ОВЗ. Какую продукцию выпускать?

Если вы выпускаете или планируете выпускать продукцию для детей с ОВЗ то эта информация для вас.

Классификация детей с ОВЗ

Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»

Категория Восприятие Мышление Речь Память Внимание Движения Поведение
Нарушение зрения
● незрячие и слабовидящие
● органическое поражение зрительного анализатора
● не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
● нет полноты, целостности
● осязательно-двигательное и двигательно-слуховое
● сужены понятия
● нет целостности
● не имеют обоснованных суждений и заключений
● словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих
● практически-действенное при действии с предметами
● медленное развитие
● несоответствие слов и образов
● формализм
● быстрое забывание
● ограниченный объем
● медленное запоминание
● плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная
● развитая словесно-логическая
● преобладание непроизвольного
● переключение на второстепенные объекты и рассеянность
● утомляемость
● низкий объем ● хаотичность и отсутствие целенаправленности
● трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков
● снижена двигательная активность
● нет точности и координации
● двигательная расторможенность
● отсутствие целеустремленности и сдержанности
● суетливость
● низкая дисциплина и неорганизованность
● конфликтность
● возможен невроз в виде неврастении
Нарушение слуха
● глухие и слабослышащие
● двустороннее нарушение слуховой функции
● речевое общение затруднено или невозможно
● нарушен вестибулярный аппарат
● доминирует зрительное
● развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов
● дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность
● снижены  аналитические способности
● неумение выделять свойства и отношение объектов, их  название
● наглядно-действенное
● отсутствие внутренней речи
● отсутствие речи  при планировании
● нет логичности и последовательности
● выделение не главного, а частностного
● хорошая наглядно- образная
● отсутствие слуховой
● отсутствие слухового внимания
● концентрация на губах говорящего
● устойчивость зависит видов деятельности
● трудность переключения
● плохая координация и неуверенность
● медленное овладение двигательными навыками
● трудность в сохранении статического и динамического равновесия
● не развита пространственная ориентировка
● медлительность
● проблемы с мелкой моторикой
● нет согласованности и переключаемости
● ригидность, импульсивность, эгоцентричность
● аккуратность, трудолюбие
Задержка психического развития (ЗПР)
● замедлен темп формирования высших психических функций
● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы
● интеллектуальная недостаточность
● нет целостности и последовательности
● затруднения при новых ракурсах
● снижена познавательная активность
● наглядно-действенное
● нарушены пространственные представления
● преобладание анализа
● инертность и регидность
● смещение с главного на частности
● бессвязность, нет логики, ясности
● бедность лексики
● низкий объем и скорость
● преобладание наглядной
● непродуктивность непроизвольная
● нарушена механическая
● неустойчивость и отвлекаемость
● сниженная концентрация
● трудность  переключения и распределения
● замедленное развитии
● нечеткость и нарушение регуляции
● импульсивность и резкая расторможенность
● плаксивость
● негативизм
● агрессивность
Нарушение интеллектуального развития
● умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность, дебильность)
● органическое поражение головного мозга ведет к  нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития
● искажение образов
● отсутствие перестройки
● нет осмысленности, целостности, избирательности
● поверхностность
● вялость процессов
● нет  обобщений, сравнений, оценки
● снижено наглядно-действенное, наглядно-образное словесно-логическое
● анализ беден и  фрагментарен
● отсутствие внутренних взаимосвязей
● неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны
● задержка понимания речи
● дефицит слов
● трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании
● лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию ● низкая устойчивость
● трудность распределения и замедленность переключения
● >быстрая отвлекаемость
● затруднена пространственная ориентировка
● задержка формирования  двигательных навыков
● низкая двигательная активность
● нет точности и координации
● двигательная расторможенность
● безынициативность, неумение самостоятельно действовать
● импульсивность
● повышенная возбудимость
● подчиненность
● слабость собственных намерений
● стереотипность
● сниженная самооценка
● диструктивность
Тяжелые нарушения речи
● нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия –  отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия –  трудность овладения чтением; заикание)
● разные психофизические отклонения
● нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического
● трудность восприятия при усложненных условиях
● снижена целостность
● поверхностность
● отставание словесно-логического
● трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения
● отсутствие речи или невнятность
● неправильность произношения звуков
● расхождение между звуком произносимого слова и его образом
● снижена вербальная
● сохранена логическая и смысловая
● низкая продуктивность
● неустойчивость
● ограниченность в распределении
● нет координации и ловкости
● медлительность
● нарушения тонкой и мелкой моторики
● заниженная или неадекватно завышенная самооценка
● раздражительность и обидчивость
● смена интересов
Нарушения опорно-двигательного аппарата:

● ДЦП и поражение спинного мозга.
● органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений.

● трудность восприятия формы и объема ● сложность с абстрактными и пространственно-временными понятиями
● замедленность
● нарушена артикуляция
● искажение фонетического произношение звуков или их замена
● нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки
● медленное увеличение лексики
● недоразвитие устной речи
● слабая образная
● хорошая механическая
● трудность опосредованного запоминания
● плохая сосредоточенность и  концентрация ● патология перераспределения мышечного тонуса
● снижение силы мышц
● нарушение взаимодействия между категориями мышц
● движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему
● повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия
● чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам
● инфантилизм и эгоцентричность
● неподчинение требованиям коллектива
Расстройство поведения и общения:
● разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
● психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков
РАС
● дезорганизовано
● фрагментарно, нет целостности
СДВГ
● неполная обработка входящей информации
РАС
● не понимают подтекста
● осмысление с одного ракурса
● трудности обобщения и абстрагирования
СДВГ
● цикличность:периоды активности и восстановления
● при восстановлении перестают осмысливать информацию
РАС
● иногда не понимают значение
● богатая лексика, но мало используется
● затруднения с диалогами
● повторяют только что сказанное другим  («эхолалия»)
● говорят, не слушая других
СДВГ
● задержка развития
● недостаточная артикуляция
● замедление или ускорение речи
РАС
● мехническое запоминание
СДВГ
● снижена
● забывание информации в период восстановления
РАС
● развитое непроизвольное и минимум произвольного
● лучше воспринимают обращение к другим
● замедленность
● нет концентрации
СДВГ
● нет концентрации
● легко отвлекаются
РАС
● трудности ориентации в пространстве и с равновесием
● нет согласованности движений двух сторон тела
● непроизвольные движения
СДВГ
● нарушение тонкой и мелкой моторики
● низкая координация и неуклюжесть
РАС
● стереотипность
● избегание контактов
● отрешенность  от мира
● закрытость
● агрессивность
СДВГ
● говорливость и суетливость
● конфликтность
● негативизм
Комплексное нарушение развития
Имеют сочетание двух или более первичных нарушений
● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях
Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями

Все категории детей с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.

● Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения
● Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения
● Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения
● Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды
● Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы
● Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.

Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:

I вид: для слабослышащих и глухих.
II вид: для глухонемых
III-IV вид: для слепых и слабовидящих
V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании
VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)
VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР
VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).

Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей

Смотрите также вебинары «Реализация инклюзивного образования в школе»

Лариса Новицкая. Психолог, коуч
Источник: www.rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

К меню