Вы тут
Главная > На чем учить? > Анимация в школе и не только…

Анимация в школе и не только…

Ирина Кашекова, д.п.н., профессор, гл.научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», член Московского союза художников, член Российского союза писателей, автор учебников по изобразительному искусству для школы и вуза.

Новый подход к изучению искусства в школе

Принятая Министерством просвещения в декабре 2018 г. Концепция преподавания предметной области «Искусство» предполагает новый подход к урокам изобразительного искусства и музыки. Теперь кроме обязательной части содержания образования есть – вариативная. Она обеспечивается сквозными модулями, выбор которых предоставляется учителю.

Что такое «сквозные модули»?

Новая идея дает больше свободы учителю, т.к. предполагает реализацию его художественных наклонностей и творческих интересов. Разнообразие модулей по предмету «Изобразительное искусство» определяется широким охватом искусств, которые входят в содержание этого предмета. Кроме изобразительных искусств (живопись, графика, скульптура) включается знакомство с архитектурой, дизайном, декоративно-прикладными искусствами. Модули предполагают детализацию и углубление в специфику каждого из названных искусств. Мера углубления будет выбираться учителем. Так, при выборе модуля «Графика» дети могут заниматься рисунком, который составляет станковую графику, а могут изучать книжную иллюстрацию; могут осваивать гравюру или учиться выполнять различные графические композиции, в основе которых лежит знак: от герба до логотипа (вручную или и на компьютере в простых графических редакторах). ДПИ имеют еще более разветвленную градацию: по стилистике (традиционные и современные); по возможностям использования (орудия труда, мебель, игрушки, посуда, украшения); по материалам (керамика, дерево, художественный текстиль, художественный металл).

Любое художественное направление – литературное, музыкальное, изобразительное – способствует развитию ребенка, укреплению его психического здоровья, дает основы для дальнейшей специализации. Что же можно сказать об интегрированном модуле, который объединяет все эти виды художественной деятельности?

Анимация – интегрированный учебный модуль

В наш язык слово «анимация» пришло из Франции, и переводится как «оживление», «одушевление». Именно этим словом когда-то на Западе назвали то, что у нас в стране традиционно называлось мультипликацией. В настоящее время это название получило распространение и в России, постепенно вытесняя привычное. Соглашусь с тем, что западное название глубже и лучше передает суть явления. Ведь его феномен не в том, что картинок много (мульти), а в том, что они «живые»! Непрерывное движение, динамичная смена изображений, клиповость как нельзя лучше соответствует нынешней культуре. Анимация в этом контексте становится идеальным инструментом обучения и развития ребенка.

Интегрированный учебный модуль – «Анимация» отвечает психологии современного детства и способен решить массу учебных проблем. Ведь создание сюжета мультфильма требует внимательного прочтения и анализа литературного произведения, которое берется за основу. Выделение ключевых моментов, визуализация сначала в представлении, а затем в изображении образов персонажей, среды, в которой они находятся. Если это народная сказка, произведение прежних времен или историческое событие, нужно познакомиться со стилем эпохи в архитектуре, одежде героев, мебели и т.д. Следующий этап – изображение фона и создание образов героев. Для его успешного осуществления учимся рисовать (или лепить) фигуру человека, пейзаж и интерьер, мебель. Осваиваем правила линейной и воздушной перспективы, цветоведения; узнаем приемы построения композиции; учимся моделировать из бумаги и проволоки, овладеваем приемами стилизации и др. Далее идет самый увлекательный этап – «оживление» персонажей и съемка мультфильма. Одновременно подбирается музыкальное сопровождение. После этого осуществляем озвучивание.

Готовим к занятиям с детского сада

Анимация интересна и доступна ребенку с дошкольного возраста. Детям свойственно в воображении оживлять игрушки. Они разговаривают с куклами и игрушечными мишками и зайцами, кормят их, укладывают спать и даже наказывают за плохое поведение. Поэтому идущий по тропинке игрушечный мишка для них явление вполне естественное. Начать занятия анимацией можно, переставляя в специальном пространстве готовых кукол, но можно вдохнуть жизнь и в собственные рисунки! Использование ведущих – игровых видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту, на занятиях с малышами позволяет вызвать интерес к прослушиванию и анализу детских стихотворений, народных и современных сказок, рассказов о животных.

Какие качества развивают занятия анимацией?

Анимация – занятие коллективное, прекрасно формирующее коммуникативные качества, столь необходимые современному человеку. Умение работать в команде – это способность понимать свои возможности и свое место в общем деле. Одни дети, которым свойственны лидерские качества, берут на себя ответственность за общее дело, выдвигают идеи, распределяют работу в своей команде; другие – исполнители, выполняют какую-то часть для достижения общего результата.

В процессе работы над мультфильмом ребенок познает разные стороны окружающего мира: от строения цветка до художественных стилей. Процессы познания изучаются когнитивной психологией и напрямую связаны с памятью, восприятием и переработкой информации, воображением, скоростью мышления. Таким образом, занятия анимацией активизируют когнитивные способности ребенка, являющиеся проявлением высших функций головного мозга. Особенно ценно то, что создавая мультфильм, дети учатся, свойственной искусству, образной форме передачи мира, что, по мнению, современных психологов, отвечает естественному для человека способу познания: «Человек познает окружающий мир образами, а не суммой знаний» (В.П. Зинченко ), знания лишь упорядочивают их в систему.

Запас знаний, имеющийся в личном опыте человека, способствует развитию креативных, творческих процессов. Чем больше резерв информации, тем успешнее человек может производить комбинаторные действия. Обращение к имеющимся в памяти образам и ассоциации, которые они вызывают, являются хорошим подспорьем в творчестве. Поэтому значимым условием развития креативности является познание, способность умственно воспринимать и трансформировать информацию в зависимости от возникающих задач.
Художественное восприятие и художественная деятельность формируют визуальную грамотность и визуальную культуру ребенка – качества необходимые современному человеку, живущему в пространстве визуальной информации.

Могут ли занятия анимацией укреплять здоровье ребенка?

В процессе художественной деятельности человек творчески познает мир, а занятия творчеством способствуют укреплению психического здоровья, которое самым непосредственным образом влияет на общее самочувствие человека.

Что нужно для занятий анимацией?

Занятия анимацией в детском коллективе можно организовать посредством детской мультстудии «Kids Animation Desk». Она удобна для всех видов анимации (пластилиновой, кукольной, рисованной, песочной и Lego анимации). Ярусная конструкция разграничивает окружающую среду от сказочного пространства, формируя своеобразный творческий микроклимат. Сцена может вращаться и подстраиваться под разноплановую съемку. Предусмотрены возможности быстрой смены декораций.

Для малышей разработаны тематические сказочные наборы по сказкам «Репка», «Колобок», «Три поросенка».

Ценность модуля «Анимация» для образования обусловлена его высоким педагогическим потенциалом, в результате его освоения у ребенка сформируются интегративные качества, среди которых значимое место занимают: самостоятельность, интерес к окружающему миру, желание и способность задавать вопросы, экспериментировать, применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, в случае необходимости преобразовывать способы решения, выдвигать собственный замысел и воплощать его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Добавить комментарий

К меню