Итоги Телемарафона

Итоги Телемарафона

Ассоциация участников рынка артиндустрии совместно с Телеканалом Царьград провели масштабный трехдневный марафон «Дни народных художественных промыслов». В студии канала побывали мастера и музыканты, преподаватели и директора предприятий.

Как оказалось, проблема сохранения нематериального наследия заострена в настоящее время, как никогда прежде. Традиционные народные художественные промыслы сегодня не востребованы с той функцией, которая существовала веками ранее. Изделия народных художественных промыслов меняются, чтобы соответствовать современному окружению человека. Но традиционное народное искусство в современном обществе может быть востребовано. Народная культура — это постоянно присутствующее и фундаментальное, исходное и основное условие жизни здорового русского общества. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования, общество утратит традицию.

Культурное заступничество, борьба за идентичность и Русский мир. Вот те беспокойные, насущные вопросы современности. На всех уровнях говорят о спасении и защите самостийной традиции Русского мира. Но не все его области защищены должным образом. Человек нынешнего времени несется на бешеной скорости по узкой колее урбанистической цивилизации. Попутно меняется мода, потребности растут соразмерно рекламе, приходящие ценности то возносятся на олимп, то осыпаются с него как с белых яблонь дым. И невольно память выдает грибоедовское: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

«Народные художественные промыслы нуждаются в перепозиционировании. Это не поделки и не сувениры на ярмарочных прилавках. Это истинные произведения искусства, понятные россиянину на генетическом уровне, несущие в себе покой и самобытную эстетику. Людям нужно дать возможность иначе взглянуть на народное искусство, не только как на историю, далекую и не всегда понятную. НХП — это наша современность! Давайте показывать красоту, учить понимать и разбираться в этом удивительном феномене российской культуры — народных художественных промыслах», — рассказала в эфире президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова.

Дулевский фарфор, вышивка, тобольская резная кость, ростовская финифть, палехская миниатюра, гжель, холмогорская резьба, вологодское и елецкое кружево, каслинское литье. Что они для нынешнего поколения? А до 1990-х годов прошлого века их хорошо знали и любили в Европе почти два столетия кряду. Весь творческий опыт многонационального русского мира распадался на части в лихие 1990-е. Отрасль художественной промышленности и область народного искусства испытывали жесточайший дефицит мастеров, их преемников и просто интересующихся прикладным искусством. Сама по себе традиция — понятие полифоническое, помимо преемственности ей необходимо развитие.

Народные художественные промыслы в нынешнем культурном пространстве — это прежде всего художники и мастера, передающие опыт молодому поколению. Уникальные технологии, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства — все это часть образования. Вопросы обучения, воспитания и просветительства, предпринимательства и занятости — все это «сквозные» темы глобальной системы образования. Фактически такому небольшому по объему, но важному по культурологической значимости предмету, как НХП, должно быть отведено свое место в образовательной среде. Русские промыслы не есть «художественная резервация», что существует вне времени и пространства. Очаги знаний народного прикладного искусства рассредоточены по всей стране. 128 образовательных организаций в 66 регионах России обучают будущих мастеров. Порядка 250 предприятий выпускают изделия народных художественных промыслов.

На выставке современной авторской матрешки, которая открылась в Музее Матрешки Фонда художественных промыслов РФ. Фото: Кирилл Виноградов/ТАСС
В деле возрождения русских ремесел невозможно отойти от вековых традиций. Разумеется, практически все производственные методы канули в прошлое, их затмили современные технологии, но художественное наследие бесценно. Так несколько веков процветает павловопосадская мануфактура, где, как зеницу ока, чтут и берегут секреты производства. Некоторые произведения фабрики стали классикой, полюбившейся не одному поколению русских красавиц. Имея фундаментальные традиции для творчества, мастера фабрики создают новые узоры, ориентированные на современную моду и дизайн. Наряду с классическими цветочными гирляндами в коллекциях появляются платки с авангардными рисунками. Бережно сохраняя традиции и вплетая в старые узоры новые мотивы, мастерицы павловопосадской мануфактуры вдохновляют современных художников по всему миру.

«Знание истории промысла позволяет сформировать ту необходимую добавленную ценность изделию, которая делает, например, из павловопосадского платка, по сути просто платка, настоящий артефакт. Если мы посмотрим на картины Кустодиева или Репина, то увидим русских красавиц именно в павловопосадском платке, и невольно возникает чувство гордости от того, что он и тебе доступен. Позвольте себе павловопосадский платок и научитесь его носить с гордостью», — считает Ирина Егорова.

Гордость русской народной культуры — гармонь. Уже несколько столетий ни свадьба, ни проводы, ни обычное народное гулянье не обходятся без гармошки. Клавишно-духовые язычковые инструменты, иными словами гармоники, в середине века XIX оказались необычайно популярны не только в России, но и в странах Старого Света. В Англии, например, этот инструмент называли концертино, в Австралии — аккордеон, в Германии — банданеон, в России — баян. Но все они — гармоники. Немудреный на первый взгляд инструмент потеснил все другие и поделил с балалайкой главенствующее место в русской народной музыкальной культуре. Вначале примитивная, имевшая ограниченные возможности и небольшой диапазон, гармоника за короткий срок прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения. К середине ХХ века инструмент обрел все необходимые качества и для исполнения классической музыки и получил прописку в концертных залах, в композиторском творчестве. Переплясы и частушки, импровизации и наигрыши, песня и гармонь — не разлей вода уже два столетия кряду.

Благодаря стойкости и упорству мастериц в наше время искусством русского кружева увлечены не десятки, не сотни, а тысячи мастериц. «Плетеи» настоящего времени — это «уютные в своем промысле» художницы, что противостоят натиску безликого масс-маркета. Они сплетают нити кружев от прошлого к будущему. Их труд не менее ценен, нежели работы великих живописцев, поскольку кружевницы не просто изображают, но создают и продлевают жизнь хрупкой традиции национального костюма. Под спокойный мерный стук деревянных коклюшек, под его незамысловатую мелодию рождаются тонкие, изящные узоры, что вплетаются в единое полотно истории. Проходят столетия, а кружево не утрачивает актуальности в мире моды и становится все более ценным атрибутом красоты. Его неувядаемая прелесть постоянно привлекает мир моды, авторы модных коллекций то и дело обращаются к искусному ремеслу.

Дымковская игрушка. Фото: Сергей Калинин /ТАСС

От поколения к поколению живет и Культура Крыма — феномен небывалого смешения многочисленных этносов Тавриды. В здешних национальных ремеслах сосредоточена история и древнее мастерство череды поколений. Полиэтнический характер народных промыслов Крыма обусловлен 125 национальностями и народностями — русские, крымские татары, болгары, армяне, караимы, евреи, крымчаки, греки, немцы, чехи, эстонцы, белорусы, грузины и многие другие.

Народные промысловики зачастую были и остаются потомственными мастерами. И в период Крымского ханства, и во времена Российской империи промысел всегда был благородным, уважаемым занятием и приносил хороший доход. В настоящее время проблема дохода приводит к поступкам, далеким от благородства. Многие предприятия в России и за границей эксплуатируют образы народного искусства для своих, исключительно коммерческих целей.

«Хотелось бы, чтобы государство услышало и поддержало нашу инициативу по сохранению народных художественных промыслов, через государственную регистрацию право владения художественно-стилевыми особенностями на себя. Речь идет только о тех промыслах, которые являются настоящими брендами России и безусловным достоянием страны. Для примера, скажу, что и хохлому, и гжель делают не только предприятия, имеющие статус НХП, проходящие художественно-экспертные советы, но и мастера-частники, небольшие фирмы. Случается, что выпускаются изделия с нарушением технологий, низким художественном уровнем. Все это приводит к тому, что на прилавках появляются изделия, которые не гарантирует покупателю свойств и ценности подлинных произведений народного искусства. Хочется быть уверенными, что если человек или фирма занялись конкретным промыслом, то они профессиональны в этом деле. Кроме того, наша инициатива позволит разработать понятные правила по использованию образов НХП в оформлении товаров или упаковок товаров широкого потребления. Российские предприятия довольно активно используют образы НХП для оформления своей продукции. Это и одежда, и постельное белье, и продукты питания, и многое другое. Узаконенные художественно-стилевые особенности дадут возможность развивать механизм лицензирования, сформировать правила использования столь любимых образов на упаковках и товаре, а за счет роялти привлечь в отрасль НХП значительные финансовые средства, которые можно будет направить на сохранение и развитие предприятий народных художественных промыслов.

Еще один важный аспект — это борьба с контрафактом. Предлагаемое решение является простым, понятным и действенным механизмы борьбы с нелегальной продукцией», — резюмирует Ирина Егорова.

В динамичном ритме, когда мимо проносятся шедевры и безделушки, утрачивается способность оценить что-то внутренним оком, принять душой. Нет возможности выудить настоящее из общего мутного потока. В условиях технократии и дегуманизации, поиска новых смыслов, в условиях мировоззренческой прострации, необходимо хранить базовые ценности. Высока ценность Красоты — хранилища народной памяти в сказаниях, языке, быте, строении. Красота — главнейшая духовная сила, движущая народами. Преемственное и непрерывное творчество народной души — русская традиция, без которой невозможно национальное самосознание. Обращаться к культурному наследию и словом, и делом — значит множить век Русского мира.

Не народные промыслы. Опознать подделку (в студии Вячеслав Долгов и Роман Федотов)

Под покровом традиции. Павлопосадский платок (в студии Виктор Зубрицкий и Вячеслав Долгов)

Единство Тавриды в многообразии. Кожевенное ремесло

Русский звук. Тульская гармонь (в студии музыкант Владимир Бутусов)

Дни народных художественных промыслов (в студии Дмитрий Колобов) — часть 1

Дни народных художественных промыслов (в студии Дмитрий Колобов) — часть 2

ИСТОЧНИК: www.tsargrad.tv

Поделиться