Вы тут
Главная > На чем учить? > Зарубежные подходы к развитию предпринимательских навыков посредством школьных и внешкольных ремесленных практик

Зарубежные подходы к развитию предпринимательских навыков посредством школьных и внешкольных ремесленных практик

Практики включения культуры, ремесел в учебные планы и, в целом, в образовательную повестку отличаются в разных странах. В этой связи становится сложно говорить о ярких страновых или региональных моделях. Тем не менее влияние искусства и творчества на развитие т. н. мягких навыков очень активно исследуется, и эти данные лежат в основе поддержки большого количества программ дополнительного образования по указанному направлению. Говоря о связке «искусство/дизайн/ремесленничество и предпринимательская грамотность», важно подчеркнуть существующий и ярко выраженный дефицит данных, в частности, демонстрирующих связь или корреляцию между занятиями ремеслом и развитием когнитивных и некогнитивных способностей. В целом, существует два фокуса или даже рамки, которые используется в контексте дискуссии о т. н. craft education (англ. обучение ремеслу): экономический и педагогический потенциалы. Есть данные о том, что чем выше уровень развития образовательной (школьной) среды, тем выше потенциал использования ремесленных технологий.

Важно сказать, что направление «craft education» — это создание продукта, уникального и пригодного для использования в реальных условиях, т. е. будет обладать функциональностью, в той или иной степени. Это главное отличие от занятий живописью или, шире, искусством в начальной школе. Среди практик или условных моделей можно выделить несколько подходов. Первый, как уже было сказано, craft education, который реализуют в первую очередь организации вне системы школьного образования – в основном, профессиональные организации для обеспечения преемственности разрабатывают программы обучения детей и подростков; тут мы видим тренд на проекты, включающие элементы детско-взрослой деятельности. Другой подход – интеграция технологий и содержания craft education в учебный план, особенно, на дошкольном уровне обучения и в начальной школе, например, в Великобритании и Австралии, где ремесло в той или иной мере выделено в отдельную категорию или группу в национальных учебных планах (куррикулумах). STEM/STEAM образование является тем каналом (подходом), который позволяет «легально» продвигать повестку обучения ремеслу в школьный учебный план. Здесь существует огромное количество практик и возможностей для кооперации с бизнесом или с некоммерческим сектором. Это направление наиболее распространено в основной и старшей школе, в т. ч. в программах дополнительного образования с «про-профессиональным» фокусом (например, стеклодувные мастерские или текстиль). Наконец, предпринимательская грамотность, обучение которой опирается на технологические (содержательные) возможности ремесел для формирования и развития навыков, которые традиционно относят либо к экономической, либо к предпринимательской грамотности. Например, в Великобритании существуют специальные программы, в т. ч. для детей дошкольного уровня, где они не столько монетизируют свою деятельность, сколько структурируют ее (бизнес-план используется как средство обучения проектам).

Для развития «мягких навыков», навыков 21-го века и новой грамотности, куда мы помещаем и предпринимательскую грамотность, средствами обучения ремеслу необходимо соблюдать ряд условий. В первую очередь, наличие рынка и инфраструктуры (оборудование и технологии). Здесь профессиональное сообщество обеспечивает или компенсирует отсутствие ресурсов у школы, в т. ч. сетевого характер (ярмарки, конкурсы, экспертное сообщество). Рынок или пространство сбыта также является ключевым элементом обеспечения устойчивости и эффективности интервенций, т. к. в создании реального продукта, как отмечалось выше, заключается особенность данного подхода. В США существуют специальные магазины, которые открываются совместно школой или округом и благотворительными организациями, доходы при этом делят; в школе это программы развития или внешкольные активности. Наконец, вовлечение местного сообщества рассматривается как дополнительный импульс к развитию культуры и традиции ремесленных активностей, а также как инструмент профилактики изоляции или обособления, в частности, детей-мигрантов.

В настоящее время можно говорить о росте интереса к практикам обучения ремеслу. Здесь мы говорим о направлениях изменений. Первый тренд – трансформация содержания: ребенок не просто создает тарелку, он должен уметь объяснить, «почему именно тарелку», он должен знать, какие бывают тарелки, из чего они создаются, какие существуют характеристики того или иного материала. Второй важный вектор – трансформация материалов: рамки (концепции) устойчивого развития, защита окружающей среды, новая экологическая грамотность, поэтому craft (ремесло) получает новый импульс: создается продукция, которая имеет индивидуальные характеристики и ценность, а также может отличаться многоразовым использованием. Важным является акцент на обеспечение благополучия (well-being), которое становится возможным, благодаря свободе выбора содержания и материалов. Наконец, фокус на создание образовательной экосистемы и вовлечение сообщества: взаимовыгодное сотрудничество (воспроизводство кадров и устойчивость воспроизводства профессионального сообщества), расширение содержания (предложений), а также усиление практического и контекстного аспектов обучения, когда дети понимаю, что создаваемые продукты могут быть использованы не только в рамках учебной ситуации, но и вне класса, в т. ч. быть полезными для сообщества, что повышает мотивацию, меняет климат и уровень вовлеченности.

Интеграция тематики (содержания) культуры и искусства в школьную жизнь и школьную среду, развитие навыков 21-го века – все это зоны или точки применения craft education, которое является эффективным инструментом в формировании и развитии самоидентификации, культурной и национальной идентификаций. Это не только инструмент творческого развития, но средство достижения школой целей формирования и развития новой грамотности, в т. ч. предпринимательской и экологической. Оно позволяет ребенку становится более успешным и конкурентоспособным в формате свободного и творческого поиска.

Иванов Иван,
аналитик Института образования ВШЭ,
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Добавить комментарий

К меню