Вы тут
Главная > На чем учить? > Школьные проекты: проблематика реализации требований ФГОС и их методическое обеспечение

Школьные проекты: проблематика реализации требований ФГОС и их методическое обеспечение

Перевод деятельности в системе образования на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предполагал массовое знакомство учащихся с культурой исследования и проектирования. А завершать обучение в школе нужно в том числе и защитой индивидуального проекта. При этом требование работать два года в исследовательском или проектном залоге относится ко всем без исключения выпускникам, а не только к тем, кто мотивирован, заинтересован, проявляет способность к самостоятельной работе за рамками школьной программы.

Трудности отдельных учителей и общую проблему слабой готовности к распространению практики исследований и проектирования на весь контингент старшеклассников признают многие профессионалы в системе образования. Так, например, на этом сайте профессором Н. Михайловой очень детально рассмотрены сложности ситуации с деятельностными практиками у учителей и школьников, перекосы и подмены ключевых понятий.

Нет необходимости множить перечень аналитических, критических статей в этом проблемном поле. Сейчас важно оказать практическую помощь как педагогам, так и обучающимся в реализации своих проектных замыслов в соответствии с требованиями ФГОС. С целью освоения курса «Индивидуальный проект» издательство «Просвещение» выпустило в 2019 г. пособие для 10—11 классов. Авторы представили свое видение того, как можно скомпоновать и отобрать материал, проанализировать подходящий кейс, провести занятие, организовать самоопределение учеников, задумать и попытаться реализовать свой проект. Пособие можно заказать на сайте издательства https://shop.prosv.ru, или обратиться в «Ассоциацию ИРСО» aidec14@mail.ru для приобретения и получения консультаций. На весь курс отводится 70 часов с прохождением за один год при выделении 2 часов в неделю или за два года (1 час в неделю). Предусмотрен формат проектных сессий, проводимых методом погружения несколько раз в течение года. Это пособие предназначено педагогам, а также для самостоятельной работы старшеклассников, не имеющих большого опыта проектной или исследовательской деятельности. Отдельные темы могут быть полезныи тем, кто уже пробовал свои силы в качестве исследователя или проектанта, конструктора или изобретателя.

В пособии рассказано о том, что такое проектирование и чем оно отличается от других типов деятельности (исследование, конструирование, планирование, эпистемическая разведка и др.). Кроме того, рассмотрены разные этапы проектирования (выдвижение идеи, разработка замысла, реализация проекта, рефлексия) и различные виды проектов: технический, социальный, экономический, управленческий, волонтёрский и др.

Издание рассчитано на достижение конкретного результата: по итогам прохождения курса. учащиеся овладеют методами поиска, анализа и использования научной информации, научатся самостоятельно выделять проблему и определять цель исследования или проекта, публично излагать результаты своей работы, получат необходимые навыки практической проектной деятельности. Работатьсамостоятельно можно в классе, библиотеке или в помещениях, оборудованных доступом в Интернет.

Пособие выстроено по определенной логике: оно задумывалось как навигатор для продвижения от одногосодержательного «островка» к другому. Материал объединён в ряд последовательных модулей, каждый из которых состоит из разделов, посвящённых тем или иным существенным аспектам проектной деятельности. Уже со второго модуля учащимся предлагается начать работу над собственным проектом или исследованием. В некоторых модуляхспециально предусмотрено время для самостоятельной работы над проектом, обобщения и использования информации из предыдущих разделов. В большинстве разделов имеется текстовый материал, после которого сформулированы задания для самостоятельного выполнения. Они могут быть как тренировочными, так и поисково-творческими, требующими мыслительной проработки и очень часто — обсуждения с одноклассниками и членами проектной команды.

Получается параллельное движение в нескольких плоскостях: детальное знакомство со спецификой проектной деятельности, разбор осуществлённых и частичноразработанных проектов и собственная работа над проектом. По окончанииработы над каждым модулем итоговые задания и вопросы позволяют учащемуся осмыслить, какая информация получена и усвоена, и как он ее можете применить для своего индивидуального проекта или исследования.

Для завершающего этапа, который должен закончиться защитой индивидуального (в смысле собственного, а не единоличного) учебного проекта, пособие дает ряд полезных советов по оформлению результатов, а также их яркой и достойной презентации.

Вебинар о структуре пособия и способах его применения можно посмотреть на сайте  https://www.youtube.com/watch?v=WfcYtfl6WJU

Пособие также призвано помочь в организации такой важной составляющей проектной деятельности, как работа с привлечённым экспертом или поиск нужного специалиста, партнёров, сторонников проекта. В ситуации с замыслом проектов инженерно-технического профиля, а также естественно-научного направления можно договориться осотрудничестве с учреждениями, имеющими для этого соответствующую базу: вузы, колледжи, центры молодёжного инновационного творчества, кванториумы, бизнес-инкубаторы.

Вероятно, именно такое сотрудничество, подкрепленное участием бизнес-структур, заинтересованных в подготовке будущих кадров, а также представляющих свои современные производственные базы, может быть на данный момент перспективой для развития школьной проектной деятельности. Конечно, можно было бы и вспомнить о такой забытой сейчас форме подготовки школьников к формам взрослой деятельности, как учебно-производственные комбинаты, естественно, не в той убогой форме, как они были реализованы лет 40-50 назад. Это могли бы быть проектные центры, совмещенные с современными библиотеками-информцентрами, где для всех детей — а не только для одаренных, как в «Сириусе» — были бы созданы условия для общения с профессионалами, предоставлена инфраструктура для размещения современной техники компаниями-спонсорами, созданы хранилища для накопления и трансляции тех проектных и исследовательских наработок, что после экспертизы и отбора могли бы использовать следующие поколения учащихся.

На такой базе вполне реально формирование разновозрастных проектных групп, где процесс обучения проектной деятельности проходил бы в рамках естественного желания более старших детей поучить младших, демонстрируя собственные навыки и достижения. А дети с такими компетенциями уже гораздо естественнее вписались бы в ряды потенциальных педагогов будущего.

А.В.Носов, к.э.н., доцент

Финансового университета при Правительстве РФ

Статья приурочена к выходу пособия «Индивидуальный проект. 10-11 класс»

Половкова М.В. и др.-  изд-во «Просвещение», 2019 г.

Добавить комментарий

К меню