Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Сессия «роль государственно-частного партнерства для развития дополнительного образования детей»

Сессия «роль государственно-частного партнерства для развития дополнительного образования детей»

В Экспоцентре 27 сентября 2016 г в рамках деловой программы выставки «МИР ДЕТСТВА — 2016» прошла сессия, организаторами которой стали Федеральный институт развития образования (ФГАУ ФИРО) и Ассоциация участников рынка артиндустрии (НП АУРА).

Представители системы образования и производители современного оборудования и средств обучения обсудили целый ряд подходов к использованию государственно-частного партнерского взаимодействия как ресурса развития дополнительного образования.

Сессию открыла руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО, кандидат исторических наук, Загладина Хмайра Тимофеевна. В ее выступлении были обозначены основные задачи, которые стоят сегодня перед системой дополнительного образования детей. Задачи непростые — это и обновление программного поля, и совершенствование материально-технической базы, и развитие кадрового потенциала образовательных организаций. Особое внимание было обращено к тем механизмам, которые в Концепции развития дополнительного образования детей предлагаются для решения этих задач, и одним из таких механизмов является государственно-частное партнерское взаимодействие.

Заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», кандидат педагогических наук, доцент, Попова Ирина Николаевна обратила внимание участников сессии на актуальность ГЧП для реализации Концепции и на те проблемы и противоречия, которые были выявлены в процессе развития партнерского взаимодействия, в том числе с учетом опыта работы Федеральной экспериментальной площадки ФИРО работающей на базе Ассоциации артиндустрии. Ирина Николаевна обратила внимание участников на то, что большую поддержку образовательным организациям сегодня могут оказать представители бизнеса, заинтересованные в развитии дополнительного образования.

Заместитель директора Ассоциации участников рынка артиндустрии, кандидат педагогических наук, доцент, Бурмистрова Алла Сергеевна, рассказала о международном опыте применения ГЧП для развития системы образования, и проанализировала нормативную базу, которая сегодня требует серьезного совершенствования для того, чтобы полностью реализовать ресурс партнерства бизнеса и образовательных организаций. Однако она отметила, что, несмотря на все противоречия, в частности невозможности использования в рамках действующего законодательства самого понятия ГЧП при описании механизмов взаимодействия бизнеса и образовательных организаций. Были представлены основные положения «Методических рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в дополнительном образовании», которые были разработаны Ассоциацией год назад (Письмо Минобра РФ 29.09.2015 №09-2628) и показано как партнерское взаимодействие бизнеса и образовательных организаций можно реализовать в действующей нормативной базе.

«К сожалению, — сказала научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации, доктор педагогических наук, профессор, Михайлова Наталия Николаевна, — Система образования считает, что все проблемы развития и модернизации образования решит сама. Поэтому и сетевое взаимодействие чаще всего рассматривается в основном внутри системы. А ведь огромное количество инноваций и действительно прогрессивных решений приходит в систему извне, в том числе от производителей современного оборудования и средств обучения».

Наталия Николаевна обратила внимание участников сессии на то, что перед множеством образовательных организаций, даже таких разноплановых как ДОД, программные документы ставят целый ряд однотипных задач: «Готовые или комплексные решения предлагаемые отечественными производителями позволяют не только реализовать Технологию Быстрого Внедрения и существенно сократить сроки внедрения инноваций, а значит внести свой вклад в обновление программного поля, материально-технической базы и в развитие кадрового потенциала ОО, но и позволяют оптимизировать закупки даже в условиях ограниченного финансирования».

В качестве иллюстраций положительного опыта использования моделей партнерского взаимодействия бизнеса и образовательных организаций, накопленного Ассоциацией, были приведены апробированные примеры партнерского взаимодействия в модели «Наращивание потенциала» и ее частных случаев – это «Кружки под ключ», «Кейс-боксы» и «Комплексные решения». Интерес у участников сессии — директоров образовательных организаций — вызвали все образовательные продукты, созданные в рамках партнерства, а также тот новый формат взаимодействия педагогов и производителей современного оборудования, материалов и других средств обучения, который Ассоциация реализует на своих Образовательных форумах для педагогов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

Опыт создания «готовых и комплексных решений» и партнерского взаимодействия с образовательными организациями представили участникам сессии фирмы, ориентированные на развитие дополнительного образования:

• Ювентин Татьяна Александровна, педагог, психолог, руководитель департамента образовательных технологий «Лаборатории Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ», Инновационный центр «СКОЛКОВО»;
• Грейлих Натэла Левановна, кандидат педагогических наук, заместитель генерального директора по научно-методической работе ООО «Брейн Девелопмент», г. Санкт-Петербург;
• Балыко Елена Анатольевна, руководитель центра методических разработок группы компаний «Активное обучение», г. Москва.

Обсуждались примеры «готовых решений» и новых образовательных продуктов, отличительной особенностью которых является то, что они предлагают не только оптимизированную подборку современного оборудования и средств обучения, но и апробированную программу, методическое обеспечение, фото, видео и аудио материалы, конкурсное сопровождение, и даже подготовку педагогов, т.е. все необходимое для их эффективной реализации. Производители рассказали о возможностях и разнообразии договорных отношений с образовательными организациями, предложили форматы взаимодействия, но все разработчики отметили, что для того чтобы эффективно реализовать «готовые и комплексные решения» необходимо организовать соответствующую подготовку педагогов. Сегодня эту проблему бизнес пытаются решить своими силами, но их ресурсы в этом плане ограничены, тогда как можно и нужно использовать ресурсы партнерского взаимодействия бизнеса и образования.

Со-организатор проекта «Педагогический технопарк» на базе Института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета, Михаил Валерьевич Курносенко отметил, что, к сожалению, сегодня можно привести множество примеров, когда оборудование, было куплено, поставлено и закрыто на ключ, поскольку некому работать, а в «готовых решениях», этой проблемы нет.

«Педагогический технопарк» создается в рамках соглашения о сотрудничестве Московского городского педагогического университета и Ассоциации участников рынка артиндустрии, которое позволяет объединить ресурсы сторон в области подготовки педагогических кадров (бакалавриат, магистратура, аспирантура), готовых к формированию инженерно-технических компетенций у учащихся общего, дополнительного и профессионального образования, а также сотрудничество по формированию инженерно-технических компетенций у действующих педагогов в рамках практико-ориентированного повышения квалификации в области мехатроники, электроники робототехники и других видов естественнонаучной и технической области образования.

Имущественный комплекс «Педагогического технопарка» создается в рамках государственно-частного партнерского взаимодействия.

Планируется, что образовательный процесс будет построен на основе реализации сетевых образовательных программ и лабораторно-практических модулей в соответствии с тематикой лабораторий Технопарка. Занятия по этим программам будут проводить высококвалифицированные педагоги МГПУ, но совместно с производителями, поскольку кто лучше самих создателей научит эффективно использовать свое изобретение. Не случайно в мировой практике на втором месте по популярности у педагогов стоят программы курсов повышения квалификации, в реализации которых принимали участие производители.

Наладить государственно-частное партнерское взаимодействие — задача не простая, необходимы надстройки для активного сетевого взаимодействия, созданные в рамках общественных организаций, где педагоги и бизнес совместными усилиями и ресурсами могут решать вопросы повышения качества дополнительного образования детей. Поэтому, при Ассоциации создана Гильдия индустрии учебной мехатроники, робототехники и других видов технического творчества.

По итогам сессии была принята резолюция

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ «МИР ДЕТСТВА — 2016»
27 СЕНТЯБРЯ 2016 Г., МОСКВА

РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ СЕССИИ
«РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Актуальность развития форм партнерских отношений в решении задач дополнительного образования не вызывает сомнения. Однако, и по настоящее время далеко не всем субъектам образования понятны идеология и порядок взаимодействия участников государственно-частного и социального партнерства в системе дополнительного образования. Открытыми остаются вопросы моделирования форм партнерского взаимодействия на основе существующей нормативно-правовой базы.

На решение данной проблемы было направлено заседание участников сессии «Роль государственно-частного партнерства для развития дополнительного образования детей».

По итогам работы сессии в качестве резолюции было принято три основных положения в развитии данного направления:

1. Продолжить изучение проблемы государственно-частного партнерства (ГЧП) с позиции нормативного, организационно-управленческого и педагогического аспектов
2. Способствовать привлечению в систему отношений потенциальных субъектов ГЧП: наука, спорт, культура, СНКО и др.
3. Содействовать изучению и распространению эффективного опыта ГЧП, в т.ч. посредством СМИ, Internet

Участники и гости сессии выразили активное желание продолжить обсуждение данного вопроса в рамках активных встреч на форумах и мероприятиях, посвященных реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

Добавить комментарий

К меню