28-31 октября 2020 г. состоялся VI Всероссийский Форум специалистов художественного образования «Достояние России. Искусство и Культура — детям».

В Форуме приняли участие свыше 5800 специалистов системы образования и культуры, представителей органов исполнительной власти и общественных организаций из 85 регионов России.

Форум проходил при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Агентства стратегических инициатив, в партнерстве с Всероссийским центром художественного творчества и гуманитарных технологий, Центром общего и дополнительного образования им. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, Институтом художественного образования и культурологии РАО, Центром непрерывного художественного образования (Школа Б.М. Неменского).

Открывая Форум директор Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Дмитрий Колобов, сказал:

«Сегодня уже невозможно представить себе освоение современных технологий, инструментов, материалов, развитие вторичной креативности без тесного сотрудничества педагогов с инноваторами, разработчиками и производителями товаров для искусства и творчества. Все современные технологии арт-образования рождаются в промышленности, задача педагогов подхватить, развить их и сделать доступными для детей».

Очевидно, что художественное образование имеет уникальные ресурсы и потенциал для развития личности, создания культуры мира, международного взаимопонимания, социальной сплоченности и устойчивого экономического развития страны. Через искусство дети развивают жизненно важные навыки, которые имеют огромное значение для их будущего успеха в жизни и карьере. Но предстоит решить множество задач, чтобы обеспечить качественное художественное образования российским детям. По прежнему сохраняется социальное и территориальное неравенство в доступе детей к дополнительному образованию. Недостаточно используются ресурсы культурного и природного наследия народов в организациях дополнительного образования. Медленно происходит обновление содержания образования и технологий обучения. Очевиден дефицит современных инфраструктурных и материально-технических ресурсов. Ограничены возможности и имеются барьеры для открытой конкуренции, стимулирующей обновление программного поля и качество образования. Низкая эффективность межведомственного взаимодействия при реализации программ дополнительного образования детей. Низкий уровень цифровизации организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Дополнительное образования художественной направленности конечно же будет развиваться. Развитие будет обеспечено через создание новых мест и разработку программ на основе использования инновационного оборудования, музыкальных инструментов и художественных материалов, которые создает арт-индустрия. Это и анимационные студии, и электронные музыкальные инструменты, и комплексные решения для театра, и полимерные арт-материалы, и керамика, и мобильное кино, и пр.

Заместитель директора Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Андрей Павлов сказал в своем выступлении:

«При создании новых мест для дополнительного образования детей важны осмысленные управленческие  решения и поддержка успешных педагогических концепций при организующей идее о взаимосвязи инфраструктуры, содержания и кадров».

Дополнительное образование должно создавать условия для развития и освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств на принципах непрерывности и преемственности художественного образования в целях подготовки квалифицированных работников для сферы искусства.

Художественное образование не должно забывать о реализации задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов через содержание программ и социокультурной деятельности детских творческих объединений.

От организаций допобразования требуется развитие программ углубленного уровня и поддержка образцовых коллективов по всем видам искусств и жанрам художественного творчества, включение их в муниципальные реестры социально значимых программ дополнительного образования детей в целях сохранения финансирования из муниципального или государственного заданий. Требуется и создание федерального реестра образцовых детских коллективов художественного творчества.

Стоит задача развивать и поддерживать программы художественной направленности и новые формы художественного творчества с применением цифровых технологий (арт-дизайн, 3Д-моделирование, фото-, кино-, анимационные студии, цифровые книги, цифровой театр, медиаобразование и др.).

Конечно же, дополнительное образование должно выявлять, поддерживать и продвигать одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества, создавать условия для зачета творческих достижений и постепенного перехода к освоению специальностей среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства для победителей всероссийских конкурсов художественного творчества.

Должны создаваться условия для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и продвижения высокомотивированных, одаренных и талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, через систему всероссийских социально-значимых мероприятий в сфере художественного творчества.

Программы дополнительного образования художественной направленности сегодня реализуют 14660  образовательных организаций. Первое место по популярности занимают программы по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству, на втором месте — музыка (вокал и инструментальное музицирование), на третьем — хореография. Наиболее массово охвачены программами художественной направленности дети 7-10 лет. Но очевидны и дефициты, такие как:

  • недостаточность программ по фольклору и сохранению культурного наследия региона;
  • низкая вовлеченность мальчиков и юношей в возрасте от 11 лет и выше;
  • недостаточный охват художественным творчеством подростков в возрасте от 13 до 18 лет и недостаточность программ нового содержания для этих целевых категорий детей;
  • дефицит традиционных видов художественного и декоративно-прикладного творчества для детей в возрасте от 6 до 11 лет, недостаточность новых материалов выпускаемых предприятиями артиндустрии для детей среднего и старшего школьного возраста;
  • недостаточность программ с использованием цифровых технологий в художественном творчестве;
  • недостаточность краткосрочных программ, модульного принципа построения.

Не менее важным для обновления программ художественного образования является необходимость связки с показателями экономического роста страны и ориентацией на опережающее планирование рынка труда, квалификаций и компетенций, а также с задачами формирования человеческого капитала; с компетенциями и навыками, которые будут востребованы в 2030 г.; с оценкой собственных дефицитов и барьеров.

В программе Форума было уделено большое внимание интеграции художественно-эстетического развития с естественнонаучным творчеством детей начиная с дошкольного возраста. Интеграция искусства c наукой и техникой помогает детям понять взаимосвязь всего, что они изучают, а также способствует развитию креативности и учит сотрудничеству. Все больше педагогов соглашаются с тем, что обучение в STEAM должно начинаться в раннем детстве, а искусство играет важную роль в развитии навыков чтения, воображения, творческих способностей и многого другого. Интеграция искусства делает занятия наукой и техникой более интересными и доступными даже для тех детей, которым это кажется совершенно неинтересным.

Сотрудничество и интеграция представителей образовательных, научных, общественных организаций и бизнеса, заинтересованных в развитии художественного образования, позволило создать яркое и мощное мероприятие, где профессиональное развитие специалистов происходило через изучение возможностей современных арт-материалов и новых технологий работы с традиционными материалами, новых педагогических технологий и новых образовательных продуктов, комплексных и «готовых» решений, обеспечивающих повышение качества общего и дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности.

Директор Всероссийского центра художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова: 

«Среди огромного множества партнеров ФГБУК «ВЦХТ» сотрудничество с Ассоциацией участников рынка артиндустрии является ключевым. За ФГБУК «ВЦХТ» — 85 региональных систем дополнительного образования России с лучшими педагогами, методическими кейсами и практиками художественного творчества.  За Артиндустрией — сообщество бизнеса и производителей лучшего отечественного учебного оборудования и материалов для развития художественного творчества детей. Наше крепкое содружество — образец государственно-частного партнерства в целях развития культуры и образования в стране».

ПК ЛУЧ, Хобби гипермаркет ЛЕОНАРДО, Erich Krause, Ленмольбертстрой, Кибер Тех, Издательство «Русское слово — учебник», Издательство АСТ, Издательство «Союз художников», Научные развлечения, ДиСис, ГК DIGIS, KIDS ANIMATION DESK, Мульт-Школа.ру, Нева-Саунд, Синкопа Плюс, Октава Дизайн и Маркетинг, РДФ-Трейд, Мануфактура «Балалайкеръ», Мануфактура «Мир Гуслей», Тульская гармонь, Ателье Гончарова, Лечу над миром провели десятки мастер-классов для участников Форума.

Гостем Форума стал Михаил Семенович Казиник — искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени. Встреча с ним, без преувеличений, буквально переворачивает весь мир — и внутренний и внешний. Российские арт-педагоги смогли пообщаться с маэстро и стать участниками лекции «Образование искусством», как главная задача формирования нового поколения». Сегодня, когда цифровое и компьютерное мышление — реальность, творческое и художественное мышление — единственная альтернатива  для развития полноценной гармоничной личности. Но оно не достигнет цели, если будет формализовано и окажется неинтересным, покажется ненужным довеском в системе образования. Педагоги получили ответы на вопросы: как сделать творческое воспитание ярким, увлекательным, парадоксальным, наполненным огнем и любовью; какие методы, приемы, риторику важно использовать, чтобы дети осознали, что мир искусства — это мир безусловной и абсолютной Любви. Вот что сказал Михаил Казиник, обращаясь к педагогам:

«Каждый урок искусства будь то музыка, поэзия, архитектура, живопись должен быть эмоциональным и нравственным открытием. Должен вызвать у ребенка яркую ответную реакцию и запомниться на всю жизнь. Должен быть открытием и потрясением. История развития человечества неоспоримо свидетельствует, что каждая страна ценна прежде всего тем, ЧТО она вложила в копилку мировой цивилизации. Именно Культура является фактором, объединяющим человечество, защищающее «Планету людей» от личностных и межгосударственных конфликтов».

Президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Егорова Ирина:

«Ровно 20 лет назад на 30-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор обратился к производителям художественных материалов и музыкальных инструментов, а также к крупным корпорациям, с призывом принять участие в развитии художественного образования, предоставив финансовую поддержку. Форум «Достояние России. Искусство и Культура – детям» — один из способов содействия бизнеса развитию арт-образования в России. Он дает педагогам возможность овладеть новыми технологиями, узнать о новейших методиках, разнообразных арт-материалах и средствах обучения, установить контакт с производителями, а значит повысить свои профессиональные компетенции, обеспечить карьерный рост и высокое качество преподавания искусства».

И в заключение…

Организаторы получили тысячи благодарственных отзывов за то, что соединили на одной площадке арт-педагогов  России, позволили расширить представления о достижениях в области арт-педагогики, о новых технологиях и материалах, показали вектор развития художественного образования.

МБУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа» г. Нижнекамска Республики Татарстан, Игошина Виктория Васильевна: «Желаю успехов всем, кто осуществил этот проект и надеюсь на его продолжение! Вы дарите нам надежду на лучшее».