Техника СГРАФФИТО ПО ПОЗОЛОТЕ

Техника СГРАФФИТО ПО ПОЗОЛОТЕ

В арсенале традиционного искусства позолоты есть самые разнообразные техники декорирования и украшения для любых поверхностей. Сотрудница гамбургской мастерской позолоты Кирстен Бойстер рассказывает о технике сграффито по позолоте или так называемого «офорта». Эта техника не имеет ничего общего с техникой печати, носящей аналогичное название.

Изначально, сграффито – это техника процарапывания рисунка по оштукатуренным стенам. После высыхания штукатурки декор проступает на поверхности с еще большей четкостью. У золотильщиков техника сграффито означает, что рисунок наносится не на штукатурку, а процарапывается на слое краски, что позволяет создать тонкие декоративные эффекты. Техники декорирования в золочении подразделяются на пластичные, трехмерные и двухмерные. Сграффито по позолоте относится к двухмерным техникам золочения, аналогично гравировке и клеймению.

Декоративная техника сграффито по позолоте родилась с появлением первых картинных рам в эпоху Ренессанса. Это время характеризовалось возрождением классических идеалов римской и греческой античности. Первые сграффито по позолоте или первые офорты можно увидеть на изображениях мадонн, относящихся к XIV веку. Незадолго до этого живопись полностью отделилась от архитектуры и смогла развиться самостоятельно.

Особую роль в развитии техники сграффито по позолоте, сыграл период итальянского Ренессанса, где она получила широкое распространение. С ее помощью украшали и многочисленные роскошные декоративные рамы того времени. Примером тому могут служить и роскошные эдикулы, которые доминировали в некоторых частях внутренней отделки многочисленных церквей и часовен и считались декоративными элементами. Подобные красивые архитектурные рамы и табернакли стали определяющими для того периода в истории развития рамы. Они характеризовались не только внешними формами, в виде сцены с пилястрами, колоннами и фронтонами, но и дополнительным классическим декором. Орнаменты современных сграффито по позолоте также используют элементы классической античной архитектуры и часто представляют собой стилизованные листья аканта, завитки, вьющиеся растения или героев античных басен. Декор мог располагаться в виде украшений в углах рам и/или в середине.

Более ценные, чем картины

В дополнение стиля этой эпохи появилась новая плоская рама. Она состоит из узкого внутреннего и более широкого внешнего профиля, средняя часть которого часто украшалась техникой сграффито по позолоте.

Сграффито по позолоте до сегодняшнего дня олицетворяет часть той пульсирующей эпохи, которую характеризовало возвращение к античному гуманизму. Это время интересно также тем, что не только изготовление рам нашло признание, а рамы стали заказывать еще до написания картины. Роскошные рамы были очень дороги и нередко стоили дороже, чем сами картины.

Со времени возникновения техники сграффито она почти не измени-лась и, как и прежде, требует больших временных затрат и остается столь же роскошной, как и раньше. В связи с этим ее следует выбирать лишь в дополнение и поддержание оформляемого в рамку объекта.

Очарование техники сграффито заключается в интенсивном контрасте между светом и тенью, что переносит ее в конкретную плоскость материи «краска» и «золото».

Эффект инкрустации

Позолоченная поверхность, согласно старой традиции, сначала покрывается краской. После высыхания нанесенный на краску орнамент выцарапывается инструментом с острым кончиком, это может быть специальный грифель или остро заточенная деревянная ручка обычной кисточки. По завершении работы орнамент как тонкая позолоченная инкрустация просвечивает через слой краски.

Эта техника декора не сложная. Помимо бумажной кальки с нанесенным орнаментом не требуется никаких вспомогательных средств.

Она подходит для декора рамы, особенно при воспроизведении классических рам или на широком плоском багете.

Техника нанесения

Позолоченная блестящим или матовым золотом основа покрывается слоем краски. Контрастная золоту краска должна быть разведена водой до нужной консистенции.

После полного высыхания слоя краски на поверхность при помощи кальки и карандаша переносится орнамент. Затем, при помощи тонкого деревянного грифеля, орнамент процарапывается на слое краски. Эта работа требует прочувствования и, конечно же, навыков. По завершении работ тщательно процарапанный блестящий золотой орнамент проглядывает через более темный слой краски. Объект, или раму, при желании можно обработать дальше, но классические старинные рамы редко подвергались дальнейшей доработке.

Автор: Катя ЭФРОС
Поделиться