Вы тут
Главная > Гильдия выездных образовательных театров > Зачем системе образования нужны выездные образовательные театры?

Зачем системе образования нужны выездные образовательные театры?

Что такое выездной образовательный театр? Это театр, репертуар которого соответствует методическим программам общего и дошкольного образования. Это инструмент, с помощью которого педагог эмоционально окрашивает переданные детям знания.

Некоторые, ошибочно, считают, что любой выездной театр — образовательный. На наш взгляд это не так. Просто показать детям пьесу сегодня мало. Интернет и СМИ плотно вошли в нашу жизнь и стали доступны не только любым слоям населения, но и любым возрастам. Это привело к тому, что цифровая пресыщенность забирает у современного ребенка самое главное — мотивацию познавать мир.

Сегодня в России работают более 200 выездных коллективов. И это при всего 651-ом государственном театре! Точное количество подсчитать невозможно, т.к. выездные театры открываются и закрываются практически десятками по всей стране ежедневно. Этому есть причины и вытекающие из них последствия. Группы непрофессиональных людей сотрудничают с образовательными учреждениями под видом образовательного театра и театра в принципе. Как результат — уничтожают моральный облик и практическую ценность коллективной работы профессиональных актеров, режиссеров и драматургов.

Изучая воспитательно-образовательное значение театра, мы обратили внимание на историю одного коллектива в городе Ковентри, Великобритания. В 1965 году они создали программу театрализованного образования, которая предназначалась для детей с психологическими, физическими и мотивационными барьерами, мешающими освоению школьной программы. При поддержке городского совета театр организовал пробные показы спектаклей в 21 школе для 3000 детей и результаты оправдали ожидания — дети полноценно включились в образовательный процесс и показали результаты, сравнимые с обычными детьми.

Выездной образовательный театр как педагогический инструмент имеет ряд неоспоримых преимуществ: мобильность и доступность — наши спектакли в изготовлении проще и дешевле, чем у больших театров, поэтому мы предлагаем низкую стоимость билета и возможность ездить в любые населенные пункты с культурной инфраструктурой любого уровня. По данным ВЦИОМ, в 2016 году 79% опрошенных больше года не посещали театр. Барьером для них стали отсутствие времени, денег и театров в том месте, где они проживают. Людям некуда пойти! Выездные театры в состоянии закрыть эту проблему. 64% опрошенных в 2013 году были в театре не больше 1-2 раз в жизни, а то и никогда. Что говорить о детях? Выездные театры в состоянии закрыть и эту проблему.

Второе — широкий репертуар и, самое главное, эмоциональный контакт с детьми. И здесь очень важным моментом является то, что актеры — профессионалы. Дети на протяжении всего спектакля принимают непосредственное участие в сюжетной линии и даже могут повлиять на дальнейшее развитие сюжета. Более того, независимо от размера аудитории, каждый ребенок ощущает на себе персональное внимание актеров и чувствует свою личную значимость в раскрытии героев.

Недавно, на одном совещании, меня спросили, зачем выездным образовательным театрам строго профессиональные артисты. Я ответил примером. Когда у вас что-то болит, вы идете к доктору в больницу и надеетесь на профессиональное хирургическое вмешательство. Так же и с детьми, психологический контакт непрофессионального актера с ребенком может в дальнейшем иметь серьезные осложнения. И наоборот, взаимодействие опытных актеров с детьми может дать больше, чем ограниченный по времени и задачам классический урок.

Мы изучили рынок выездных театров и увидели, что десятки профессиональных частных коллективов в России готовы работать с детьми, выступая эмоциональным инструментом для педагогов. Для этого уже создана соответствующая экосистема: есть профессиональные актеры, режиссеры, драматурги и прочие представители театральных профессий; есть проверенные методики и технологии работы с детской аудиторией в возрасте от 3 до 17 лет; есть ди⁠ректора и педагоги, понимающие, что театр может дать больше, чем просто получасовую сказку. Нет важного элемента — понятного и прозрачного механизма сотрудничества выездных образовательных театров с образовательными учреждениями.

Сегодня учителю в одиночку крайне сложно передать детям знания в полном объеме, т.к. отсутствует, как говорил Сергей Казарновский, руководитель «Класс-Центра» в Москве, эмоциональный окрас этих знаний. Выездной театр в этой ситуации становится образовательным инструментом, помощником для педагога, который позволяет ребенку увидеть, почувствовать и испытать то, что он не успевает сделать во время классического урока.

Подведу итоги: выездным образовательным театрам нужны просветительская работа с педагогами и родителями, популяризация театрализованного образования, создание простого механизма сотрудничества с образовательными учреждениями и готовность образовательного сообщества к симбиозу с культурой.

Добавить комментарий

К меню