Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Всероссийский Форум для специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура – детям»

Всероссийский Форум для специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура – детям»

В журнале «Традиции», Издательства «Союз художников», который относится к сохранению базовых традиционных ценностей — национальной идентичности, образования, культуры, семьи, принципов воспитания, обычаев — как основам развития современного общества, вышло интервью с президентом Ассоциации участников рынка артиндустрии в преддверии проведения Всероссийского Форума для специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям»  Егоровой Ириной Игоревной.

— Уважаемая Ирина, такое мероприятие проводится не первый год, есть ли ощущение, что эта деятельность способствует бОльшему развитию художественного и музыкального образования в стране. Заметна ли динамика в поддержке этих направлений со стороны представителей власти, появились ли какие-либо государственные программы?

— Ассоциация участников рынка артиндустрии создана в первую очередь для поддержки педагогов, которые посвятили свою жизнь важной миссии — привить любовь к творчеству и искусству детям. Сегодня система образования находится в процессе интенсивного и быстрого изменения. Кто только не борется за то, как лучше всего обучать учеников с ориентацией на их будущее и будущее страны. Все в поиске как и чему учить, какие программы убрать из образовательного процесса, а какие оставить. Наша зона ответственности показать регуляторам, какое место должно занимать общее художественное образование в этой реструктуризации образования. Нас беспокоит будет ли школа и дополнительное образование продолжать предлагать художественное образование или эти программы уязвимы? Станет ли оно современным и актуальным или все останется так как есть?

Что происходит сейчас. Федеральный компонент условно действующего в настоящее время государственного стандарта начального и основного общего образования включает в качестве обязательных предметов Изобразительное искусство и Музыку. Фактически их преподавание осуществляется до 7-8 класса, в некоторых случаях уступая место предмету Мировая художественная культура (далее — МХК). На каждый из двух предметов отводится 1 час в неделю. Это существенно меньше, чем в странах, определяемых как страны со средним уровнем развития и приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в «высокоразвитых странах», которым мы стремимся подражать в некоторых других отношениях.

Федеральный компонент стандарта среднего полного образования различает базовый и профильный уровни освоения тех или иных предметных областей, в том числе и искусства. Здесь художественный цикл представлен уже одним предметом – МХК на профильном уровне. В отличие от ряда других предметов, МХК не входит в число таких, базовое освоение которых обязательно для всех профилей. Это значит, что учащиеся других профилей (а их – огромное большинство), скорее всего, никогда не получат представления о художественной культуре человечества.

Можно констатировать, что в целом искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» — даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность. На практике далеко не в каждой школе регулярно ведется преподавание Изобразительного искусства и Музыки, а если какой-то из этих предметов вынужденно заменяется, то далеко не всегда предмет-заменитель имеет отношение к какому-либо искусству. При этом, очевидно желание руководства образованием сокращать художественный цикл или вытеснять его в область дополнительного образования.

Искусство в школе и доступность качественного художественного образования каждому ребенку до 17 лет так и не стало целью ни одной государственной программы, отсюда большие проблемы с кадровым потенциалом, финансированием программ по искусству, учебно-материальной базой.

А ведь искусство предлагает молодым людям уникальные возможности для понимания и создания своих собственных культурных и личных особенностей, стимулируют междисциплинарное изучение и совместное принятие решений, а также мотивируют к активному обучению и творческим исследованиям. Уникальная роль, которую образование в области искусств может сыграть в создании культуры мира, международного взаимопонимания, социальной сплоченности и устойчивого развития признана давно, однако сегодня общее и дополнительное художественное образование должно измениться исходя из социально-культурных потребностей, которые возникли и будут возникать в результате ускоренных технологических изменений.

Ассоциация участников рынка артиндустрии, как общественная организация, созданная для поддержки художественного образования приветствует национальные проекты «Культура» и «Образование», где много внимания уделено обновлению художественного образования и вопросам культурного развития. Однако мы знаем, что не всегда есть политическая и профессиональная воля интегрировать искусство в эффективное «образование для всех», искусства как жизненно важного инструмента для воспитания ответственных граждан.

Но очень радует, что проблема оснащения школ искусств, музыкальных и художественных школ стала одной из задач национального проекта «Культура», благодаря чему библиотеки пополнятся новым нотным материалом, будут закуплены музыкальные инструменты, а юные художники будут работать за новыми мольбертами.

 — Расскажите о Ваших партнерах и о тех людях, которые оказывают поддержку Вашей деятельности.

— Прежде всего хочу отметить огромный вклад в эту работу российских производителей товаров для творчества, изобразительного искусства и музыкальных инструментов. Бесценную помощь и поддержку нам оказывает Министерство промышленности и торговли Российской федерации.

— Можно ли говорить о том, что ситуация с пандемией и переходом обучения в онлайн, вывела обмен опытом и общение педагогов, методистов, разработчиков обучающих программ на другой, более интенсивный уровень.

— Всероссийский форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям» — это прежде всего сотрудничество и интеграция представителей образовательных, научных, общественных организаций и бизнеса, заинтересованных в развитии художественного образования, что всегда позволяло создавать яркое и мощное мероприятие, где профессиональное развитие специалистов происходит через изучение возможностей современных арт-материалов и новых технологий работы с традиционными, новых педагогических технологий и новых образовательных продуктов, комплексных и «готовых» решений, обеспечивающих повышение качества общего и дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности. Сила Форума в практико-ориентированности, общении, обмене опытом. К сожалению в этом году мы вынуждены уйти в онлайн, а возможности такого формата ограничены, но есть и плюсы — единая образовательная программа, дискуссионные площадки и интерактив сделает Форум не менее интересным и актуальным, а также в разы увеличит его аудиторию. Все кто по тем или иным причинам не мог позволить себе приехать в Москву, смогут подключиться в этот раз. Ждем всех с 28 по 31 октября 2020 г. на площадке мероприятия, а предварительная регистрация участников начнется 1 октября на сайте мероприятия www.культура-детям.рф.

— За время пандемии стали ли родители или сами дети участниками выстраивания образовательного процесса? Повлияло ли это на формат проведения вашего форума в этом учебном году, стимулировало ли задуматься о новых формах подачи материала?

— Сложный период, который мы вынуждены переживать в 2020 г. показал, на мой взгляд, эффективность онлайн-формата для самообразования или неформального образования, но для получения фундаментальных знаний или социализации ребенка он не годится. Что касается взаимодействия с педагогами или курсов повышения квалификации для них, то онлайн формат также проигрывает. Наш Форум, например, был единственной в стране площадкой, где педагоги развивали вторичную креативность — учились работать с новыми материалами для творчества, осваивали новые технологии. Они учились у лучших мастеров страны, как говорится, знания передавались из рук в руки, от мастера к ученику. В онлайне это невозможно. Остается надеяться, что Форум «Достояние России. Искусство и Культура — детям»  в онлайне  — это просто эпизод в его истории и 2021 г. вернет нас в привычную обстановку, где мы сможем встретиться лицом к лицу, получить удовольствие от общения друг с другом и получить невероятный заряд творческой энергии.

 

Добавить комментарий

К меню