Вы тут
Главная > Гильдия арт-педагогов > Роль сетевого взаимодействия в развитии дополнительного и художественного образования детей

Роль сетевого взаимодействия в развитии дополнительного и художественного образования детей

Развитие инновационной экономики России, создание высоко технологичных производств, о которых в своих выступлениях неоднократно говорили Президент России В.В.Путин, видные ученые и представители бизнеса России, во многом зависит от воспитания подрастающего поколения в системе общего и дополнительного образования. Поэтому особую актуальность приобретает совершенствование программного поля, материально-технической базы, создание особых образовательных пространств, развитие кадрового потенциала. Сегодня система образования находится в процессе интенсивного и принципиального изменения, поэтому общество и государство снова ищет ответ на «вечные» вопросы, как и чему учить подрастающее поколение. И вот уже уроки искусства тают в расписании школьников и выводятся за сетку часов, а программы внеурочной деятельности все чаще заменяется факультативами по предметам и подготовкой к ЕГЭ. Где же место дополнительного образования в постоянно модернизируемом образовании?

Сегодня особенно уязвимыми являются программы художественной направленности. Как сделать так, чтобы они не пали жертвой реформ? Архитектура системы образования меняется во многих странах мира. Все выше потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning). Не секрет, что актуально решение проблем системы формального образования, которая не состоянии своевременно обеспечить формирование и обновление компетенций, необходимых для людей развивающих экономику стран. Стандарты просто не могут обновляться с такой скоростью, поэтому все чаще в профессиональном педагогическом сообществе звучит вывод о возможном приоритете в XXI веке неформального и дополнительного образования.

Вариативность, способность к обновлению, отсутствие формальных рамок и другие особенности неформального образования рассматриваются в качестве ресурса, который позволит компенсировать недоставки формальной системы, додать детям то, что необходимо для успешности в жизни и в профессиональной деятельности. Это одна из причин, почему Концепция развития дополнительного образования значительно поднимает его статус, а одним из механизмов решения столь непростых задач, поставленных перед системой, заявлено партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи.

Сегодня около 50 % программ дополнительного образования относится к художественной направленности, и реализуются они большинством образовательных организаций.
В программе реализации Концепции развития ДОД приоритет отдан развитию технической направленности, а их, как показывает практика, не более 5%. Что делать? На первый взгляд программ технической направленности мало, а стране нужны инженеры. Только вот стоит ли противопоставлять и стоит ли менять пропорции? Это явно не тот случай, когда или-или, наша Ассоциация участников рынка артиндустрии считает, что в этом случае правильнее будет сказать «и то, и то», но при определенных условиях.

При развитии дополнительного образования и внеурочной деятельности можно пойти простым путем, т.е. вводить то что «модно», а можно посмотреть глубже и включиться в развитие программ, которые обеспечат системную профориентацию и обеспечат подрастающему поколению успешность в профессиональном становлении. Так что архитектура системы образования в ближайшее время будет меняться и разумно предположить, что и от нас всех зависит, в какую сторону. Думаю, не ошибусь, если скажу, что все-таки пришло время всем сторонам, заинтересованным в развитие дополнительного и художественного образования детей, объединиться.

Большинство экспертов в числе компетенций XXI века выделяют креативность, критическое мышление, готовность к инновациям и конечно информационную грамотность (без нее уже сейчас никуда ни в быту, ни в профессии) как наиболее важные. Прогнозируют также и развитие роботизации, которая приведет к появлению «нулевых производств», и конечно подрастающее поколение необходимо готовить к этому. Прогнозируется, что создавать и обслуживать роботов будут примерно 5% людей, занятых на рынке труда, а вот остальным 95% придется с роботами конкурировать. В самом ближайшем будущем успех человека будет зависеть от тех способностей и умений, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициатива, лидерские качества, критическое мышление и т.п. Вклад дополнительного образования в целом и художественного образования в частности в развитие таких компетенций трудно переоценить.

Если кто-то считает, что детям уже хватит петь и танцевать, пора осваивать высокие технологии в инженерных классах, то он точно ошибается. Инвестиции в область неформального и художественного образования являются инвестициями в развивающуюся экономику. Мировое профессиональное сообщество пришло к выводу, что художественное образование имеет прямое влияние на качество освоения таких академических предметов, как математика письмо, чтение, а самое главное вносит значительный вклад в формирование компетенций XXI века. Исследования развития детей показали, что художественное образование:

• способствует развитию ребенка с раннего детства, а язык чтения, письма и математики долго (до школы) недоступен ребенку, а ранняя музыкальная подготовка формирует готовность ребенка к обучению в школе;
• помогает быть успешным в учебе по любым академическим предметам, например, обучение игре на музыкальном инструменте помогает преуспеть в математике, формируя нужные нейронные связи, а визуальные виды искусств (ИЗО, ДПИ и пр.) улучшают навыки чтения;

• оказывает непосредственное влияние на способность учеников к обучению, например, 5-7-летние «отстающие» дети, которые получали специальные музыкальные и художественные программы, в дополнение к стандартной учебной программе, догнали своих сверстников в чтении и превзошли их в математике уже после 7 месяцев обучения, а утомляемость снизилась на 25%;
• помогает учащимся стать более компетентными в технологическом мире, потому что инженеры — это самые креативные люди, которые только существуют. Например, корейские инженеры живут и работают с лозунгом «Каждый инженер должен стать художником», т.к. к их работе предъявляется очень высокие требования и чтобы они не проектировали — это должно быть не только функционально, но и красиво! И, наверное, это правильно!

Методологическим базисом создания среды для формирования инженерно-технических компетенций в дополнительном образовании часто выбирается международная инициатива STEM (наука, технология, инженерное дело, естественные науки и техника). В целом ряде стран эта инициатива в последние годы была подвигнута критике. Многие ученые и общественные деятели заявили о том, что блока STEM сегодня недостаточно для развития людей, способных поднять экономику.

Без творческой составляющей – искусства – человек не способен создать что-то новое. Поэтому в аббревиатуру вписали еще компонент – Art и на сегодня используется аббревиатура STEAM (science, technology, engineering, art and mathematics.) В STEAM-е предлагается использовать средства искусства для усвоения конвента точных наук. Поиск точек соединения дает самые неожиданные и много обещающие результаты для создания конкурентоспособной экономики. А вот в России таких программ явно недостаточно.

Сегодня важно признать связь между искусством и технологиями, учить использовать технологии в искусстве, правильно расставлять приоритеты. Ведь многие IT-технологии и 3D принтеры всего лишь новые инструменты, а значит, и эффективность их применения будет напрямую зависеть от того, насколько у пользователя развито воображение, умение генерировать идеи, выбирать лучшую идею и воплощать ее. А разве не эти умения формирует художественное образование? А вот применение пакета решений, предлагаемых при разработке 3D модели на компьютере, этому не учит. Пришло время, не только говорить о важности дополнительного и художественного образования, но и решать проблемы их развития и в этом большую помощь может оказать сетевое партнерское взаимодействие.
К сожалению, система образования считает, что все проблемы развития и модернизации она решит сама, поэтому и сетевое взаимодействие чаще всего рассматривается в основном внутри системы. А ведь огромное количество инноваций и действительно прогрессивных решений пришло и приходит извне, в том числе от производителей современного оборудования и средств обучения. Когда-то именно они создали скрипку, рояль, пластилин, краски и все остальное, что необходимо для организации образовательного процесса художественной направленности и тем самым создали условия для развития целых направлений и авторских школ в художественном образовании. А компьютеры, 3D принтеры, станки с ЧПУ … тоже пришли в образование от производителей, и теперь на их основе обновляется программное поле дополнительного образования, развиваются новые направления профориентации молодежи, например, JuniorSkills и региональные технопарки.

26-29 августа 2016 года Левада-Центром был проведен опрос, в котором участвовали 1600 взрослых городских и сельских жителей из 48 регионов страны. Отвечая на вопрос «Как вы считаете, преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание?» люди указали, что художественное творчество, музыка и искусство абсолютно не важны. Сегодня художественное образование нуждается с одной стороны в защите, а с другой – в перезагрузке. Кто же может помочь арт-педагогам в решение этой проблемы, кто сможет поднять имидж и значимость художественного образования, повысить статус арт-педагогов? С кем выстраивать сетевое взаимодействие?

Во-первых, с учителями общей школы. Научно доказано, что методы арт-образования помогают при изучении языка, математики, естественных наук, истории, и т.д.. Применение методов арт-образования особенно важно для детей, которые имеют проблемы с развитием речи и математическими понятиями. Не случайно в странах Европейского союза уже 47% учителей-предметников прошли повышение квалификации по художественному образованию и программы переподготовки продолжаются. Нашим педагогам-предметникам тоже нужен доступ к профессиональной подготовке по методам арт-образования,
Во-вторых, выстраивать сетевое взаимодействие нужно с представителями профессионального сообщества, как и из сферы искусства, так из науки и производства. Они помогут повысить качество реализуемых программ, создать новые программы, продемонстрируют качества, необходимые в профессиональных сообществах и творческих профессиях, а также познакомят с реальным опытом жизни в профессии.

В третьих, партнерские связи между образовательными и общественными организациями — это тоже большой бонус, но наибольшую поддержку могут оказать представители бизнеса, заинтересованные в поддержке и развитии дополнительного и художественного образования. Растет число предпринимателей, которые принимают очень интересную точку зрения — они видят поддержку дополнительного и художественное образования как инвестицию с потенциальным возвращением в виде творческих, инновационных, адаптируемых людей, которые способны процветать и преуспевать в работе.

Какой же бизнес заинтересован в развитии дополнительного и художественного образования больше всего? Это, прежде всего все те компании, которые формируют креативную индустрию в нашей стране: теле- и кино индустрия, анимация, шоу-бизнес, реклама, художественная промышленность, производители товаров для творчества и рукоделия, легкая промышленность, fashion индустрия, производители товаров широкого потребления и пр.

Когда бизнес в чем-то заинтересован, вопрос ставиться серьезно. Так что бизнес является ключевым игроком — и ключевым партнером — в работе по обеспечению высококачественного дополнительного образования

С каким сектором реальной экономики необходимо выстраивать сетевое взаимодействие?

В России последние годы развивается кластер производителей и поставщиков современного учебного оборудования и средств обучения. Сотрудниками таких компаний являются люди, пришедшие из науки, производства, бизнеса и образования. Не редкость — наличие ученых степеней как технических, так и педагогических наук. Бизнес отслеживает самые современные тенденции развития неформального образования на международном уровне, оценивает потребности государства и общества. Некоторые стараются обеспечить потребности системы образования в оборудовании и средствах обучения, но с каждым годом появляется все больше компаний готовых предложить образовательным организациям новые продукты — «готовые или типовые решения». Для их создания выстраиваются взаимовыгодные партнерские отношения с образовательными организациями, привлекаются научные работники, сотрудники вузов, методисты и лучшие педагоги-практики.

А что такое готовое решение? Это не просто тиражируемая и оптимизированная комплектация современного оборудования и средств обучения, но и комплекс связанных с ее эффективным использованием услуг (программно-методическое обеспечение, дидактические материалы, техническое и конкурсное сопровождение, обучение сотрудников и т.п.).

Такой подход позволяет сокращать время на решение стоящей перед образовательной организацией задачи и оптимизировать финансовые затраты, а также предусматривает возможность доработки типового решения под потребности и возможности конкретного заказчика. Из нескольких типовых можно создавать комплексные решения: центры профориентации и подготовки детей к JuniorSkills, экологические центры или технопарки на базе образовательных организаций и т.д.

В интересах устойчивого развития, как системы образования в целом, так и образовательных организаций, в Концепции развития дополнительного образования выделяется развитие государственно-частного партнерства. Партнерское взаимодействие может использоваться как инструмент общественно-государственного управления, когда речь идет о налаживании диалога, взаимодействия государства, общества и бизнеса в сфере образования, и в первую очередь в управлении его функционированием и развитием. Общая цель партнерства – увеличение объемов, повышение качества и доступности образовательных услуг. Это задача непростая и для ее решения действительно необходимо объединить интересы всех заинтересованных сторон. Но, к сожалению, пока можно констатировать, что система образования и производители живут как бы сами по себе. Одни создав продукт для развития системы образования, испытывают сложности с его реализацией, а другие, имеют очень низкую осведомленность об этих разработках и пытаются решать задачи развития своими силами, и тоже испытываю колоссальные сложности, а в проигрыше все — и государство, и общество, и образование, и бизнес.

В методических рекомендациях, разработанных Ассоциацией участников рынка артиндустрии для Министерства образования и науки РФ (Письмо Минобрануки РФ 29.09.2015 №09-2628) дано описание жизнеспособных моделей партнерского взаимодействия с бизнесом и приведены алгоритмы установления эффективных партнерских отношений с учетом специфики их реализации в системе образования.
Все модели доказали свою эффективность. Модель «Наращивание потенциала образовательной организации» позволяет совместно создавать «готовые и комплексные решения» для формирования образовательной среды, например, «Многофункциональные образовательные центры».

Например, вот такое «готовое решение» для организации практических, лабораторных и проектных работ по физике, химии и биологии запатентованный комплексный образовательный продукт, включающий подборку комплектующих от более 100 компаний и полное УМК с 700 лабораторно-практическими работами, сценариями проектной деятельности и т.п. Может педагог это сделать сам? Нет, а самое главное это не его задача, это тот самый атавизм – привычный стереотип. В тех странах, где высокий уровень качества образования педагог получает все разработки в готовом виде, ибо его задача работать с детьми, и в этом заключается его творчество! Это путь к минимизации риска, что к детям придет недостаточно компетентный человек, и будет годами нарабатывать опыт. На готовом продукте трудно даже на репродуктивном уровне реализовать не качественную образовательную услугу, а творческий подход и индивидуальный опыт могут только повысить это качество.

Еще два вида готовых продуктов — это «Кружки под ключ», и «Кейс-боксы». В чем особенность этих новых образовательных продуктов:

• Новизна предложенных технических решений, которые подтверждается патентами Российской Федерации на изобретения и полезные модели.
• Грамотное и оптимизированное использование комплектующих от большого количества компаний.
• Апробированное программно-методическое обеспечение, которое позволяет обеспечить тиражирование нового образовательного продукта, минимизировать временные затраты на введение новых кружков и программ.
• Техническое сопровождение, а значит дополнение имеющихся в образовательной организации ресурсов, наращивание потенциала за счет преемственности новых разработок.
• Конкурсное сопровождение для детей, обучающихся по новым образовательным продуктам.
• Подготовка педагогов для и качественной реализации новых образовательных продуктов.

Одной из главных особенностей этой модели является то, что бизнес привносит в систему образования новые компетенции и знания в области маркетинга, экономики, управления персоналом и использования рыночных механизмов, что позволяет повысить эффективность государственных учреждений, обеспечить оптимизацию их ресурсов, в которой так сегодня заинтересовано государство.

Высокий уровень вариативности ключевых параметров системы дополнительного образования делает ее сложным объектом для анализа и управления, да и развитие образовательных организаций, реализующих эти программы — задача не простая. Однако перед множеством образовательных организаций, даже таких разноплановых, программные документы ставят целый ряд однотипных задач. Готовые типовые или комплексные решения, предлагаемые отечественными производителями позволят не только реализовать Технологию Быстрого Внедрения и существенно сократить сроки внедрения инноваций, а значит внести свой вклад в обновление программного поля, материально-технической базы и в развитие кадрового потенциала организаций, но позволят оптимизировать закупки даже в условиях ограниченного финансирования. Уже сегодня эффективные партнерские отношения могут стать основой для разработки неформальных, реальных программ развития организаций, реализующих программы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Автор: Михайлова Наталия Николаевна, доктор пед. наук, профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии

Добавить комментарий

К меню