Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > НАУКА в ШКОЛЕ 2.0 . ИТОГИ

НАУКА в ШКОЛЕ 2.0 . ИТОГИ

9 декабря 2021 г. состоялась Онлайн-Конференция «НАУКА В ШКОЛЕ 2.0», где ведущие ученые, педагоги и представители бизнеса индустрии учебного оборудования и средств обучения обсудили приоритеты научного образования российских детей, вопросы повышения качества работы педагогов и достижений их учеников в естественно-научном образовании.Конференция ответила на основополагающие вопросы — Чему? Как? и На чем? учить сегодня детей в области экологии, биологии, химии, физике, космическом образовании, нейротехнологиях и когнитивных науках.

 

ПЛЕНАРНАЯ ДИСКУССИЯ

Правильный тон онлайн-конференции «НАУКА в ШКОЛЕ 2.0» был задан экспертами пленарной дискуссии, задачей которой было найти ответы на два вопроса: какова ситуация с естественно-научным образованием детей и что нужно сделать, чтобы повысить его качество.  В дискуссии принимали участие:
Тигран Шмис, старший специалист в области образования Московского представительства Всемирного банка;
Галина Ковалёва, заведующий Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО;
Андрей Павлов, заместитель директора Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского, Института образования НИУ ВШЭ;
Владимир Шарков, директор школы МГПУ

 

ЭКОЛОГИЯ

Работа зала «Экология» состояла из трёх взаимосвязанных мероприятий, позволяющих в итоге комплексно и разнопланово оценить процессы, происходящие в современном обществе, экологической науке и отечественном экологическом образовании.

Были затронуты проблемы экологической безопасности в их глобальном, региональном и локальном проявлении. Представлен анализ лучших практик экологического образования, основанных на использовании инновационных педагогических технологий, включающих работу с современным оборудованием и приборами. В заключение работы зала выступили представители отечественных компаний-производителей учебного оборудования с обзором производимых ими изделий и комплектов для оснащения образовательных организаций в целях реализации инновационных практик непрерывного экологического образования.

 

КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Секция «Космическое образование» открылась круглым столом с участием представителей предприятий и институтов Госкорпорации «Роскосмос», Российской академии наук, Министерства Просвещения РФ, а также экспертов в области космического образования. В рамках дискуссии обсуждались вопросы участия отраслевого и научного сообществ в реализации образовательных  программ, их запросы по подготовке учащихся в технопарках, школах и кружках для дальнейшего развития компетентных специалистов в космической индустрии.

Следующим важным информационным блоком секции стали выступления организаторов всероссийских конкурсов и соревнований космической направленности  — космические профили Национальной технологической Олимпиады, WorldSkills, Space Пи, «Дежурный по Планете», Воздушно-инженерная школа «CanSat», «Космический рейс», и производителей технологического учебного оборудования для школ, колледжей и университетов (ООО «Образование Будущего», «Лоретт», «Братья Вольт»).

 

НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ и КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ

Виртуальный зал «Нейротехнологии и когнитивные науки» объединил представителей ведущих образовательных, частных и государственных научно-исследовательских организаций, которые занимаются не только современными разработками и исследованиями в области нейротехнологии и когнитивных наук, но реализуют и внедряют новейшие образовательные технологии. Дискуссии были насыщенными, участники конференции активно задавали вопросы, обменивались мнениями и контактами.

Докладчиками секции стали научные сотрудники и разработчики  из Московского физико-технического института (МФТИ), Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), Новосибирского государственного университета (НГУ), Центра нейробиологии Сколковского института науки и технологий (Сколтех), Научного центра неврологии (НЦН), инновационных компаний «НЕЙРОТРЕНД», ООО «Роботрек» и BiTronics Lab, а также специалисты образовательных учреждений: Школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга, Инженерная школа №548 и детский технопарк Кванториум г. Южно-Сахалинск.

Были освещены вопросы актуальности научно-технического направления нейротехнологий и когнитивных наук, приведены яркие примеры применения технологий, освещены вопросы адаптации учебных материалов и оборудования для образовательного процесса и поддержки проектно-исследовательской деятельности в школах. Особое внимание было уделено вопросам мотивации и поощрения школьников за работу с новыми научно-техническими направлениями. Важным аспектом обсуждения стал интерфейс «ВУЗ — Сеть школ», который в настоящее время играет важную роль в не только в продвижении новых технологий, но и в обеспечении мотивации успешных абитуриентов.

 

БИОЛОГИЯ/ХИМИЯ

В рамках секции «Биология/Химия» обсуждались вопросы олимпиадной подготовки школьников. Владимир Соловьев (СУНЦ НГУ) рассказал об опыте подготовки победителей Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, Сергей Седых — о развитии новых направлений олимпиад, в том числе, профиля «Геномное редактирование» Национальной технологической олимпиады для 8-9 и 10-11 классов. Редактор нового учебного пособия «Естественно-научные предметы. Практическая молекулярная генетика для начинающих. 8-9 классы» Елена Воронина рассказала о структуре пособия и опыте решения практических задач со школьниками.

Другим направлением работы секции стала практико-ориентированная деятельность, методист направления «Агропромышленные и биотехнологии» конкурса «Большие вызовы» Сергей Седых рассказал о правилах проведения и подготовке заявок. Заместитель директора Фонда «Образование» Сергей Анцифиров осветил тему сетевых исследовательских проектов, которые обеспечивают легкий вход в проектную деятельность, как для наставника, так и для ученика. Наталья Смирнова (ИПА СО РАН) поделилась опытом проектной деятельности в области ситифермерства, работе школьников с гроубоксами и умными теплицами. Председатель оргкомитета «Чтения Вернадского» Александр Леонтович рассказал о системе организации учащихся в области естественных наук.

Было отмечено, что важной проблемой является комплектация молекулярно-биологических лабораторий для работы со школьниками. Елена Воронина и Александра Высоцкая (ООО «Фарма») представили опыт организации лаборатории в СУНЦ, Региональном центре «Альтаир», о проектировании и комплектации лабораторий в Кванториумах и региональных центрах, создаваемых по модели «Сириус». Наталья Рубан из компании «Живые системы» презентовала исследовательские наборы по молекулярной биологии, иммунологии, биотехнологии и микроскопии.

 

Экспедиции и работа в поле привлекает многих учащихся и их наставников. Руководитель проекта «Молодежные образовательные экспедиции» Шамиль Невмянов рассказал о двадцатилетнем опыте проведения образовательных программ в условиях природной среды.

 

Доктор биологических наук, зам. заведующего кафедры биофизики, заведующий лабораторией молекулярной генетики МФТИ Илья Манухов представил образовательные программы геномного центра и лабораторий МФТИ по генетике и молекулярной биологии.

 

Качественное обучение биологии и химии невозможно без проведения лабораторных работ. Недостаточный уровень оснащения школьных лабораторий является значительной проблемой, решением которой могут быть цифровые лаборатории. Лидия Дорохова (ООО «Новый диск») представила концепцию образовательной цифровой лаборатории по химии, Илья Горбачев (ООО «Релеон») — по биологии.

 

В рамках конференции было принято решение о проведении конкурса для учителей общего и дополнительного образования, в котором будут разыграны учебные пособия «Естественно-научные предметы. Практическая молекулярная генетика для начинающих. 8-9 классы».

 

ФИЗИКА

В рамках дискуссии зала «ФИЗИКА были рассмотрены актуальные проблемы современного физического образования — тотальный кадровый голод и качество подготовки педагогов естественно-научного направления, а также: какими знаниями должен обладать абитуриент, приходящий в вуз на инженерные специальности. Какая образовательная среда должна быть создана в школе, чтобы она удовлетворяла потребности ученика и соответствовала стратегическим задачам государства? Какое должно быть инженерное образование в эпоху цифровой трансформации?

Обсуждались вопросы подготовки кадров, вопросы оснащения педагогических вузов современным оборудованием, что является необходимым в решении этой сложной задачи.

Также рассматривалась проблематика выбора учебного оборудования по физике, его применение в дополнительном образовании и в проектной деятельности на примере средних общеобразовательных школ Подмосковья и  Екатеринбурга.

 

***

Докладчики и слушатели выразили надежду, что данная конференция станет ежегодной.

По итогам конференции будет выпущен сборник статей.

Оргкомитет конференции выражает благодарность всем спикерам, которые приняли участие в дискуссиях и выступали с докладами, а также предприятиям отечественной индустрии учебного оборудования и средств обучения: ГК Крисмас, ООО «Научные развлечения», ООО «Битроникс», ООО «Фарма», ООО «Образование будущего», ООО «Роботрек», ООО «МГБот», ООО «Релеон», ООО «Живые системы», ООО «Новый Диск», ООО «Лоретт», ООО «Братья Вольт», ООО «Нейротренд».

 

Добавить комментарий

К меню