Постановка амбициозных целей развития страны и усиление внимания Правительства РФ к созданию условий развития детей требуют новых согласованных усилий профессионального сообщества системы образования и российской индустрии учебного оборудования и средств обучения.
29 марта 2021 г. завершил свою работу Международный Онлайн-Форум для специалистов системы образования и социально-культурной сферы «Технологии в образовании», который ежегодно проводит Ассоциация участников рынка артиндустрии при поддержке Минпромторга России и в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив.
Подводя итоги Форума, начальник отдела индустрии детских товаров Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Ольга Чусовская отметила:
«Форум стал востребованной экспертной площадкой, нацеленной на обсуждение практических вопросов модернизации образования в Российской Федерации, которые нельзя рассматривать без интенсивного развития учебно-материальной базы образовательных организаций. И, в целях эффективного взаимодействия заказчика и производителя, Ассоциацией участников рынка артинудстрии при поддержке Минпромторга России для системы образования уже в этом году будет создан цифровой навигатор (реестр-маркетплейс) российских производителей учебного оборудования и средств обучения, который представит цифровой каталог учебного оборудования и средств обучения для организации и сопровождения освоения обучающимися программ общего образования (в том числе в дистанционном формате), а также их проектной и учебно-исследовательской деятельности».
Задача мероприятия состояла в налаживании конструктивного диалога по многообразию направлений развития системы образования между отечественными предприятиями индустрии учебного оборудования и средств обучения и профессиональным педагогическим сообществом, а именно:
- развитие системы дошкольного образования, как первого уровня общего образования, через обновление образовательной̆ среды и модернизации учебно-материальной базы;
- развитие содержания и технологий обучения основного общего и среднего общего образования;
- развитие системы дополнительного образования и воспитания детей;
- развитие инфраструктуры системы общего образования и новых подходов к формированию образовательной̆ среды и ее качества;
- развитие цифровой̆ трансформации сферы образования;
- создание эффективной̆ системы управления образовательными организациями.
Форум в полной мере предоставил ответы на вопросы:
- как систематически обновлять содержание общего и дополнительного образования с учетом современных достижений науки, технологий и российской индустрии учебного оборудования и средств обучения, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированных на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях;
- как предоставить обучающимся возможности пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям одновременно с получением среднего общего образования.
Современные технологии предоставляют ученикам новые возможности для развития навыков решения проблем, критического мышления и коммуникации, переносят их в различные контексты, позволяют размышлять и сравнивать свои суждения с мнением сверстников и сотрудничать с ними на темы, имеющие отношение к их жизни и с использованием привлекательных технологических инструментов.
На Международном Форуме для специалистов системы образования «Технологии в образовании» состоялся серьезный разговор с ведущими экспертами о нарастающей̆ роли технологий, современного учебного оборудования и средств обучения, о той действительности, которая подталкивая на изучение нового, требует пересмотра предметов изучения, иной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Свыше 200 спикеров из России, Германии, Австралии, Эстонии и Египта поделились своим опытом создания, внедрения и использования в практике современных технологий в области медиа, робототехники, нейро- и VR технологий, экологии, естественных наук, инженерного творчества и многих других направлений.
Учебное оборудование, средства обучения и воспитания — это очень важная часть образовательной среды.
В отсутствии на протяжении многих лет внимания к формированию учебно-материальной базы с опорой на отечественных производителей учебного оборудования и средств обучения, среда школы стала представлять собой по большей части эклектичный набор технических и компьютерных средств, программного обеспечения и методик обучения, не связанных с имеющимися образовательными ресурсами. Отсутствие системности и целостности образовательной среды, ее связи с современными образовательными технологиями и содержанием образования привело к низкой эффективности ее использования.
Ситуация усугубляется недостаточностью нормативной правовой базы в части регулирования качества и безопасности средств обучения и воспитания, национальных стандартов и требований к образовательной среде как единому образовательному комплексу. Отсутствует механизм внедрения новаций в образовательную среду с тем, чтоб они превратились в технологии обучения.
Целесообразно внедрить принципиально иной подход к формированию образовательной среды как единому образовательному комплексу, что позволит установить эффективное взаимодействие между российскими производителями учебного оборудования и средств обучения с системой образования страны.
«Мы не получим нового образовательного результата, если не станем по-другому конструировать образовательное пространство. Международные эксперты доказали и результаты PISA (Programme for International Student Assessment) показывают, что та образовательная среда, в которой происходит процесс обучения очень важный фактор. Уже стали говорить по всему миру, что образовательная среда — это третий учитель! Роль среды и компетенций по управлению образовательной средой, компетенций по управлению средствами обучения и воспитания выходят на первый план и нуждаются в развитии у всех, кто работает в системе образования»,
— отметил Алексей Благинин, директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.
«Целевая модель охвата детей дополнительным образованием, наверное, впервые так четко увязала вопросы расширения доступности дополнительного образования с вопросами развития инфраструктуры и содержания дополнительного образования. Нам важно, чтобы ребенок не просто числился в каком-то кружке или клубе, нам важно, чтобы он занимался в той самой образовательной среде — современной, качественной, безопасной, которая позволяла бы, в свою очередь, реализовывать современные передовые технологии в исследовательской, проектной, игровой деятельности»,
— сказал Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института развития образования НИУ ВШЭ.
Пришло время внедрять новые механизмы:
- учета и планирования обновлений учебно-материальной базы образовательных учреждений;
- учета обеспеченности образовательной организации средствами обучения и воспитания, а значит и планирования государственного заказа на них;
- оценки доступности (обеспеченности) технологий в рамках учебно-материальной базы для учителей и обучающихся;
- оценки частоты применения учебного оборудования, средств обучения и воспитания, их педагогико-эргономической эффективности;
- актуализации нормативной правовой базы для осуществления контроля качества, поставляемых в образовательные организации средств обучения;
- систему опережающего обучения педагогов работе с новым дидактическим инструментарием (средствами обучения и воспитания).
В рамках реализации национального проекта «Образование» руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача — обеспечить соблюдение правил приоритета российской продукции при осуществлении закупок для государственных нужд. Однако для потенциальных заказчиков оборудования отсутствует навигация не только по отечественным производителям учебного оборудования, но и самому оборудованию, средствам обучения и воспитания: какое оборудование и программные средства (по номенклатуре и техническим характеристикам) возможно закупать, какими в части качественного и количественного состава должны быть комплекты оборудования, как обеспечить наиболее эффективное внедрение поставляемого оборудования в учебный процесс для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, каковы критерии безопасности оборудования и т.д.
Отсутствие обоснованного заказа крайне негативно сказывается как на качестве образования, так и на развитии национальной индустрии учебного оборудования и средств обучения, в части касающейся:
- привлечения частного предпринимательства к решению актуальных задач системы образования;
- поддержки и стимулирования внедрения инноваций на всех этапах разработки и производства учебного оборудования, средств обучения и воспитания национальными производителями;
- конкурентоспособности России на зарубежных рынках учебного оборудования.
В целях эффективного взаимодействия заказчика и производителя необходима единая информационная платформа, которая позволяла бы на уровне муниципалитета, субъекта или федерального министерства иметь статистические данные по состоянию учебно-материальной базы, ее соответствия задачам, стоящим перед образовательной организации, сроку ее обновления. Отсутствие такой информации это отсутствие контроля за соблюдением норм обеспеченности образовательной деятельности и системой планирования расходов образовательной организации.
До сих пор законодательно не регламентирован срок эксплуатации средств обучения. Зачастую в школах используют оборудование, которое давно перестало быть актуальным.
«Наш сегодняшний Форум посвящен технологиям в образовании. Технологиям не только образовательным, не только технологиям обучения, но и системам поддержки в обучении родителей, в обучении детей, в обучении педагогического сообщества и управленцев. Мы говорим о целой линейке технологий и о системе обучения таким технологиям. Также под технологиями мы понимаем не только технологии обучения, но и технологии жизнеобеспечения образовательных организаций, т.е. на условия реализации образовательных программ. Говоря о технологиях нельзя не отметить и технологии управления, и здесь также есть своя специфика, которая должна найти отражение в том оборудовании, которое производится, потому что без оборудования, без материально-технического обеспечения, реализация педагогических технологий, даже самых замечательных задумок, практически невозможна либо потребует большего времени»,
— сказала в своем выступлении Инна Каракчиева, ведущий эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ.
В Форуме приняло участие свыше 10 000 работников системы образования и социально-культурной сферы из более чем 2400 городов и населенных пунктов 85 регионов России.
В подготовке программы Форума приняли участие предприятия индустрии учебного оборудования и средств обучения: Униматик, ВидеоДоска, Kids Animation Desk — Сиреневая мультстудия, Крисмас+, Научные развлечения, Элфорт, ГК Брейн Девелопмент/Роботрек, Амперка Роботс, Техностандарт — ОКЕАНИКА КИТ, ГК ГалСен, КиберТех, МГБот, БитрониксЛаб, Медиус, СПАНДПАК, Элти-Кудиц, Планета увлечений, ПК Луч, Омега Бот, Минибот, Центр инновационных технологий в образовании, Академия высоких технологий и др.
Для посетителей Форума было организовано 8 тематических залов:
Зал «Деловая программа»
- Трансляция от 25 марта 2021 г. «ДЕНЬ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ»
- Трансляция от 26 марта 2021 г. «ДЕНЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ и САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
- Трансляция от 27 марта 2021 г. «ДЕНЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и СЕРВИСОВ»
- Трансляция от 29 марта 2021 г. «ДЕНЬ ТЕХНОЛОГИЙ для ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (также заключительная пленарная дискуссия)
Зал «Технологии экологических практикумов»
Зал «Технологии STEAM»
Зал «Технологии моды»
Зал «Профориентация»
Зал «Медиатехнологии для педагогов»
Зал «Робототехника и VR»
Зал «Анимация и Кино»