Стильное оформление живописи на холсте

Стильное оформление живописи на холсте

Эффект рамы-коробки прост, и в то же время убедителен в своей эстетичности. Мы решили продолжить тему, и обратились к западными багетчикам, чтобы узнать насколько популярны планшетные рамы в мире?

В Европе L-образный багетный профиль называют «теневым» потому, что благодаря возникающему небольшому пространству между рамой и картиной возникает тень, которая выделяет картину и одновременно «поддерживает» ее. Этот открытый вид оформления очень эффективен в дизайнерском отношении. В последние десять лет «теневой» багет снова стал очень популярен. Профили существуют во всевозможных вариантах, начиная с дорогих позолоченных рам и до модных блестящих лакированных профилей разнообразных расцветок. Сегодня рамы из этого багета присутствуют в образцах обрамления у всех багетных мастеров.

Изначально он использовался для оформления картин, написанных маслом или акрилом на холсте. Сегодня его применяют и для оформления постеров на холсте. Благодаря узкому пространству между картиной и рамой, возникает легкий оптический эффект парения в воздухе. Таким образом, с одной стороны, картина подчеркивается, и в то же время – четко ограничивается рамой, что создает эффект поддержки и защищенности.

Это открытый вид оформления. При этом рама из багетного профиля L-образной формы служит своего рода витриной. Картина помещается в готовую раму и закрепляется сзади. Важно, чтобы на торцах подрамника не было видно пустых не закрашенных кромок, гвоздей или скоб. Края можно закрыть хлопчатобумажной лентой подходящего цвета.

Увлекательная история

Трудно проследить историю появления этого особого и изначально очень простого багетного профиля. Откуда он произошел, кем придуман и впервые использован для оформления картин? Сегодня его применяют преимущественно для оформления современного искусства. В Европе он стал известен сначала как багет Гуггенхайма, так как, по всей вероятности, его впервые использовали во всемирно известном музее современного искусства Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Само здание музея привлекает внимание тем, что оно круглое (расположено на краю Централ Парка). Оно было спроектировано известным американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом в 1943 году по поручению промышленника, коллекционера предметов искусства и мецената Соломона Р. Гуггенхайма. После длительного периода подготовки и строительства музей был открыт в 1959 году. Примерно на это время приходятся и первые попытки оформления в планшетные рамы, поскольку по стилю они прекрасно подходят для оформления модернистских и абстрактных произведений искусства.

Это предположение подтверждает и сотрудница пресс-центра музея Саманта Вайс: «Музей Гуггенхайма часто связывают с последовательным использованием рам из «теневого» багета белого цвета. Это эстетическое новаторство непосредственно связано со вторым директором музея (1952-1960) Джеймсом Джонсом Свенейем, который стал экспериментировать с единством в оформлении в багет художественных произведений. Томас Мессер, третий директор музея (1961-1988), также выступал за использование простых белых или гладких позолоченных рам, впоследствии получивших всеобщую известность как багет Гуггенхайма. Традиция подобного оформления коллекций искусства модерна и современного искусства продолжается и до сегодняшнего дня. Исключением является коллекция Таннхаузера с произведениями XIX и начала XX века, которые выставляются в оригинальных, или воссозданных по образцу оригинальных, рамах».

Экспрессионисты и ранее были известны индивидуальными рамами, которые они частично делали сами для своих картин. Среди подобных рам были как разрисованные уникальные экземпляры, так и простой необработанный багет, выполнявший роль временной рамы. О временном характере современного «теневого» багета не может быть и речи. Разнообразные варианты этого багетного профиля снова заняли свое заслуженное место в багетных мастерских.

Разнообразие и индивидуальность

«Теневой» багет в Европе пользуется спросом у покупателей: «Это связано, в первую очередь, с ростом продаж картин на холсте, как оригинальных полотен, так и репродукций. Например, оптовые компании предлагают своим клиентам – багетным мастерским – не менее десяти видов готового «теневого» багета, а также заготовки профилей, которые, по желанию, клиент может заказать с индивидуальной отделкой. В наличии от 80 до 100 дополнительных цветовых решений», – рассказывает Райнер Клюбер, владелец оптовой фирмы «Клюбер-Гебира» из Шрисхайме.

Герберт Воллеб, представитель австрийской фирмы «Воллеб», производящей рамки и багетные профили, также может дополнить рассказ о происхождении L-образного багета: «Согласно известной нам информации «теневой» багет появился в США. Однако, нам точно неизвестно, когда он стал продаваться. Уже в конце 60-ых годов мы пополнили свою коллекцию образцами «теневого» багета, произведенного в США, кстати, мы используем его и до сих пор. Таким образом, наш багетный профиль арт. 2074, пожалуй, является самым первым в Европе. После посещения музея Гуггенхайма в Нью-Йорке в начале 80-х на выставке мы увидели другой вариант «теневого» багета, который впоследствии вошел в нашу коллекцию, под арт. 1100. Мы так его и назвали «профилем Гуггенхайма».

Современный алюминиевый багетный профиль «Либерти» происходит также от известной L-образной формы «теневого» багета. В ассортименте предприятия «Воллеб» присутствуют всего восемь различных профилей «теневого» багета различной ширины, высоты и обработки».

Равенсбургская мануфактура «Браухле», изготавливающая рамы для картин, также подтверждает выросший за последние годы спрос на «теневой» багет. «Речь не идет о буме, но заметна некоторая тенденция», – рассказывает Райнер Браухле. Он отмечает, что спрос на рамы из такого багета создают покупатели, которые несколько лет назад повесили на стены не оформленные в багет картины на холсте, и сегодня приходят, чтобы оформить их в раму из «теневого» багета. В ассортименте фирмы «Браухле» присутствуют как алюминиевые, так и деревянные багетные профили характерной L-образной формы. Алюминиевый профиль представлен в целом десятью моделями. Среди выполненных из дерева багетных профилей в наличии 20 видов трех профилей, продающихся метражом, и 17 видов четырех профилей, выполненных в виде готовых позолоченных рам. «Мы уже много лет предлагаем рамы из «теневого» багета. Багетные профили L-образной формы относятся к группе материалов, пользующихся наибольшим спросом. В нашей коллекции 80 видов данных профилей, но мы будем и далее расширять ассортимент», – рассказывает сотрудница фирмы-производителя багетных профилей «Шпагль» Катрин Пернпоинтнер. – «Относительно новыми в нашем ассортименте являются профили арт. 419 и арт. 618 из коллекции позолоченных профилей, обработанные настоящим золотом или серебром. Возвращение «теневого» багета можно объяснить тем, что это стало реакцией багетных мастеров на то обстоятельство, что несколько лет назад стало модным вешать картины, не оформленные в рамки. Помимо этого есть и другой фактор – жалко прятать за краем традиционной рамки несколько сантиметров картины, особенно у дорогих полотен». По мнению Катрин Пернпоинтнер, и в этом отношении «теневой» багет дает преимущество.

Поделиться