Если вы выпускаете или планируете выпускать продукцию для детей с ОВЗ то эта информация для вас.
Классификация детей с ОВЗ
Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения. Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы.
Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»
Категория | Восприятие | Мышление | Речь | Память | Внимание | Движения | Поведение |
Нарушение зрения ● незрячие и слабовидящие ● органическое поражение зрительного анализатора ● не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. |
● нет полноты, целостности ● осязательно-двигательное и двигательно-слуховое |
● сужены понятия ● нет целостности ● не имеют обоснованных суждений и заключений ● словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих ● практически-действенное при действии с предметами |
● медленное развитие ● несоответствие слов и образов ● формализм |
● быстрое забывание ● ограниченный объем ● медленное запоминание ● плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная ● развитая словесно-логическая |
● преобладание непроизвольного ● переключение на второстепенные объекты и рассеянность ● утомляемость ● низкий объем ● хаотичность и отсутствие целенаправленности |
● трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков ● снижена двигательная активность ● нет точности и координации ● двигательная расторможенность |
● отсутствие целеустремленности и сдержанности ● суетливость ● низкая дисциплина и неорганизованность ● конфликтность ● возможен невроз в виде неврастении |
Нарушение слуха ● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции ● речевое общение затруднено или невозможно ● нарушен вестибулярный аппарат |
● доминирует зрительное ● развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов ● дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность |
● снижены аналитические способности ● неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ● наглядно-действенное |
● отсутствие внутренней речи ● отсутствие речи при планировании ● нет логичности и последовательности ● выделение не главного, а частностного |
● хорошая наглядно- образная ● отсутствие слуховой |
● отсутствие слухового внимания ● концентрация на губах говорящего ● устойчивость зависит видов деятельности ● трудность переключения |
● плохая координация и неуверенность ● медленное овладение двигательными навыками ● трудность в сохранении статического и динамического равновесия ● не развита пространственная ориентировка ● медлительность ● проблемы с мелкой моторикой ● нет согласованности и переключаемости |
● ригидность, импульсивность, эгоцентричность ● аккуратность, трудолюбие |
Задержка психического развития (ЗПР) ● замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы ● интеллектуальная недостаточность |
● нет целостности и последовательности ● затруднения при новых ракурсах |
● снижена познавательная активность ● наглядно-действенное ● нарушены пространственные представления ● преобладание анализа ● инертность и регидность ● смещение с главного на частности |
● бессвязность, нет логики, ясности ● бедность лексики |
● низкий объем и скорость ● преобладание наглядной ● непродуктивность непроизвольная ● нарушена механическая |
● неустойчивость и отвлекаемость ● сниженная концентрация ● трудность переключения и распределения |
● замедленное развитии ● нечеткость и нарушение регуляции |
● импульсивность и резкая расторможенность ● плаксивость ● негативизм ● агрессивность |
Нарушение интеллектуального развития ● умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность, дебильность) ● органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития |
● искажение образов ● отсутствие перестройки ● нет осмысленности, целостности, избирательности ● поверхностность |
● вялость процессов ● нет обобщений, сравнений, оценки ● снижено наглядно-действенное, наглядно-образное словесно-логическое ● анализ беден и фрагментарен ● отсутствие внутренних взаимосвязей |
● неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны ● задержка понимания речи ● дефицит слов ● трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании |
● лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию |
● низкая устойчивость ● трудность распределения и замедленность переключения ● >быстрая отвлекаемость |
● затруднена пространственная ориентировка ● задержка формирования двигательных навыков ● низкая двигательная активность ● нет точности и координации ● двигательная расторможенность |
● безынициативность, неумение самостоятельно действовать ● импульсивность ● повышенная возбудимость ● подчиненность ● слабость собственных намерений ● стереотипность ● сниженная самооценка ● диструктивность |
Тяжелые нарушения речи ● нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия – трудность овладения чтением; заикание) ● разные психофизические отклонения |
● нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического ● трудность восприятия при усложненных условиях ● снижена целостность ● поверхностность |
● отставание словесно-логического ● трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения |
● отсутствие речи или невнятность ● неправильность произношения звуков ● расхождение между звуком произносимого слова и его образом |
● снижена вербальная ● сохранена логическая и смысловая ● низкая продуктивность |
● неустойчивость ● ограниченность в распределении |
● нет координации и ловкости ● медлительность ● нарушения тонкой и мелкой моторики |
● заниженная или неадекватно завышенная самооценка ● раздражительность и обидчивость ● смена интересов |
Нарушения опорно-двигательного аппарата:
● ДЦП и поражение спинного мозга. |
● трудность восприятия формы и объема |
● сложность с абстрактными и пространственно-временными понятиями ● замедленность |
● нарушена артикуляция ● искажение фонетического произношение звуков или их замена ● нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки ● медленное увеличение лексики ● недоразвитие устной речи |
● слабая образная ● хорошая механическая ● трудность опосредованного запоминания |
● плохая сосредоточенность и концентрация |
● патология перераспределения мышечного тонуса ● снижение силы мышц ● нарушение взаимодействия между категориями мышц ● движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему |
● повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия ● чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ● инфантилизм и эгоцентричность ● неподчинение требованиям коллектива |
Расстройство поведения и общения: ● разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ● психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков |
РАС ● дезорганизовано ● фрагментарно, нет целостности СДВГ ● неполная обработка входящей информации |
РАС ● не понимают подтекста ● осмысление с одного ракурса ● трудности обобщения и абстрагирования СДВГ ● цикличность:периоды активности и восстановления ● при восстановлении перестают осмысливать информацию |
РАС ● иногда не понимают значение ● богатая лексика, но мало используется ● затруднения с диалогами ● повторяют только что сказанное другим («эхолалия») ● говорят, не слушая других СДВГ ● задержка развития ● недостаточная артикуляция ● замедление или ускорение речи |
РАС ● мехническое запоминание СДВГ ● снижена ● забывание информации в период восстановления |
РАС ● развитое непроизвольное и минимум произвольного ● лучше воспринимают обращение к другим ● замедленность ● нет концентрации СДВГ ● нет концентрации ● легко отвлекаются |
РАС ● трудности ориентации в пространстве и с равновесием ● нет согласованности движений двух сторон тела ● непроизвольные движения СДВГ ● нарушение тонкой и мелкой моторики ● низкая координация и неуклюжесть |
РАС ● стереотипность ● избегание контактов ● отрешенность от мира ● закрытость ● агрессивность СДВГ ● говорливость и суетливость ● конфликтность ● негативизм |
Комплексное нарушение развития Имеют сочетание двух или более первичных нарушений |
● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях |
Все категории детей с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.
● Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения
● Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения
● Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения
● Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды
● Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы
● Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.
Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:
I вид: для слабослышащих и глухих.
II вид: для глухонемых
III-IV вид: для слепых и слабовидящих
V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании
VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)
VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР
VIII вид: при умственной отсталость. (По окончании выдается справка).
Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей
Смотрите также вебинары «Реализация инклюзивного образования в школе»
Лариса Новицкая. Психолог, коуч
Источник: www.rosuchebnik.ru