Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Дизайн будущего образования

Дизайн будущего образования

Форум «Сильные идеи для нового времени», организованный Агентством стратегических инициатив и Фондом Росконгресс, проходит 11-13 ноября в Москве. За время подготовки было собрано около 15 тысяч идей для развития экономики, социальной и технологической сфер России.В числе парнеров Агентства стратегических инициатив, которые работали над субтреком «Школа. Дизайн будущего» направления «Новые компетенции», была Ассоциация участников рынков артиндустрии,

Идеи, заявленные по теме «Школа. Дизайн будущего», направлены на реализацию задач национального проекта «Образование», в том числе в рамках федеральных проектов «Современная школа» (внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология»), «Успех каждого ребенка» (формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся), «Цифровая образовательная среда» (создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней), «Учитель будущего» (внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций).

Результаты народного и экспертного голосований позволили выявить наиболее востребованные темы в сфере общего и дополнительного образования, а именно:

  • Новый дизайн содержания образования (новые грамотности, образовательные модули, система воспитания, оценочные процедуры);
  • Новый дизайн компетенций работников школы, системы сопровождения учителей (инструментов и сервисов), в том числе дополнительного профессионального образования.

Среди новых компетенций педагогических работников авторы идей обозначили: управление проектной деятельностью; компетенции в области интернет-безопасности, а также больших данных, школьной анимации, педагогического дизайна, блогерства, лингвоэкологии педагогического пространства, шахмат.

Были предложены и новые форматы повышения квалификации учителей, такие как: педагогические хакатоны, конкурсы, конструкторские бюро, виртуальные симуляторы, цифровые учительские, коучинг и др.

Идеи касались и тем:

  • Новый дизайн образовательной среды, учебного оборудования и средств обучения;
  • Новый дизайн цифровых сервисов и инструментов для системы общего образования;
  • Новый дизайн родительских компетенций, сервисов для родителей;
  • Новый дизайн дополнительного образования;
  • Новый дизайн дошкольного образования;
  • игровая деятельность в школе;
  • игропедагогика;
  • медиграмотность, развитие школьных СМИ;
  • изучение иностранных языков в школе;
  • экологическая грамотность;
  • поддержка семей с детьми с ОВЗ;
  • каникулярная педагогика.

11 ноября в рамках трека «Новые компетенции» Форума «Сильные идеи для нового времени» состоялась сессия «Дизайн будущего образования».

Модератором выступил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров. В дискуссии приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета, руководитель рабочей группы Кружкового движения НТИ, победитель конкурса «Лидеры России 2020» Дмитрий Земцов, генеральный директор образовательного портала Учи.ру Илья Паршин, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова, заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Анна Кузнецова, президент НП «Ассоциация участников рынка артиндустрии» Ирина Егорова и ученый, вулканолог, кандидат физико-математических наук, педагог дополнительного образования, основатель Музея вулканов «Вулканариум» Сергей Самойленко.

Будущее нашей страны во многом зависит от качества образования. Но возникают некоторые вопросы и сложности, потому что образование – одно из самых консервативных направлений. «С одной стороны, в этом есть определенные плюсы, потому что это означает сохранение качества образования, с другой стороны, разрыв между тем, что мы зачастую преподаем и тем, что происходит в реальной жизни, за пределами учебного заведения, сильно отличается», – отметил в своем вступительном слове Алексей Комиссаров.

Модератор сессии напомнил участникам встречи, что Президент России Владимир Путин поставил в 2018 году задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования. Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк считает, что наиболее эффективно эту задачу можно решить только в совокупности со всем заинтересованным сообществом.

«Уже сегодня сформирован запрос на новую школу, школу будущего. На наш взгляд, одна из целей такой школы – подготовить такие конструкторы, которые способны создавать новые общественные институты, грамотно преодолевать современные социальные конфликты, проектировать рациональный подход, вовлекая в решение проблем группы людей, стоящих на разных позициях. Это те самые гибкие навыки – soft skills, о которых сегодня очень много говорится, – отметил Виктор Басюк. Дети проводят достаточно большое количество времени в школе. И видится, что из нынешней замкнутой капсулы учебного заведения необходимо создавать условную «школу без стен», пространство которой раздвигает свои границы, в том числе за счет интернета и телекоммуникационных технологий».

По мнению заместителя Министра просвещения РФ, школа должна стать экосистемой сообществ, которая формируется как в стенах школы, так и за ее пределами, должна быть гибкая связь обязательного и дополнительного образования, внеурочной деятельности.

Алексей Комиссаров, продолжая дискуссию, представил прогноз, согласно которому 65% нынешних первоклассников будут работать по специальностям, которых сегодня еще просто не существует, и спросил у спикера готово ли к такому вызову профессиональное сообщество?

«Да, есть проблемное поле. Это подготовка учителей, начинать нужно с них, они – проводники всех новых изменений. У меня есть предположение, что профессиональную подготовку нужно будет менять в корне, ориентируя ребенка не на конкретную профессию, а на некий смысл его жизни, на жизненную траекторию, а уже в этой траектории он может выбирать себе набор профессий», – добавил Виктор Басюк.

Невозможно говорить о школе будущего в отрыве от ее учебно-материальной базы, которая с каждым годом становится все более технологичной, требует новых навыков от педагогов, но в то же время жизненный цикл технологий сокращается.  Поддержание актуальности, своевременное обновление учебно-материальной базы школы невозможно решить без мощной отечественной индустрии учебного оборудования средств обучения. «Было подано много идей по формированию среды для проектной деятельности, созданию территорий искусственного интеллекта в школе, детских заводов для предметной области «Технология», моделей организации экологических практикумов. Это комплексные образовательные решения, которые не только состоят из оборудования, это еще и курсы для подготовки педагогов, методики, лабораторные работы», – отметила  президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова. — «Важно формализовать индустрию учебного оборудования в отдельную отрасль. Это динамично развивающийся сектор экономики, количество производителей растет год от года и для их успешного развития необходима поддержка государства».

Подводя итоги сессии «Дизайн будущего образования», Алексей Комиссаров отметил, что все эксперты понимают, что образование должно меняться, чтобы соответствовать текущим и очень серьезным вызовам.

Добавить комментарий

К меню