30 марта 2019 года город Москва
Международный Форум специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Технологии в образовании. STEM vs STEAM» (Москва, ЦВК Экспоцентр, 28-30 марта 2019 г.) собрал свыше 1500 участников из 59 субъектов России, среди которых специалисты организаций всех уровней образования, учреждений культурно-досуговой сферы, бизнеса индустрии учебного оборудования и средств обучения.
Обсудив вопросы состояния отечественной индустрии учебной техники и средств обучения, рассмотрев предложения участников и результаты панельных дискуссий, участники Форума отмечают, что в настоящее время в РФ появилось достаточно много интересных отечественных разработок в области дополнительного и дошкольного образования, робототехники, инструментария для проектной деятельности учащихся, а также средств для реализации программ коррекционной педагогики. Возрос методический уровень разработок и увеличилась доля комплексных, дидактически выверенных решений.
Однако, все участники рынка образования (включая всю цепочку от производителя, до конечного потребителя продукции) по-прежнему находятся в достаточно сложном положении. К факторам, усложняющим процесс оснащения образовательных организаций качественными средствами обучения относятся:
- Отсутствие единых Перечней средств обучения, ориентированных на реализацию примерных образовательных программ среднего профессионального, среднего общего, дошкольного и дополнительного образования.
- Отсутствие современных решений по адаптации единых Перечней к условиям рыночной среды, что не позволяет образовательной и культурно-досуговой организации произвести выбор оптимального для нее образца средства обучения, среди аналогов.
- Наличие факторов, усложняющих процесс формирования качественной образовательной среды, к которым относятся:
— отсутствие доминанты безопасности среды — размытость и недостаточность сертификационных требований к средствам обучения (в том числе и отсутствие какой-либо ориентации на действующие Санитарные правила и нормы);
— сложность реализации качественных проектов по оснащению среды в рамках действующего законодательства, регламентирующего процедуры закупок и никак не ограничивающего участие в них некомпетентных организаций;
— широкая уязвимость рынка со стороны заведомо недобросовестных игроков (компаний — однодневок и компаний, не обладающих комплексом специальных знаний, навыков и технических возможностей для реализации сложных комплексных проектов).
- Отсутствие современной научно-методической базы, позволяющей структурировать и классифицировать продукцию, предлагаемую образовательным организациям, относительно ее принадлежности к категории средств обучения. Отсутствие научного руководства процессами создания новых видов средств обучения со стороны академических институтов и других научных подразделений.
- В настоящее время, Российская Федерация остается одной из немногих развитых стран мира, где отсутствует постоянный конструктивный диалог, между системой образования и обеспечивающей ее промышленностью. Отсутствие системного взаимодействия между федеральным органом управления (Министерство просвещения РФ) и промышленностью, обеспечивающей систему образования страны, привело к тому, что на протяжении многих лет не решаются такие актуальные вопросы, как:
— планирование государственных программ развития образования с учетом роста производства отечественных производителей средств обучения и учебного оборудования;
— формирование регулятором системы образования рекомендаций с опережающим развитием к разработчикам средств обучения и учебного оборудования, которые призваны помочь бизнесу понять проблемы образования и в ответ предлагать разумные технологии их решения;
— привлечение специализированных профильных общественных объединений и представителей бизнеса в рабочие группы, связанные с темой развития инфраструктуры образовательных и культурно-досуговых организаций.
— привлечение производителей средств обучения и учебного оборудования к организации и проведению государственных курсов повышения квалификации педагогических работников;
— развитие механизмов государственно-частного партнерства, призванные наращивать потенциал образовательных организаций.
Участники форума особо отмечают, что средства обучения являются отдельной категорией профессионального оборудования, процессы разработки, производства и поставки которого требуют совершенно иных научно-методических подходов, отличных от поставок игр, игрушек и других товаров широкого потребления. Даже процесс поставки комплектов средств обучения для каждой конкретной образовательной организации требует серьезных профессиональных знаний, умений и навыков компаний-интеграторов, а также требует индивидуальных решений для формирования уникальной структуры образовательной среды каждой образовательной организации. Однако, отсутствие деятельностных подходов к развитию рынка индустрии образования как к самостоятельной отрасли, обладающей собственными: предметом, аспектом и методами решения поставленных задач, существенно тормозит как сам процесс качественного развития инфраструктуры образовательного процесса, так и значительно замедляет реализацию целой серии социально значимых, приоритетных проектов РФ.
Учитывая вышеизложенное, участники форума постановили:
- Направить Решение Форума и провести обсуждение поставленных проблем:
— с Министерством просвещения РФ;
— с Министерством промышленности и торговли РФ;
— с институтами фундаментальной и прикладной науки, и другими членами экспертного сообщества;
— с депутатами Государственной Думы.
- Выйти с предложением к Российской академии образования о создании Центра трансфера технологий инструментальной и цифровой дидактики.
- Включить в повестку первого Съезда поставщиков образовательных организаций (11 апреля 2019 г., ММСО) следующие вопросы:
— о формализации индустрии учебного оборудования и средств обучения в отдельную отрасль промышленности;
— о формирование комфортного делового климата на рынке образования.