Вы тут
Главная > На чем учить? > Современное состояние и оценка среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации (2018 г.)

Современное состояние и оценка среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации (2018 г.)

Обеспечение программируемого прорыва российской системы СПО: миссия, потоки, управленческие решения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» для модернизации системы профессионального образования и непрерывного обновления профессиональных знаний необходимо определить современное состояние и оценку потенциала среднего профессионального образования РФ.

Нормами федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» (ФЗ-172) закладывается необходимость системного подхода к решению сложных проблем развития региональных экономик с помощью ресурсов среднего профессионального образования/профессионального обучения, что предполагает формирование у всех субъектов — стратегической культуры (СК).

Согласно опросу, проведенному крупнейшей международной профессиональной Ассоциацией корпоративного профессионального образования Executive Learning Forum в сентябре 2018 года – 80% компаний считают трансформацию культуры наиболее актуальной задачей; 65% компаний уже начали стратегическую реорганизацию/изменение своих бизнес-моделей. Но только 1 из 75 организаций признали, что знают, как реально трансформировать свою культуру [Поллок, Рой, 2019. С. 7].

Два факта признаются российскими и зарубежными исследователями совершенно неопровержимыми: первый темпы изменений ускоряются; второй конкуренция становится все более глобальной и интенсивной. В сегодняшней среде способность различных организаций учиться быстрее и лучше, чем это делают конкуренты, становится устойчивым конкурентным преимуществом.

С помощью каких подходов и механизмов должны пройти трансформация стратегической культуры СПО РФ для достижения показателей конкурентоспособности?

Стратегическая культура СПО РФ позволяет обеспечивать целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование устойчивого социально-экономического развития территории на основе концентрации ресурсов для подготовки работников квалифицированного труда в региональной системе профессионального образования/профессионального обучения.

Определена логика стратегии: интересы партнеровприоритеты конкурентные направления ресурсы результаты (эффекты, качество жизни граждан на конкретной территории).

Практика создания региональных «госпланов» подъема региональных экономик, предпринимательства и качества жизни граждан предполагает лидерство государства в разработке регионально-отраслевой стратегии развития СПО.

Только квалифицированные специалисты развивают региональные экономики, уплачивают налоги в региональные бюджеты, создают семьи, и любовь к Родине доказывают квалифицированным трудом.

Отраслевая стратегия СПО обеспечивает концентрацию ресурсов для решения стратегических задач развития, как конкретной территории, так и для развития макрорегионов.

Концентрация ресурсов предполагает:

а) определение миссии российской системы СПО как интегратора ресурсов и базового субъекта подготовки квалифицированных кадров для пространственного развития российских территорий;

б) институализацию полиструктурной модели крупного регионального колледжа-образовательного комплекса, где реализуются все возрастающие потоки разновозрастных обучающихся общего, коррекционного и среднего профессионального образования;

в) внедрение механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства при финансировании кластерных образовательных программ, в том числе, программ трудоустройства лиц с ОВЗ и программ развития семейного предпринимательства.

Проведенный факторный анализ современного состояния российской системы СПО позволил сформулировать ее следующую миссию, обосновать ее формулирование устойчивыми зарубежными и российскими трендами, связанными, как с увеличением количественных потоков обучаемых, так и с институциализацией новых функций и механизмов обеспечения качества профессионального образования и качества воспитания в крупном колледже-образовательном комплексе (ОК).

1.1. Миссией российской системы СПО, обеспечивающей программируемый прорыв, должна стать:

  • отраслевая стратегия общедоступного, массового и бесплатного российского среднего профессионального образования как кадрового ресурса конкурентоспособности российской экономики и российского общества;
  • технология частно-корпоративно-государственного партнерства, ибо, такая технология обеспечивает концентрацию ресурсов от различных партнеров для обеспечения качества общедоступного, профессионального образования, воспитания и трудоустройства

1.2. Становление практикоориентированной потоковой модели обучающихся в российской системе СПО

Факторный анализ динамики потоков обучаемых в систему СПО (2016 2018 гг.) позволил констатировать, как их существенное увеличение, так и появление общественного запроса на практиоориентированность профессионального образования/обучения и устойчивость выбора различных форматов трудозанятости выпускниками СПО. Традиционная потоковая модель констатировала только два базовых ежегодных потока обучающихся из школы в НПО/СПО:

а) поток обучающихся после 9 класса (65%);

б) поток обучающихся после 11 класса (35%).

Проведенный факторный анализ показал существенную диверсифицированность потоков обучаемых в результате влияния внешне-экономических факторов, снижения качества общего образования, увеличения количества лиц с ОВЗ, инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей, которые уже утратили связи с образовательными организациями общего образования.

Данные, опубликованные Росстатом (2017 г.) показывают, что:

  • 263.000 подростков после 9 класса нигде не работают и не учатся, что, зачастую, приводит к постановке их на учет в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН);
  • 799.000 подростков со средним образованием не планируют продолжать свое образование в СПО и не планируют работать;
  • 71.000 подростков вообще без образования, так как прекратили посещать школу после 6 класса;
  • 110.000 молодых инвалидов (15 24 года) не имеют профессии и не имеют возможности для трудоустройства и адекватной оплаты труда. Особенно тяжелая ситуация сложилась для молодежи в сельской местности.

Актуальное состояние российской системы СПО характеризуется двумя устойчивыми трендами, в русле которых проектируются рост потоков обучаемых.

Первый тренд – увеличение потоков обучаемых из российских школ как консолидированная реакция российских семей и подростков на снижение качества общего образования, рост платного репетиторства, проблемность трудоустройства молодежи без профессии.

Второй тренд – увеличение потоков обучаемых из различных социально-профессиональных групп граждан и работодателей на обучение по программам дополнительного профессионального образования/обучения на базе СПО.

Факторный анализ показал актуальность и востребованность практикоориентированной потоковой модели обучающихся в российской системе СПО:

потоки обучаемых по доп. обучению

потоки обучающихся в СПО

всего в %

поток пенсионеров, взрослых, инвалидов, трудовых мигрантов, многодетных и др.

поток обучающихся после 8 кл.

поток обучающихся после 9 кл.

поток обучающихся с ОВЗ (после 8 — 9 кл.)

поток обучающихся после 10 кл.

поток обучающихся после 11 кл.

10%

65%

100%

10%

25%

поток работающих по программам повышения квалификации

поток обучающихся из сельских школ (8 – 11 кл.)

поток молодежи, которая бросила школу (7 – 11 кл.)

поток молодежи-сирот

100%

100%

Мониторинг трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов должен учитывать специфику профессиональной деятельности выпускников СПО с различными нозологиями.

В целях нормативного регулирования обеспечения доступности среднего профессионального образования для разновозрастных групп лиц с ОВЗ и инвалидов необходимо не только внести изменения (дополнения) в ФГОС СПО и программы дополнительного профессионального обучения, но и предусмотреть обязательность целевого трудоустройства этой категории обучающихся.

Специалисты, занимающиеся трудоустройством лиц с ОВЗ и инвалидов, утверждают, что только 2% трудоспособных инвалидов имеют шансы на постоянную работу. Однако, со стороны работодателей, существует традиционный скепсис приема на работу данной категории. В тоже время эти работники отличаются способностью к монотонному тщательному труду, который обычный человек не выносит. Более того, это единственная социальная категория, которая соглашается на работу по минимальным суммам оплаты труда [«Новая газета», 100, от 09.09.2019. С. 16.].

В настоящее время такие региональные мониторинги по СПО не являются правовой и статистической нормой органов государственного управления и руководителей образовательных организаций СПО. Необходимо распространить нормы закона о целевом обучении на предоставление организациями СПО особых условий обучения для разновозрастных групп лиц и инвалидов, в том числе:

а) оформление целевого госзадания (от госорганов социальной защиты + госорганов управления образования + НКО инвалидов) на среднее профессиональное образование/обучение и трудоустройство;

б) определение (при партнерстве с НКО инвалидов) мест прохождения профессиональных практик, адаптированных к различным нозологиям;

в) развитие системы российского некоммерческого (социальноориентированного) предпринимательства из числа выпускников СПО;

г) продвижение новых технических устройств, приборов, технологий для обеспечения качества профессионального обучения, воспитания, трудоустройства и создания семьи;

д) необходимо изучить практику взаимодействия и патриотического воспитания образовательных организаций профессионального образования Израиля и израильской армии, где регулярно и успешно проходят военную службу по обслуживанию стационарных компьютерных систем юноши и девушки с различными нозологиями.

На сегодняшний день в РФ почти 13 млн чел. имеют различные формы инвалидности; почти 26% из них составляют граждане трудоспособного возраста. По прогнозам российских исследователей к 2025 году эта цифра еще увеличится на 30%, в том числе, за счет врожденных заболеваний и ухудшения условий окружающей среды.

95% лиц с ОВЗ завершают свой карьерный маршрут в системе СПО, так как, полученная специальность, в большей степени, связана с возможностями трудоустройства и создания семьи на конкретной территории. И только 5% лиц с ОВЗ продолжают свое профессиональное образование в профильном ВУЗе.

Поскольку достаточно большую категорию составляют маломобильные граждане с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА), очень трудно переоценить роль потоковой модели для лиц с ОВЗ на базе СПО.

Становление практикоориентированной потоковой модели обучающихся в российской системе СПО потребовало разработки новых механизмов образовательной логистики, комбинирования форм и технологий обучения в условиях укрупнения и институциализации колледжа-образовательного комплекса.

1.3. Организационный ресурс крупного регионального колледжа-образовательного комплекса (ОК)

Внешней организационной структурой управления крупным региональным колледжем-образовательным комплексом должен стать — эндаумент-фонд, который позволит интегрировать ресурсы государственных и негосударственных заказчиков кадров для развития региональных экономик. Эффективным инструментом управления потоками обучающихся должен стать новый механизм контрольных цифр приема разновозрастных групп обучающихся по видам образовательных программ. В настоящее время такие эндаумент-фонды созданы только при 158 вузах РФ и ни одного при крупных СПО.

Институциализация крупного регионального колледжа-ОК поддерживает спрос российской многоукладной экономики на тип образованности. Нужны и квалифицированные рабочие, бригадиры, мастера для индустриального, в том числе, сельскохозяйственного производства и обладатели предпринимательских мотиваций, в том числе, семейные предприниматели.

Были определены следующие индикаторы включения разноуровневых образовательных организаций в структуру крупного регионального колледжа-образовательного комплекса:

1.3.1. экранирование обучающихся образовательной организации от участия во внешних контрольных процедурах качества общего образования по отдельным предметам, проводимых органами управления образованием;

1.3.2. сокращение нормативов соотношений количества преподавателей и обучающихся;

1.3.3. устаревание материально-технической базы.

В структуру крупного регионального колледжа-ОК должны войти разноуровневые образовательные организации, которые устойчиво не обеспечивают качество общего образования и качество воспитания. Колледж–образовательный комплекс (ОК), реализует интегрированные модульные программы общего среднего, коррекционного, дополнительного, начального профессионального и среднего профессионального образования/обучения.

Как показывает наш анализ первой региональной практики формирования полиструктурной модели крупных региональных колледжей-образовательных комплексов, в их структуру (с потерей юридического лица) уже входят следующие образовательные организации:

а) малокомплектная сельская школа, где штатные преподаватели, зачастую, ведут по 4 – 7 учебных дисциплин;

б) вечерняя (сменная) школа, где штатные преподаватели должны обучать разновозрастных подростков, не имеющих общего среднего образования;

в) центр индивидуального развития подростков (бывший межшкольный учебный комбинат), где штатные преподаватели ориентируют обучающихся на востребованные профессии и техническое творчество;

г) школа-интернат для лиц с ОВЗ и обучающихся-сирот, которые традиционно ориентировались на профессии/специальности НПО/СПО;

д) учреждения начального профессионального образования (профучилища/профлицеи).

Суперактуальной является задача укрупнения колледжей в условиях малых городов и сельских территорий, где объектом укрупнения должен стать сельский колледж, который традиционно ориентирован на развитие сельскохозяйственного способа производства.

В структуру таких сельских колледжей-образовательных комплексов (ОК) должны входить, по нашему мнению, малокомплектные сельские школы, как структурные подразделения. Такие школы в настоящее время не только не имеют адекватного правового регулирования, но и их бюджетное финансирование Минфином РФ часто рассматривается как нецелевое.

Следовательно, показатели качества обучения и качества воспитания в российских малокомплектных сельских школах являются самыми низкими, и этот вопрос стал предметом активной дискуссии на Парламентских слушаниях в ГД «О мерах по повышению качества образования в РФ» (24.06.2019 г.).

Создание территориальных Центров опережающих квалификаций (ЦОК), а таких Центров в Российской Федерации предполагается создать – 100, необходимо сконцентрировать, с нашей точки зрения, на базе сельских колледжей-образовательных комплексов, что будет способствовать не только повышению качества среднего сельскохозяйственного образования, но и развитию сельскохозяйственных территорий.

В настоящее время каждый субъект РФ имеет именно ту систему СПО, которую он в состоянии содержать и в которой действительно нуждается. Состояние региональной сети СПО, в значительной степени, является проекцией региональной экономики. В этой связи, например, подготовка сварщика в одном регионе финансируется бюджетом из расчета 60.000 рублей на человека, а в соседнем – 120.000 рублей.

Сегодня образовательные организации СПО во многом интегрированы в Национальную квалификационную систему, что позволяет прогнозировать следующий эволюционный переход российской системы СПО для обеспечения ее конкурентоспособности и качества:

1.3.4. первый этап становление крупного регионального колледжа-образовательного комплекса с развитой сетевой межведомственной инфраструктурой;

1.3.5. второй этап – трансформация такого колледжа в региональный ИНСТИТУТ СЕТЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ на основе преемственности программ СПО и корпоративного обучения, в том числе, конвертации программ прикладного бакалавриата и заочного образования в сетевые формы. На этой основе мы прогнозируем переход от управления образовательными организациями к управлению образовательными программами на основе государственно-корпоративно-частного партнерства.

На первом этапе исследования нами были разработаны цели, понятийный аппарат, правовая база, базовая структура практикоориентированной модели сетевой образовательной программы СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя, реализуемой в крупных региональных образовательных организациях колледжах-комплексах.

1.4. Основные цели и задачи формирования отраслевой стратегии развития российской системы СПО, как стратегической культуры

Формирование стратегической культуры есть амбициозная задача государственной политики на уровне российской системы СПО и ее понимание основывается не столько на переносе лучших мировых практик СПО/профессионального обучения на российскую почву, сколько на поиске нестандартных государственных решений для более весомого В К Л А Д А российской системы СПО:

1.4.1. в рост российской экономики и обеспечение ее локального лидерства на основе продвижения стратегии развития общедоступного, всеобщего, непрерывного профессионального образования/обучения разновозрастных групп граждан.

В русле Национальной технологической инициативы В. В. Путина (НТИ) крупными образовательными организациями СПО-образовательными комплексами совместно с ведущими работодателями будет развернут более широкий спектр профессий:

* квалифицированный рабочий; * работник квалифицированного труда для граждан с ОВЗ; * квалифицированный рабочий ремесленного производства (ремесленник); * квалифицированный рабочий фермерского производства (фермер); * техниктехнолог; * оператор; * мастер; * прораб; * звеньевой; * бригадир; * индивидуальный предприниматель (семейный предприниматель);

1.4.1.1. внедрение государственно-частной технологии сопряжения гражданской технической специальности СПО и военно-учетной специальности, а также призыв выпускников СПО на военную службу в российскую армию (РА) по профилю гражданского технического образования и возвращение демобилизованных в колледж на программы развития некоммерческого, коммерческого, в т. ч., семейного предпринимательства;

1.4.2. в глобальное позиционирование страны на основе включения ресурсов СПО в процессы интернационализации профессионального (технического) образования/обучения, в формирование российской системы непрерывного обновления всеми обучающимися профессиональных знаний на основе мотивации к участию в международных чемпионатах профессионального мастерства:

* JuniorSkills (ЮниорСкиллс Россия);

* WorldSkills Russia [(WSR) ВорлдСкиллс Россия];

* WorldSkills International [(WSI) ВорлдСкиллс интернациональные (международные)];

* AgroSkills (по сельскохозяйственным специальностям);

* Abilympic Russia (Абилимпикс Россия, для лиц с ОВЗ), в том числе, включение российской системы СПО в БРИКС, Туринский и Копенгагенский процессы;

1.4.3. в социальную стабильность и улучшение качества жизни на основе развития резильентных функций крупными колледжами-ОК и введения воспитательных норм (воспитательных стандартов) для внешней оценки качества профессионального образования, полисубъектного воспитания обучающихся и продвижения этических норм профессиональной и педагогической деятельности.

Следует признать положительным и перспективным для развития культурного капитала обучающихся СПО разработку введения «культурных нормативов» для студентов на посещение театров, музеев, библиотек, выставок и др., а также необходимость введения государством системы скидок на студенческие (коллективные) билеты. Такой подход работает на обеспечение социальной справедливости для российских семей, находящихся в сложном материальном положении.

Поиск качества на основе реализации требований ФГОС СПО — это подход характерный для индустриальной экономики, где главный критерий — это требования стандартов.

Главным критерием качества в постиндустриальной экономике является удовлетворенность потребителя. Качество жизни коррелирует с качеством непрерывного профессионального образования. Поэтому общественно-профессиональная аккредитация, публичность модулей образовательных программ — это приоритет;

1.4.4. в технологическую модернизацию управленческой, методической, образовательной деятельности в условиях становления крупных образовательных организаций (сетевых колледжей) и цифровизации образовательного процесса. Смысл изменений в организации образовательного процесса в условиях цифровизации состоит в повышении его педагогической результативности.

Одним из базовых условий педагогической результативности выступает — создание единой (интегрированной, преемственной, сопряженной) производственно-обучающей цифровой среды общей для предприятия-заказчика кадров, сетевого сообщества и образовательной организации, реализующей сетевую образовательную программу.

Результаты качества общеобразовательной подготовки обучающихся в СПО и результаты качества обучения по специальным и профессиональным дисциплинам не могут рассматриваться в отрыве от проблемы совершенствования ЕГЭ и ГВЭ (государственного выпускного экзамена).

Необходимо начать широкую апробацию целевой модели «ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКА СПО» вместо ЕГЭ и ГВЭ для обеспечения доказательности и сопоставимости образовательных, профессиональных и воспитательных результатов выпускников СПО для всех субъектов образовательной деятельности.

Доказательным инструментом освоения всеми выпускниками СПО «мягких навыков» (soft skills) + профессиональных и цифровых компетенций становятся СТАРТАП-ПРОЕКТЫ как практикоориентированный формат государственного дипломного проекта. В соответствии с госпрограммой «Цифровая экономика России» выпускные квалификационные работы студентов будут постепенно преобразованы в формат персональных и командных стартап-проектов при активном участии представителей (менторов) семейного бизнеса [СТАРТАП ВМЕСТО ДИПЛОМА. URL: https: // news. mail.ru / society / 30125335/ ? frommail=1].

Критический анализ пилотной практики подготовки стартап-проектов выпускниками СПО показал:

а) финансирование таких стартаппроектов должно быть многоканальносетевым, что позволит оперативно использовать ресурсы, как краунфандинговых платформ, так и ресурсов семейного бизнеса;

б) стартаппроекты стратегически ориентированы на развитие индивидуального, семейного, малого, коммерческого и некоммерческого предпринимательства на конкретной территории, в том числе, с использованием кадровых ресурсов безработных, лиц с ОВЗ и пенсионеров;

в) важнейшими содержательными компонентами стартаппроекта являются: * система курсовых и лабораторных работ, часть из которых подготовлена (написана и защищена) на иностранном языке, в том числе, с привлечением специалистов сетевых сообществ; * система локальнорегиональных конкурсов профессионального мастерства и предметных олимпиад, в том числе, с использованием интернеттестирования и внешней независимой оценки уровня образовательных достижений студентов СПО; * продвижение нового «образа своего рабочего места», освоение этических норм профессиональной деятельности, развитие сетевых технологий и механизмов управления качеством жизни на основе концепции образования в течение всей жизни;

г) молодые выпускникипредприниматели и квалифицированные работники (рабочие, техники, ремесленники и т.п.) станут драйверами развития новых отраслей на конкретной российской территории, особенно в малых городах и сельских территориях.

На этой основе мы прогнозируем преодоление бутафории, имитации и фальсификации процессов и результатов образовательной и воспитательной деятельности.

Тема бутафории, имитации и фальсификации образовательной деятельности на всех уровнях не может игнорироваться научным, методическим, образовательным сообществами.

Сегодня по уровню профессионального образования РФ опережает страны с сопоставимым уровнем денежных доходов на душу населения. Это такой же ресурс, каким в последние 15 лет была нефть. Однако, принципиальная особенность среднего профессионального образования в отличие от высшего, которое капитализируется, в большей степени, в других странах, выпускники среднего профессионального образования реализуют свои квалификации/компетенции в региональных экономиках на российской территории.

Никитин М. В., в.н.с., д.п.н., проф.

Лаборатория профессионального образования «ИСРО РАО»

03.12.2019 г.

Источники и научные публикации:

  1. Бондаренко Н. В. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия. «Информационный бюллетень». – М.: НИУ «ВШЭ», 2018. – 32 с. – (Мониторинг экономики образования; № 12 (132).
  2. Дударев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Трудоустройство выпускников системы СПО: все еще омут или уже брод // Вопросы образования, № 1, — 2019. – С. 109.
  3. Ефимова С. А., Посталюк Н. Ю. Российские практики оценки квалификаций по рабочим профессиям (результаты сравнительного анализа) // Среднее профессиональное образование, № 6. – 2019. – С. 27 – 35.
  4. Наводнов В. Г., Чернова Е. П. Проекты интернет-тестирования в сфере образования: возможности использования и преимущества для ссузов // Среднее профессиональное образование. № 2, 2019. – С. 50 — 55.
  5. Никитин М. В. Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. — № 1. – С. 40 – 46.
  6. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: практикоориентированная монография / М. В. Никитин. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 260 с.
  7. Никитин М. В. Прикладная направленность возрождения семейного бизнеса на базе колледжа / Коллективная монография «Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка», Авторы-составители: С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян, — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. – С. 172.
  8. Никитин М. В., Ломакина Т. Ю., Аксенова М. А., Бычков А. В. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты // Среднее профессиональное образование. № 2, 2019. – С. 5 — 11. Первое место в конкурсе научных публикаций СПО.
  9. Нугуманова Л. Н., Шайхудинова Г. А. Концептуальные идеи подготовки высококвалифицированных рабочих в условиях проведения мировых чемпионатов WorldSkills / Коллективная монография «Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка». Авторы-составители: С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян, — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. – С. 116.
  10. Руднева Е. Л., Кочергин Д. В. Независимая оценка качества образования и анализ ее результатов (на примере системы СПО Кемеровской области) // Профессиональное образование в России и за рубежом, — № 4 (28). – 2017. – С. 35 – 46.
  11. Савицкая Н. Негосударственные высшие школы берут качеством. — Независимая газета, 13.02.2019 Источник: http://www.ng.ru/education/2019-02-13/8_7506_highschool.html
  12. Смирнов И. П. Когда отгремели фанфары: итоги ЮНИОРСКИЛЛС-2019 / «УГ», № 41, 2019. – С. 6.
  13. Смирнова Ю. Важно, чтобы к системе профессионально-общественной аккредитации было доверие и государства и работодателей // Качество образования, № 2. – 2017. – С. 4 – 10.
  14. Суглобов Е. А., Смирнова Е. В. Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие: монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 145 с. — Научная мысль). — DOI: https://doi/org/10/12737/1755-5
  15. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор) [Текст]: коллект. Моногр. / В. А. Болотов, И. А. Вальдман, Р. В. Горбовский и др.; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – 232 с.
  16. Поллок, Рой. Шесть дисциплин прорывного обучения. Как превратить обучение и развитие в бизнес-результаты / Рой В. Х., Поллок, Эндрю Мак К., Джеферсон, Келхун У. Уик. – М.: ЭКСМО, 2019. – 352 с.
  17. Мюллер, Д. Тирания показателей: как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти / Джерри Мюллер; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 266 с.

Добавить комментарий

К меню