Вы тут
Главная > На чем учить? > Почему надо инвестировать деньги семьи в творчество?

Почему надо инвестировать деньги семьи в творчество?

Семья — это сложное общественное явление. Специфика и уникальность ее в том, что она собирает в себе практически все стороны человеческой деятельности и выходит на все уровни общественной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. Поэтому не случайно наш разговор пойдет о роли семьи в развитии творческих способностей ребенка.

Многие исследователи полагают, что современное общество коренным образом изменило детство, при этом отмечается значительное ухудшение в творческом развитии. Многие люди предполагают, что творчество — это врожденный талант, что дети не одинаково умны и креативны, но на самом деле, креативность — это способность, которую родители могут помочь своим детям развивать! Креативность — это ключ в современном мире к успеху почти во всем, что мы делаем, ключевой компонент здоровья и счастья, хотя пока в системе образования она явно не является приоритетом. Поэтому компетентные родители понимают роль семьи в грамотно организованных занятиях творчеством с детьми. Они понимают, что у творчества есть экономическая ценность, т.к. потраченный рубль на искусство и творчество не означает, что это потерянный рубль на науку. Дизайнеры и художники формируют глобальную культуру бизнеса и должна быть инфраструктура, помогающая оттачивать природные способности с детства, и одна из них семья.

Но пока, к сожалению, можно констатировать, что родители, сами того часто не понимая, «убивают» воображение собственных детей. Им скучно, они требуют внимания, а родителям некогда, и многие родители находят очень удобный способ — включить мультфильм или дать ребенку современную игрушку, которая и поет, и рассказывает. Важно то, что ребенок и в том и другом случае невольно попадает в ситуацию пассивного созерцателя, но задача решена – родители могут спокойно заниматься своими делами. Игрушки быстро надоедают, и родители инвестируют средства семьи в новые игрушки, и еще, и еще… В результате в современной психологии появились такие понятия как «искусственная задержка развития» и «сенсорный голод».

Родители должны очень хорошо понимать, что развитие ребенка идет исключительно через действие, черед предметную деятельность. Последние научные исследования говорят о том, что обучаемость ребёнка достигает своего пика в 3 года, а потом постепенно снижается в течение жизни, что инвестиции в развитие естественного интеллекта в дошкольном возрасте самые эффективные. Именно они во многом определяют успешность ребенка не только при обучении в школе, но и будущей профессиональной деятельности.

Искусство традиционно является важной частью развития ребенка. Художественные занятия и мероприятия способствуют «всестороннему развитию» ребенка с раннего детства. В свое время Ф.Фребель (немецкий педагог, теоретик дошкольного образования) говорил, что основное назначение человека— это раскрытие его творческих задатков. Более века спустя родителей также волнует все, что способствует развитию когнитивных, социальных и двигательных способностей детей. Более того, в эпоху высоких технологий, цифровизации и намечающегося противостояния искусственного и естественно интеллекта человечество получило уникальную возможность – «обратиться к человеческому в человеке» — креативности и эмоциональному интеллекту.

Искусство помогает детям развиваться во многих областях: физическое, социальное, когнитивное и эмоциональное развитие, воображение и эксперименты, предпринимательская и финансовая грамотность … Художественное образование помогает стать успешным и в технологическом мире. Ведь инженер — не только математик, но и художник, потому что все что он делает должно быть красиво!

Не менее важно для ребенка и социально-эмоциональное развитие. Знакомство с чувственным миром человека – это необходимый этап развития ребенка. Это удовлетворение приходит от экспериментов с материалами, с которыми они работают. Выбирая материалы и решая, что он с ними будет делать, ребенок получает редкую возможность – принимать самостоятельное решение и делать самостоятельный выбор! Поэтому материалов должно быть много, но они должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Искусство жизненно важно для развития познавательных способностей детей. Исследования, проведенные в разных странах мира доказали, что дети, занимавшиеся искусством в возрасте 3-5 лет имеют более высокие вербальные и познавательные способности, чем их сверстники, не занимающиеся художественным творчеством. Визуальное искусство развивает не только интеллектуальные и интуитивные способности, но и формирует эстетический вкус! В Канаде 5-7-летние «отстающие» дети, которые получали специальные музыкальные и художественные программы, в дополнение к стандартной учебной программе, догнали своих сверстников в чтении и превзошли их в математике уже после 7 месяцев обучения по этим программам. Эксперимент в 80-е годы проводился и в СССР, тогда было внедрено в практику 3 часа ИЗО в неделю. Он показал, что к концу года экспериментальный класс обогнал по успеваемости своих ровесников. Но методики нашей системы образования до сих пор в основном построены на организации изобразительной деятельности по четкому образцу, заданному педагогом, а значит те преимущества, которые для развития ребенка может дать искусство можно реализовать в основном в семье. Для этого родителям надо знать «природу» и этапы развития креативности. Ведь креативность развивается неравномерно, пики ее развития приходятся на 3,5-5 лет и 13-14 лет. «Первичная» креативность дошкольника связана c развитием важнейших интеллектуальных функций, развивается в основном через свободную творческую деятельность и эксперименты с художественными материалами, а задача родителей не упустить этот важный этап в развитии ребенка.

Искусство позволяет развивать ребенка с самого раннего детва, и огромную роль играет развитие мелкой моторики. Для малышей занятия с художественными материалами это сенсорная разведка. Изучать художественные материалы в этом возрасте очень важно, т.к. это те эксперименты, которые позволяют познать окружающий мир. Занимаясь изобразительным творчеством, малыши развивают большую и малую группы мышц, формируются когнитивно-моторные навыки – напрямую связанные с развитием интеллекта и креативности.

Существует миф, что заниматься изобразительной деятельностью можно на чем угодно: на карандашах, которые не рисуют и не точатся, на фломастерах, которые высыхают в процесс работы, или вообще можно строить творческий процесс только на листьях, шишках, пустых бутылках и других бросовых материалах. Родителям важно помнить, что удовлетворение эмоционального голода для людей не менее важно, чем удовлетворение потребности в пище. Маленькие дети испытывают чувство эмоционального удовлетворения, когда занимаются изобразительной деятельностью, моделируют из пластических материалов, рисуют карандашом или делают коллажи, а когда удается создать что-то красивое, то это делает их счастливыми! Но разве интересно рисовать не рисующим и красить не красящим! Задача родителей — создать такие условия для изобразительной деятельности, которые подходят уровню развития ребенка и обеспечить качественными и безопасными материалами.

На сегодня можно выделить 3 группы художественных материалов:

• Художественные материалы для самых молодых художников (1-3 года), которые изучают свой мир.
• Художественные материалы для детей 3-5 лет, которые являются восторженными художниками и учениками.
• Художественные материалы для детей в возрасте 6 лет и старше, которые осваивают инструменты и технологии работы с различными материалами.

Малыши в 12-18 месяцев любопытны, у них начинает развиваться мелкая моторика и они уже могут множество функций выполнять руками. Они активно исследуют мир через чувства: зрение, слух, осязание, обоняние. Детям этого возраста нужны инструменты размер которых соответствует детской ручке — толстые, но легкие и крепкие, а материалы для творчества должны быть безопасны и качественны.

В 19-23 месяца дети обычно делают большой рывок: у них резко возрастает способность выражать свои мысли и желания при помощи слов, звуков, жестов, картинок и т.д. Появляется репрезентативное мышление или мышление символами — это последний базовый визуально-пространственный навык, необходимый для освоения более высоких мыслительных уровней. Появляются очень важные пробы творчества, которые родители часто называют «каракули». Они становятся его невербальным средством самовыражения и развивают мышечный контроль, который необходим для следующего этапа развития. Для детей этой возрастной группы нужны восковые мелки или фломастеры (на водной основе), эргономичные для детской руки, легкие, безопасные и удобные.

В 2 года ловкость рук и мелкая моторика развивается, появляется возможность выражать себя через творчество. Диапазон художественных материалов значительно увеличивается из-за когнитивных и физических возможностей (хотя дети еще могут брать посторонние предметы в рот). Они любят изучать текстуру материалов, делать цветные пятна, появляются первые прямые линии и круги. Для детей этой возрастной группы нужны крупные, удобные для удержания восковые мелки и фломастеры, мягкие виды пластических материалов для лепки, нетоксичные пальчиковые краски, большие кисти. Не раскраски, которые требуют навыков и моторики которой еще нет, а БОЛЬШИЕ ЛИСТЫ БУМАГИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ МОЛЬБЕРТЫ.

В 3 года дети говорят о своих творениях, относятся к ним как к символам. Многократно повторяют аналогичные формы практикуясь и исследуя мир с помощью искусства. Им очень интересны разнообразные материалы, которые являются тактильным стимулятором. Они учатся обращаться с ножницами и клеем, продолжают развивать мелкую моторику. Учатся комбинировать различные материалы, проявляя удивительную фантазию. Главное им не мешать, не давать лишних советов и тогда закладываются те самые основы «первичной креативности», идет интенсивное формирование интеллектуальных способностей! Для детей этой возрастной группы нужны крупные, удобные для удержания восковые мелки и фломастеры (на водной основе и не засыхающие без колпачка), мягкие виды пластических материалов для лепки, нетоксичные темперы. Дети 3 лет с удовольствием пишут и рисуют на доске мелом.

В 4-5 лет ребёнок начинает понимать, что его изделия предназначены для показа, демонстрации. Их очень привлекают материалы, которые создают интересные эффекты. Им нравится использовать не только восковые мелки и фломастеры, но и кисти, краски, бумагу разных размеров, фоам, блестки, пряжу, помпоны. Они уверенно нанизывают бусы на струну, делают простые швейные операции, используют миниатюрные ткацкие станки, применяют штампы и штемпельные подушки с нетоксичными чернилами. Они могут манипулировать с массами для лепки, моделировать из полимерного теста, использовать стеки и другие инструменты, писать или рисовать мелом, но тонкими восковыми мелками и цветными карандашами могут пользоваться ТОЛЬКО С 5 ЛЕТ!

Дети 6-8 лет больше всего заинтересованы в экспериментах и в изучении мира через искусство. Их привлекает высокий уровень реализма. Они активно пользуются различными художественными материалами, но особенно теми, которые позволяют достигать сложных и интересных эффектов, которые позволяют творить, то есть те, которые не диктуют детям как их поделка или рисунок должны выглядеть. Охотно изучают технологии работы с различными материалами, могут следовать простым инструкциям, входящим в наборы для творчества. Их уже интересует фотография, создание мультфильмов и простое ювелирное искусство, типа бисероплетения. Им нравится использовать цветные карандаши, пастель, акварель, альбомы для рисования, трафареты, более острые ножницы, все виды художественной бумаги, печатное оборудование, фото и видеокамеры, миниатюрные ткацкие станки, гипс, папьемаше, полоски кожи… Они начинают понимать, что декоративно-прикладное искусство — это «взрослое занятие», что дня качества продукта необходимо МАСТЕРСТВО!

Родителям важно понимать, что творчество невозможно по расписанию, оно требует времени и увлекает, а значит для ребёнка материалы для творчества должны быть доступны по желанию ребенка. Слишком большой выбор материалов может привести в замешательство, но это отличный способ научить принимать решение! Создайте зону для творчества, ограничения в пространстве помешают ребенку получить настоящее удовольствие от рисования, лепки и т.д.

Несколько советов о том, как организовать такие занятия с ребенком:

1. Создайте в доме творческую атмосферу.
2. Предоставьте ресурсы, необходимые для творчества.
3. Демонстрируйте убедительный пример радостного восприятия и поиска собственных новых идей и достижений.
4. Приготовьтесь к беспорядку.
5. Избегайте указаний.
6. Поощряйте детей совершать ошибки, учите не бояться неудачи и осуждения, ведь только искусство может научить тому, что любая задача может иметь множество ответов.
7. Изучите креативный процесс вашего ребенка.
8. Не учите ребенка как надо…
9. Не рисуйте вместе с ребенком, ну а если всё-таки творите совместно, то не задумывайте какую-то композицию, просто выбрасывайте свои эмоции на бумагу
10. Пусть будь как сделал, даже если нарисована просто точка.

Это только кажется, что маленькие дети — это так просто. Большинство разработок во всем мире делается именно для этого возраста, понимая значение творчества детей для будущего страны! Так стоит ли экономить на художественных материалах? Ну, а во что инвестировать средства семьи решать родителям.

Добавить комментарий

К меню