Вы тут
Главная > Новости Ассоциации > Вектор развития инклюзивного образования

Вектор развития инклюзивного образования

8 декабря 2021 г. состоялся круглый стол «Доступное образование». Он стал частью деловой программы VI Национального форума реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда на технологии», который был организован Минпромторгом России в рамках Российской недели здравоохранения.

СМОТРЕТЬ МЕРОПРИЯТИЕ В ЗАПИСИ

В дискуссии приняли участие:

  • Сохацкая Алина Николаевна, советник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;
  • Чусовская Ольга Валерьевна, начальник отдела индустрии детских товаров Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
  • Фальковская Лариса Павловна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации;
  • Каракчиева Инна Викторовна, ведущий эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации;
  • Бабенкова Надежда Евгеньевна, генеральный директор ООО «Брейн Девелопмент»;
  • Поваляев Олег Александрович, к.т.н., лауреат премии Правительства Российской федерации в области образования, генеральный директор ООО «Научные развлечения»;
  • Аверин Сергей Александрович, к.ф-т.н, доцент Московского городского педагогического университета, президент АО «ЭЛТИ-КУДИЦ»;
  • Кожевникова Виктория Витальевна, к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, старший научный сотрудник Институтахудожественного образования и культурологии РАО, учредитель ООО «ФребельРус»;
  • Малеванов Евгений Юрьевич, к.п.н, директор проектов Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив
  • Егорова Ирина Игоревна, президент Национального союза предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций, президент Ассоциации участников рынка артиндустрии.

В своем выступлении Инна Каракчиева отметила: «Образование доступное и качественное для всех и каждого, позволяющее реализовать свой потенциал — вот наше будущее, в этом состоит развитие нашего общества. Уровень инклюзивного образования, его многообразие и гибкость являются маркёром комфортности и современности. Безусловным является тот факт, что раннее выявление и коррекция особенностей развития, позволяют решить четверть тех проблем, с которыми сталкиваются семьи имеющие детей с особыми возможностями здоровья. Создавая современную образовательную среду, отвечающую потребностям каждого, формируя уникальные образовательные маршруты, мы обогащаем отечественные образовательные практики и создаём образование будущего».

При этом эксперты отметили, что уровень развития предметно-развивающей среды, ее соответствие потребностям детей с ОВЗ, оцениваются представителями системы образования и родителями по-разному. Даже в самой системе образования наблюдаются существенные расхождения. Ключевым остаётся вопрос самой образовательной среды, ее готовности, нехватки квалифицированных специалистов и вопрос социальной интеграции.

Виктория Кожевникова в своем выступлении отметила три обязательных условия инклюзивного обучения — это хорошо организованная инфраструктура образовательной организации, учитывающая потребности всех участников образовательного процесса; четкая организация работы всех специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников; ценностное отношение к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ.

Эксперты обратили внимание на важность развития цифровых технологий, которые действительно изменили жизнь людей с инвалидностью к лучшему. «Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья профессия программиста, специалиста IT сферы, инжиниринга может стать делом всей жизни, приносить стабильный доход. Знание цифровых технологий, владении ими дает возможность стать успешными и востребованными в жизни», — сказала Надежда Бабенкова, генеральный директор ООО «Брейн Девелопмент».

Проблемы обучения детей находящихся на длительном лечении, не остались без внимания экспертов. «Больница — это совершенно другой мир, не похожий ни на одну традиционную школу. Тут все очень серьезно и очень жестко, начиная со специальных гигиенических требований к оборудованию, которое должно выдерживать самую серьезную дезинфицирующую обработку, уникальные требования к эргономике эксперимента, когда занятия проводятся в палате, иногда на кровати больного ребенка, находящегося по капельницей. Здесь другие методические требования — у преподавателя крайне мало времени для общения, а он должен успеть рассказать и показать реальный эксперимент, а ребенок понять и усвоить», — отметил Олег Поваляев, генеральный директор ООО «Научные развлечения».

Далеко не каждое предприятие индустрии учебного оборудования и средств обучения готово заниматься производством средств обучения для детей с ОВЗ.  По словам президента АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» Сергея Аверина, есть определенные требования к предприятию: «Во-первых, надо иметь в штате или в своей партнерской орбите специалистов с практическим опытом инклюзивного или коррекционного образования. Во-вторых, надо иметь собственное или партнёрское гибкое мелкосерийное производство с возможностью вводить в ассортимент новые изделия или модернизировать старые небольшими партиями. В-третьих, надо иметь в штате методистов и участвовать в курсах повышения квалификации, давать мастер-классы на оборудовании, желательно создавать экспериментальные площадки на базе компенсирующих или комбинированных образовательных учреждений. В-четвертых, быть готовым, что каждое образовательное учреждение или развивающий центр, который захотел работать по вашим методикам и на вашем оборудовании, будет нуждаться в индивидуальном сотрудничестве с учётом контингента детей, наличия специалистов (или их отсутствия), и даже особенностей регионального и финансового порядка».

По статистике из 17 млн школьников 840 тысяч — это «особенные» дети. За пять лет количество таких детей в обычных классах увеличилось почти в 1,5 раза, а численность детей-инвалидов выросла на 13,3%. Разработаны и внедрены отдельные образовательные стандарты для обучающихся с ОВЗ – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В документах четко прописаны условия для разных групп обучающихся с ОВЗ, при этом закон об образовании оставляет возможность сохранения отдельных организаций или классов для таких детей.  Многое сделано, но  и предстоит сделать не мало.

Добавить комментарий

К меню