-лучей вызывает фотолиз и последующее фото-окисление. Уменьшить ущерб от света можно, если поместить фотографию в условия слабой освещенности или удаления от источников света.

Во всех видах света присутствует в разных количествах инфракрасные лучи. Больше всего их исходит от солнца и ламп накаливания. Главное губительное свойство такого света – нагревание фотографий, что приводит к иссушению бумаги, и фотография начинает стягиваться, но так как ее удерживают угловые крепления, она начинает заметно деформироваться. Нагревание вызывают и другие типы распада. Конечно, это происходит медленнее и менее заметно, чем те процессы, что вызваны УФ-излучением, но от них нельзя уберечь фотографию, даже если использовать стекло с УФ-фильтром.

Губительное влияние оказывает высокая температура. Та температура воздуха, что не кажется высокой человеку, для фотографии часто является практически смертельной. Лучше хранить фотографии в прохладном помещении. Еще одна проблема – это загрязненный воздух. Через окно в помещение поступает озон, окислы азота и другие газы, испарения от моющих средств, красок, клеев используемых в быту попадая на фото- бумагу, вызывают выцветание фотографий.

Есть и такое понятие как «саморазрушающаяся» фотография. В этом случае сама фотография выделяет вредные газы, которые в дальнейшем вызывают ее повреждение. Происходит автокатализ, в результате которого фотография вызывает свой распад. Саморазрушительными фотографиями являются снимки, напечатанные на некачественных материалах.

Вообще, современные цифровые фотографии изначально не предназначены к долгому сроку хранения: они размываются, изображение оказывается не в фокусе, а цвета со временем меняются.

Очень большое значение имеют материалы, используемые в обрамлении фотографий. Во-первых, они должны быть химически инертны. Некоррозийные металлы, такие как алюминий и не- ржавеющая сталь, идеальны для обрамления фотографий. Использования деревянных рам, в особенности из сосны и пихты, лучше избегать, т.к. древесина выделяет пероксиды, которые со временем вызывают дисколоризацию фотографий. В особенности это касается черно-белых снимков. Они так меняются, что серебро из старинных черно-белых снимков выходит и образует зеркальный блеск на поверхности фотографии. Некачественные рамы могут «сжечь» фотографии, тогда она станет ломкой и по- буреет.

В качестве задника нельзя использовать гофрированный картон, прессованную фанеру, древесно-стружечные материалы. Все они вредны для фотографий, так как содержат лигнин – вещество, вызывающее их окисление. Лигнин вызывает не только выцветание и зеркальный блеск, но и пожелтение фотографий. Для задника лучше выбирать хлопковое или музейное паспарту или плексиглас. Но уровень рН в бескислотном картоне должен составлять 7,а не 8,5 как обычно.

Заднюю сторону лучше покрыть бескислотной бумагой – она защищает от пыли и насекомых, уменьшает проникновение влаги. Кроме того, на бумагу можно приклеить этикетку вашей компании. Кстати, этикетку лучше распечатать на лазерном принтере – чернила струйного принтера менее устойчивы к выцветанию и стиранию.

Фотографии должны храниться под стеклом, которое призвано защитить их от механических повреждений, пыли и грязи. Если хранить фотографию без стекла, она начнет желтеть и коричневеть, на ней будут появляться жирные масляные следы. Некоторые багетчики иногда используют специальный покрывной спрей, чтобы минимизировать количество пыли и отпечатков пальцев. Однако использование спрея снижает качество фотографий. Как материал для защиты фотографии лучше использовать музейное стекло или плексиглас. Акриловый лист и весит меньше, чем стекло, и не бьется, тем самым снижается шанс по- вредить фотографию.

Но какой бы материал для защиты фотографии вы ни выбрали, главное, чтобы стекло было с ультра- фиолетовым фильтром и не соприкасалось с работой. Если нет защиты от ультрафиолета, фотография выцветет и потемнеет, а длительный контакт поверхности снимка со стеклом может при- вести к тому, что фотография приклеится к стеклу. Также необходимо, чтобы стекло имело антибликовое покрытие – это не только положительно сказывается на комфортности просмотра фотографии, но и защитит изображение от излишнего воздействия света. Антибликовое покрытие рассеивает свет, который попадает на стекло, тем самым уменьшая отражение от источников света. Кроме того, стекло может иметь зеленоватый оттенок, поэтому антибликовое покрытие придает ему нейтральный цвет, более комфортный при просмотре фотографии.

Для фиксации фотографий лучше использовать специальные уголки. Без них фотография будет «ходить». При оформлении фотографий лучше избегать клеев, в особенности, если они со- держат оксидирующие вещества. Если клей проникнет в фото- бумагу, она станет хрупкой и обесцветиться. Обрамление стоит делать вентилируемым, чтобы между стеклом и фотографией был воздух.

Несколько слов о дизайне. Для оформления фотографий лучше всего подходят рамки строгого классического стиля. Для черно-белых фотографий красивым и современным решением будет простая черная рамка без декора, возможно с серебряной внутренней кромкой. Еще один отличный вариант – скромная серебристая алюминиевая рамка. Для цветной и черно-белой фотографии может подойти рамка из белого багета. Неплохо использовать паспарту тех же оттенков, что и на фото. Использование паспарту в некоторых случаях просто необходимо, если, например, объект съемки занимает большую часть снимка.

Что касается условий экспозиции, то оптимальный вариант – хранение при температуре 21° С, 40-50% влажности. Главное, как уже было замечено, избегать попадания на фотографию прямых солнечных лучей.

АВТОР: Лида ОГЛОБЛИНА

Добавить комментарий

К меню